Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Современные теории массовой коммуникации, Философские основы науки и современного журнализма.

Современные теории массовой коммуникации, Философские основы науки и современного журнализма.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Политическое лидерство как феномен власти, Избирательная кампания и СМИ, Политические технологии и СМИ, СМИ и политический процесс.

Групповая принадлежность ОМ:профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ:мировоззренческий ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе; функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ;

- наличие базовых знаний в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение и др.), которые являются объектом освещения в СМИ и, с которыми связано тематическое содержание публикаций;

- привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контексте СМИ;

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1.Разработка социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов) в СМИ;

2.Укрепление связей с читателями (зрителями, слушателями);

3.Сотрудничество с пресс-службами, информационными агентствами;

4.Редакторский анализ журналистских текстов;

5.Применение различных видов правки при работе с текстом;

6.Проектирование СМИ;

7.Создание и планирование номера (выпуска) журнала (газеты, программы);

8.Разработка социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов) в СМИ;

9.Укрепление связей с читателями (зрителями, слушателями);

10.Работа с авторами;

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности:дискуссии, перечень вопросов на самостоятельное изучение материала;

2 уровень сложности:разборкейсов (журналистских текстов в печатных, радио, телевизионных, Интернет СМИ);

3 уровень сложности: анализ и написание журналистских текстов по проблемам политики и взаимодействия власти и политики.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный

Основные понятия

Политический процесс, западный и «незападный» политический процесс, СМИ - субъект политического процесса, СМИ - агент политического процесса, СМИ - объект политического процесса, государственные СМИ, муниципальные СМИ, парламентские СМИ, пресс – служба, СМИ политических партий и общественных объединений, СМИ - инструмент лоббирования, роль СМИ в избирательном процессе, СМИ и выборы, политические технологии и СМИ, политическая реклама в СМИ, политическая активность и СМИ, электоральное поведение и СМИ, спичрайтинг, копирайтинг, медиапланирование, Политические технологии, информационные технологии, избирательные технологии, технологии принятия решений, технологии формирования имиджа, технологии формирования позитивного общественного мнения, политическая реклама, технологии политической борьбы, имиджевые и объектные политические технологии в СМИ, институциализация лидерства, качества политического лидера, неформальное лидерство, номинальное лидерство, особенности российского политического лидерства, политический лидер, политическое лидерство, популизм, потребности политического лидерства, профессионализация лидерства, стили политического лидерства, типы политического лидерства, фактическое лидерство, формальное лидерство, функции лидеров.

Вопросы к зачету:

1. Роль СМИ в политическом процессе

2. СМИ как субъект политического процесса.

3. СМИ как агент политического процесса.

4. СМИ как объект политического процесса.

5. Понятие официальных (государственных СМИ).

6. Правительство РФ и СМИ различных министерств.

7. Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание Российской Федерации: структура и функции. Парламентские СМИ.

8. Пресс – службы в системе органов государственной власти.

9. Местное самоуправление в РФ. Муниципальные СМИ.

10. СМИ политических партий и общественных объединений

11. СМИ как инструмент лоббирования.

12. Понятие гражданского общества. Условия и перспективы укрепления гражданского общества в современной России. Независимые СМИ.

13. Современная российская избирательная система и СМИ.

14. Роль СМИ в федеральном избирательном процессе.

15. Роль СМИ в региональном избирательном процессе.

16. СМИ и выборы.

17. Агитационно-массовое направление избирательной кампании и СМИ.

18. Политические технологии и СМИ.

19 Политическая реклама в СМИ.

20. Формирование общественного мнения в ходе избирательной кампании.

21. Политическая активность и СМИ.

22. Электоральное поведение и СМИ.

23. Политическая кампания и СМИ.

24. Отражение политической культуры в современных российских СМИ.

25. Функции интеллектуальной элиты.

26. Медиапланирование в избирательной кампании.

27. Медипланирование в политической кампании.

28. Формирование позитивной роли политической элиты в СМИ.

29. Политический имидж лидеров и СМИ

30. Политическое сознание граждан и СМИ.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Прохоров,Е.П. Журналистика и демократия : учеб.пособ. / Е. П. Прохоров. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 352с.Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.-М.,1997.-447 с.

Политология / Отв. ред. В.М. Утенков.-М.:МГОПУ,2000.-438 с.

Пугачев, В. П. Введение в политологию : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. "Политология" / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 448 с.

Макконелл К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Реферат- дайджест учебника по рыночной экономике: Пер. с англ. / К.Макконелл, С. Брю. - М.,1993.- 176 с.

Дополнительная литература

Бляхер Л.Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры // Полис. 2003. № 1.

Завершинский К.Ф. Методологическая комплементарность в исследовании символических матриц динамики политических институтов // Полис. 2003. № 1.

Панов П.В. Трансформация политических институтов в России: кросстемпоральный сравнительный анализ // Полис. 2002. № 6.

Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования // Полис. 2002. № 2.

Пантин В.И., Лапкин В.В. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // Полис. 1999. № 6.

Политическая мысль второй половины ХХ века. Хрестоматия. / Сост. Мальцев В.А. Пермь. 1999.

Сафонов М.В. Современные подходы к изучению международных институтов (На примере исследований «большой восьмерки») // Полис. 2003. № 3.

Связи с общественностью в России. Законодательное регулирование, нормативные документы, практика. Екатеринбург. 1998.

Сергеев К.В. Когнитивные модели и формирование религиозных институтов: античный прогностицизм // Полис. 2002. № 5.

Галиуллина Г. Лидерство в ХХI веке: взгляд из России. – Челябинск, 2002.

Овчинникова О.Г., Халин К.Е. Путин, Блэр, Буш. Биографии и аналогии. – М., 2004

Примаков Е.М. Минное поле политики: биография отдельного лица. – М., 2006.

Смирнова И.С. Образ лидера и политической элиты в прессе Великобритании. – СПб, 2006

2.Любашевский Ю.Я., Васильева О.Е., Шульц Э.Э. Выборы - "под ключ". - М., 2002

3.Панарин И.Н. Информационная война и выборы. – М., 2003

4.Ханов Г.Г., Косоруков А.В., Александрова О.Ю. Связи с общественностью в деятельности избирательных комиссий. – М., 2002.

5.Черепанова И.Ю. Заговор народа. Как создать сильный политический текст. – М., 2002

Наши рекомендации