Современные теории массовой коммуникации: обзор основных подходов
Публицистика: понятие, предмет и функции.
П. - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты.
Для п. стиля характерно использование оценочной лексики с сильной эмоциональной окраской. Сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих). Информация адресуется широким массам, всем носителям языка; необходима быстрота передачи информации.
Характеристика п.:
- это способ открытого энергичного влияния на умы, настроения и поведение
- источник воздействия занимает ясно выраженную позицию.
П. – «шире» журналистики (выступление оратора, документальное кино, плакат).
Ошибочно мнение, что всякий журналистский материал является публицистикой: п. текст должен быть насыщен идейным содержанием, быть наступательным по манере изложения.
Цель публицистики – воздействовать на общество, чётко выраженная авторская позиция нет художественного вымысла.
Предмет п. (В широком смысле)– жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого, вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе.
Предмет п. (узк.) – социальная проблема, событие, явление, происходящее в настоящий момент или недавно произошедшее, мнение автора об этом событии или явлении.
1) функция сообщения (информирование читателей о значимых проблемах)
2) функция воздействия (убедить аудиторию)
Кроме информационной и воздействующей, тексты п. стиля и остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.
Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова.
Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.
Современные теории массовой коммуникации: обзор основных подходов
МК – процесс производства, передачи и восприятия сообщений большими массами людей, рассредоточенных в пространстве и времени, с помощью технических средств
Модели МК:
1. линейная коммуникация (передача в одну сторону)
2. интерактивная (одноразовая обратная связь)
3. транзакционная (модель диалога)
Но можно свести количество моделей только к двум первым.
Виды СМК:
1. печатные
2. электронные
3. химические (фото, кино)
Теории процесса массовой коммуникации
Отбор информации | Структурирование | Распространение информации | Восприятие |
Т. привратника | Т. Повестки дня | Т. культивации | Теории эффектов |
1.Теория привратника: отбор информации. 3 основных фактора, влияющих на отбор информации:
- субъективный (интересы и вкус человека, который отбирает информацию)
(на него влияет организация, на которую работаем, социальная среда, нормы культуры)
- интересы аудитории
- технический фактор (площади, на которых можно разместить информацию, время)
- в роли «привратников» выступают все, кто участвует в отборе информации.
На отбор информации привратником влияют:
1. Организация (редакция, агентство, издательская компания и др.) с ее нормами и правилами;
2. Социальная среда – правительство, рынок, группы интересов, рекламодатели и др.
3. Нормы культуры, распространенные в мировом сообществе, стране, городе.
Цензура как форма привратничества. Официально цензуры нет сейчас, и не было в советское время. Сейчас цензура – определенное влияние на отбор информации со стороны определенных структур.
Таким образом процесс отбора информации по существу носит групповой характер, для общества в целом такую роль исполняют все СМК, которые отбирают информацию для населения.
Наиболее сильное влияние на журналистов оказывают владельцы, финансовые структуры, политики, чиновники.
2.Теория повестки дня – концепция установления приоритетности сообщений. 2 положения:
1. структура сообщений влияет на структуру представлений аудитории об этих сообщениях
2. точки зрения журналистов влияют на оценки событий общественностью
Под «повесткой дня» понимается выделение проблемы номер один и набор сюжетов и вопросов, отобранных «привратниками» как наиболее важных для данного СМИ в тот или иной отрезок времени.
Личная или внутренняя «повестка дня» - это наиболее важные для самого индивида проблемы. Межличностная – приоритетные проблемы, обсуждающиеся с друзьями, в микрогруппе. Публичные или общественные повестки дня включают в себя наиболее важные проблемы для какого-то сообщества людей, например, горожан или граждан страны.
В теории «повестки дня» выделяются два аспекта – влияние приоритетности сообщений в СМК на аудиторию и, наоборот, влияние приоритетности тем и проблем аудитории на «медиаповестку» СМК.
· «повестка дня» влияет в разных видах СМК на группы избирателей с различными потребностями в ориентации, политическими интересами;
· «повестка дня» сильнее действует на национальном уровне и слабее в региональном масштабе;
· Наиболее сильное воздействие оказывает обсуждение проблем в СМК, если оно продолжается в течение 8-10 недель, а первые эффекты появляются после 5-7 недель с начала обсуждения.
· Обсуждение проблемы в течение месяца может поднять интерес к ней с нулевого уровня значимости до высокого, а прекращение соответственно ослабить.
· Последние во времени сообщения играют более важную роль;
· Корреляция связана со значимостью проблемы: она тем больше обсуждается в СМК, чем значимее для аудитории.
3.Теория культивации.
Рассматривает СМК как систему повторяющихся образов и представлений, воздействующих на людей. Такое воздействие в течение длительного времени приводит к усвоению общих представлений как норм культуры.
Основным методом воздействия является «рассказывание историй». Особенно преуспело в этом телевидение. Человек все больше попадает в плен искусственного мира, создаваемого историями и все больше времени живет в нем.
СМК создает символическую реальность. Во-первых, это свойство доминантности, «мэйнстрима» в символической реальности. Мэйнстрим – это процесс распространения и усвоения значений при условии уменьшения различий между людьми в мыслях и поведении. Доминирующие области СМК: зарабатывай и трать.
Второе свойство символической реальности – это неполное соответсвие того, что показывается в СМК с тем, что происходит в реальной жизни.
Третье свойство связано с резонансом. Культивация – это постоянное, длительное и динамичное взаимодействие текстов в СМК и аудитории. Тот, кто больше читает и смотрит, попадает под «облучение» массовой информации и резонирует, т.е., обучается жить по законам массовой культуры.
Четвертое свойство касается отношения людей к символической реальности. Одно из наиболее существенных связано с выделением групп телезрителей, различающихся по времени и целям «общения» с телевизором. Общий вывод – кто больше смотрит ТВ, становится благодатной почвой для сеяния страхов и подозрений. Содержание программ СМК влияет на людей, но это воздействие не является абсолютным и относится к определенным категориям.
Культивация мифологических образов.Мифом может быть все, что представляет для кого-то интерес. Важен не сам объект, а то, как о нем сообщается.
Технология создания мифа – сильное искажение, деформирование реальности, ее идеологизация в интересах определенных слоев. Высшим уровнем мифа сегодня считается его натурализация, т.е. превращение сказания в естественное, природное явление, в которое люди верят как в реальность. Высший уровень мифоторчества – умение «сделать сказку былью».
4.Четвертая стадия информационно-коммуникативного процесса связана с восприятием сообщений. Эффекты воздействия на сознание людей. Типы эффектов:
· Когнитивные (рациональные) эффекты – это информированность и расширение знаний людей, формирование мнений и уточнение ценностных ориентаций, определение степени важности тем и проблем.
· Аффективные (эмоциональные) – возникновение или формирование эмоций, например чувства радости или горя, спокойствия или тревоги, оптимистического или пессимистического настроения.
· Поведенческие эффекты включают в себя активизацию прежней или провоцирование новых форм деятельности, позитивную или негативную направленность действий.