Отличия управленческих решений

Предмет и задачи курса

Как в жизни отдельного человека, так и в повседневной деятельности организаций принятие решений является важным этапом определяющим будущее. Человек выбирает профессию, дом и т.д., руководители разных уровней ежедневно принимают множество решений от успеха или не успеха которых будет зависеть состояние организации.

В процессе принятия решения люди могут играть разные роли. Лпр – лицо принимающее решение. Владелец проблемы – человек, который, по мнению окружающих должен ее решать и несет ответственность за принятие решения. Эксперт – профессионал в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями при разработке и принятии решения.

Личности Лпр и Владельца проблемы чаще всего совпадают, но бывают и исключения, например семьи где решение за другого принимает супруг, или если глава фирмы полагается на своего заместителя.

Варианты действий принято называть альтернативами.

Альтернативы бывают зависимыми и независимыми. Примером зависимых альтернатив является: при планировании развития города решение о сохранении исторического центра влечет за собой рассмотрение всех вариантов его реализации.

Также задачи принятия решения бывают с заранее существующими, заданными альтернативами, например выбор лучшего банка для вложения средств, и бывают задачи когда основная часть альтернатив появляется после принятия основного решения, например если необходимо разработать правило открытия кредитов в банке, здесь альтернативы (организации) появляются после выработки и оглашения правил.

Показателями привлекательности альтернатив для участников процесса выбора называются – критерии оценки альтернатив. В профессиональной практике выбор критериев, определение их числа и оценка альтернатив зачастую является сложной задачей. Например, при принятии решения о покупке автомобиля можно выбрать в критерии оценки размер, цвет, страна производитель, объем двигателя и т.д.

Альтернатива А называется доминирующейпо отношению к альтернативе В, если по всем критериям оценки альтернативы А не хуже, чем альтернати­вы В, а хотя бы по одному критерию оценка А лучше. При этом альтернатива В называется доминируемой.

Альтернативы относятся к множеству Эджворта-Парето, если каждая из них пре­восходит любую другую по какому-то из критериев т. е. альтернативы, не находятся в отношении доминирования.

Альтер­нативы, принадлежащие множеству Эджворта-Парето, принято называть не­сравнимыми. Их действительно невозможно сравнить непосред­ственно на основе критериальных оценок. Но если решение должно быть принято, то сравнение альтернатив, принадлежащих множествуЭджворта-Парето, возможно на основе дополнительной информа­ции.

Не смотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отлича­ется от решений, принимаемых в частной жизни.

Отличия управленческих решений

• Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собст­венных потребностей (хотя их влияние и играет опреде­ленную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

• Последствия.Частный выбор индивида сказывает­ся на его собственной жизни и может повлиять на не­многих близких ему людей. Менеджер, особенно высо­кого ранга, выбирает направление действий не только для себя,но и для организации в целом и ее работни­ков, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влия­тельна, решения ее руководителей могут серьезно отра­зиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

• Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существуют определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.

• Профессионализм. В частной жизни каждый чело­век самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией приня­тие решений — гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессио­нальной подготовки. Далеко не каждый сотрудник орга­низации, а только обладающий определенными профес­сиональными знаниями и навыками наделяется полно­мочиями самостоятельно принимать определенные ре­шения.

Рассмотрев эти отличительные особенности приня­тия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение (УР) – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Управленческое решение ­­– это творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления). Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может.

Разработка эффективных решений – основная предпосылка обеспечения конкурентоспособности организации.

Профессиональные знания, компетентность принятия решений и социальная компетентность являются интегративными элементами целостной профессиональной компетентности.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалиста по специальности 06.11.00 “Менеджмент”,выпускник:

· способен научно анализировать социально-значимые проблемы;

· способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

· умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;

· должен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;

· умеет находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований;

· способен находить нестандартные решения типовых задач или умеет решать нестандартные задачи.

Наши рекомендации