Подумай и выполни задание. Проанализируйте, какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации

Проанализируйте, какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации высокопоставленным лицом?

Однажды явившись по делу к высокопоставленному лицу, А.С.Пуш­кин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание про­изнести экспромт.

- Дети на полу — умный на диване, — сквозь зубы мгновенно сказал раздосадованный Пушкин.

- Ну, что же тут остроумного, — возразила особа, — дети на полу, умный на диване. Понять не могу. Ждал от тебя большего.

Пушкин молчал. Особа, повторяя несколько раз фразу и перемещая слоги, дошла, наконец, до такого результата: «Детина полоумный на диване», и, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пуш­кина.

В процессе взаимодействия с другими людьми складывается репу­тация, резюме каждого из участников общения.

Репутация (от фр. , от лат. — обдумывание, размышление) — создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка. Реноме (от фр. ) — репутация, установившееся мнение о ком-либо или о чем-либо.

Пути формирования репутации бывают разные. Позитивный путь предполагает высокую личностную конкурентоспособность, ха­ризматический потенциал, целенаправленное совершенствование своего достоинства, нравственное практическое поведение и об­раз жизни, в основе которого лежат моральные ценности, что, как правило, порождает общественное признание. Негативный путь — это подхалимаж и угодничество с целью получения под­держки людей, приближенных к власти (начальников и их за­мов), или искусство манипулирования, позволяющее создать в глазах общественности необходимые иллюзии и, как говорят в народе, «пустить пыль в глаза» и эксплуатировать человеческие психологические особенности и слабости (такие, как алчность, сладострастие, зависть, слабая воля и др.), а также владение раз­нообразными «грязными технологиями», например такими, как психологический террор, шантаж, интриганство и вранье. Пере­численные приемы, а также система ценностей, ничего не при­нимающая во внимание, сопровождающаяся в современной прак­тике общения, особенно делового, холодным расчетом, выходят за пределы сложившихся в нашем обществе нравственно-этиче­ских норм, а порой и действующего законодательства.

В то же время есть и другие примеры. Известно, что продукция фирм, имеющих высокую репутацию, стоит во всем мире дороже именно по причине положительного реноме. С чем это связано? Прежде всего, с гарантией надежности продукции. Она, следова­тельно, не только удовлетворяет те или иные потребности людей, но и соответствует требованиям качества, сервиса и другим ха­рактеристикам. Это требует гораздо больше финансовых вложе­ний, другого уровня компетентности и ответственности. Чтобы сохранять имидж организации, ее продукции или услуг, необхо­димо вкладывать дополнительные средства: в новые технологии, в развитие и обучение персонала, в маркетинговые исследова­ния, в рекламу и бренд, в бизнес-коммуникации и имидж, т. е. во все то, что влияет на репутацию и позволяет управлять ею. Следо­вательно, репутация — это дорогое удовольствие, но зато чело­век, пользующийся услугами такой фирмы, уверен, что ею будут соблюдены все условия, гарантированные организацией. Соблю­дение этих условий и является нравственной ценностью, той мо­ралью, которой привержена та или иная корпоративная культу­ра, а ее истоки закладываются у людей, будущих деловых партне­ров, в детстве и юношестве.

Несмотря на приведенные примеры, в последние годы осно­вой деловых, а порой и личных человеческих отношений, к сожа­лению, все больше становятся не взаимопомощь и деловое парт­нерство, не сотрудничество и честное соперничество, а деньги, власть и связи и, как следствие, рождение и развитие эгоизма в межличностных отношениях и в карьере. Порой создается впечат­ление, что общество «расставленных локтей» и «белых воротнич­ков» не задается больше вопросом о пользе нравственности и морали, психологически корректных деловых и межличностных отношениях.

Такая ситуация требует уже активного вмешательства со сто­роны общества, государства, всех его социальных институтов, в том числе образовательных учреждений: школ, лицеев, вузов. Молодые люди должны научиться гармонизировать свои отноше­ния с окружающим миром и начинать надо с обучения межлич­ностным отношениям, в основе которых лежат моральные нормы и ценности. Освоение специальных правил и коммуникативных норм, техник и технологий эффективного взаимодействия, кон­структивного стиля партнерских отношений, разумного приня­тия нравственных решений, взаимопонимания — вот неполный перечень основных элементов коммуникативной компетентности, базирующейся на высоких нравственных принципах и нормах.

Научить перечисленным умениям и навыкам можно только в условиях организации практической деятельности, а в учебном заведении — в условиях игры, с помощью моделирования жиз­ненных ситуаций и проигрывания их на занятиях в режиме специальных технологий, так называемых психологических интерактив­ных игр.

Игра — стихийный воспитательный институт. Она приняла эту функцию еще до появления школы и выполняет ее до сих пор. Игра — не только отводной канал молодежной энергии, но и стратегическое поведение с планируемым результатом. Ребенок был бы безнадежно оторван от социума, если бы не было игры, где он приобретает не только умения и знания, но и систему цен­ностей, навыки общения, ролевого взаимодействия с другими, развивает интеллектуальный и творческий потенциал.

Наши рекомендации