Современные средства массовой коммуникации

Существуют следующие способы распространения информа­ции:

1)через печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.);

2)через электронные средства (радио, телевидение, Интер­нет);

3)через организации (политические партии или группы, сеть научных и научно-исследовательских учреждений, объектом дея­тельности которых является изучение политических отношений и накопление соответствующей информации);

4)через неформальные контакты.

Словосочетание «массовая коммуникация» является букваль­ным переводом английского термина «mass communication» — «массовое общение», т. е. общение, в котором участвуют большое количество людей. Если иметь в виду массовое общение, кото­рое осуществляется с помощью радио, печати, телевидения, то в данном случае принято говорить о «средствах массовой инфор­мации». Средства массовой информации имеют однонаправлен­ное действие и являются не столько средством взаимодействия, сколько средством активного воздействия на аудиторию. Одна­ко грань между понятиями «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации» постепенно стираются. Под средствами массовой коммуникации понимаются средства для взаимодействия двух лиц, когда они направляют друг другу равные сообщения в одинаковом информационном режиме. Это телефоны, телеграфы, компьютерные средства общения. Однако в последнее время наблюдается повышение степени интерактив­ности средств массовой информации. Например, беседа с радио­ведущим в прямом эфире, телеконференция, общение в режиме on-line в процессе использования Интернет-ресурсов. Следова­тельно, средства массовой информации становятся частью средств массовой коммуникации. Поэтому в современной литературе часто применяется термин «средства массовой коммуникации».

В информационном обществе средства массовой коммуника­ции играют главную роль в принятии не только политических, но и психологических решений. Очевидно, что современные сред­ства массовой информации, особенно телевидение, не только информируют о происходящих событиях, но и интерпретируют происходящее по своим правилам, причем современная видео­техника позволяет оказывать колоссальное психологическое влия­ние. К примеру, чтобы вызвать у зрителей негативную реакцию на неугодного деятеля, достаточно с помощью компьютерной техники смоделировать неприятный голос, манерные движения и т.д. И наоборот, можно создать позитивный образ: «убрать» недостатки во внешности, голос «сделать» сильным, движения — уверенными и т.д. Зритель не в состоянии отличить подлинные съемки от компьютерных подделок.

Средства массовой коммуникации могут служить различным целям и не только разрушительным. Они просвещают людей, способствуют их продуктивному участию в общественной жизни и личностному развитию.

Рассмотрим положительные функции средств массовой коммуникации.

Организаторская. Средства массовой коммуникации выступа­ют как «четвертая власть». Например, благодаря пропаганде идей и целей развития качеств личности безопасного типа поведения предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» сегодня пре­подается в каждом образовательном учреждении.

Информационно-коммуникативная. Устанавливаются связи между специалистами, способствуя их продуктивному обще­нию.

Идеологическая (социально-ориентирующая). Влияние на мировоззрение и ценностные ориентации читателей, в том числе и на мотивацию поведенческих актов. В данном случае средства массовой коммуникации способствуют росту чувства социальной ответственности и творческой инициативы.

Культурно-образовательная. Расширение кругозора людей, обогащение их духовного, интеллектуального мира.

Манипуляция сознанием

К сожалению, сегодня средства массовой коммуникации чаще негативно влияют на человека, сеют страх, разжигают ненависть, апеллируют к низменным инстинктам человека. Серьезную опасность представляет манипуляция сознанием через средства массовой коммуникации. Как замечает Г. Шиллер, «для дости­жения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться».

Разрушительное действие средств массовой коммуникации на национальное самосознание можно было наблюдать в постсовет­ской России во времена «лихих 1990-х». С помощью средств мас­совой коммуникации была очернена российская история, а аме­риканский и западный образ жизни был представлен как эталон успеха и счастья. Патриотизм средства массовой коммуникации призывали лечить как психическое заболевание. Образцовыми качествами провозглашались индивидуализм и эгоизм, стремле­ние разбогатеть любым способом, «идя по головам соперников» и «выплывая, кто как может».

Наши рекомендации