Система оценки сервисного обслуживания продукции

В соответствии с классификацией объектов деятельности предприятия в качестве одного из них выделяется сервисное обслуживание продукции. Для формализации показателей сервисного обслуживания вводится комплексный показатель уровня Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru сервиса обслуживания продукции, который определяется по следующей формуле:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ,

где Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - соответственно показатели уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса, оказания услуг производственного назначения, послепродажного обслуживания, информационного обслуживания и финансово-кредитного обслуживания; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - показатели степени, характеризующие весомость соответствующего показателя уровня сервиса соответственно.

Предлагаемая методика формирования всех показателей имеет аналогичный характер. Поэтому в качестве примера подробно рассматривается система оценки уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса.

Сервис удовлетворения потребительского спроса представляет собой комплексное понятие, которое можно описать следующими характеристиками: время, частота, готовность, безотказность и качество поставок, готовность обеспечения комплектности и проведения погрузочно-разгрузочных работ, метод заказа. Указанные характеристики являются как количественными, так и качественными показателями и определяются следующим образом.

Время поставок- период времени между поступлением заказа в систему и получением потребителем готовой продукции.

Частота поставокдля каждого вида продукции представляет собой число возможных поставок в течение одного условного периода времени.

Готовность Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru поставок - доля поставляемой продукции за определенный период времени от общего объема заказа на тот же период, определяется за несколько условных периодов по всей выпускаемой предприятием номенклатуре:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

где: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - показатель готовности и количество поставленной потребителю продукции i - го вида за j - й период;

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - количество заказанной продукции i - го вида к поставке в j - й период времени;

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - число условных периодов в рассматриваемом периоде времени AT.

Безотказность Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru поставок, представляющая собой долю заказов, выполненных с требуемыми временными характеристиками за период времени Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru в общем количестве заказов на тот же период времени, определяется как в разрезе каждой номенклатуры Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru , так и в целом по предприятию:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

где: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - количество заказов по i-ому виду продукции, выполненных с требуемыми временными характеристиками Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - количество заказов на поставку i-го вида продукции в течение Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru .

Качество Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru поставокопределяется долей выполненных заявок, полностью соответствующих требуемым количественным и качественным характеристикам за период времени Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru в общем количестве выполненных заявок за тот же период времени. Показатель также определяется как в разрезе каждой номенклатуры Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru , так и в целом по предприятию:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

Таблица 4.1.

КОМПЛЕКСНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

    Сервис удовлетворения потребительского спроса Сервис оказания услуг производственного назначения Сервис послепродажного обслуживания Сервис информационного обслуживания Сервис финансово-кредитного обслуживания
Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Критерии оценки сервисного обслуживания Номенклатура и количество Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - отказы в связи с отсутствием производственных ресурсов; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - отказы в связи с неэффективностью их выполнения Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - отсутствие j – го показателя в БД; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - отсутствие разрешения на выдачу Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru
Качество Высшее качество Конкурентоспособное качество Пониженный уровень качества Низкий уровень качества Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru
Время Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru
Цена Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru
Надежность предоставления сервиса Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

где: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - количество выполненных заказов по i-му виду продукции, полностью соответствующих требуемым количественным и качественным характеристикам за период времени Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - общее количество выполненных заказов по i-му виду продукции за тот же период времени.

Особенностью рассмотренных показателей Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru является стремление каждого из них к единице, т.е. Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru . При Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru предприятие представляет собой идеально функционирующую подсистему предприятие-потребитель с позиции организации поставок по показателям готовности, безотказности и качества.

Готовность Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru обеспечения комплектности- показатель, представляющий собой вероятностную характеристику степени выполнения возможных требований к комплектности производимой продукции:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

где: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - коэффициент, характеризующий степень выполнения возможных требований к комплектности производимой продукции вида i Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru .

Для определения коэффициента Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru следует рассмотреть взаимосвязь предприятие-потребитель с позиции определения вероятностных характеристик обеспечения комплектности выпускаемой продукции. Формализация взаимосвязи предприятия и потребителя предполагает существование двух совокупностей.

Первая совокупность представляет собой для каждого i-ro вида продукции набор вариантов возможного обеспечения комплектности Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru где Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - J-й вид варианта комплектности; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - количество вариантов, обеспечиваемых комплектностью.

Для каждого варианта комплектности существуют оптимальные объемы обеспечения Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru полученные на основе обработки статистических данных периодов ретроспекций; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - оптимальные объемы обеспечения i-го вида продукции комплектностью вида J.

В этом случае можно определить вероятность Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru обеспечения заявки на i-й вид продукции с комплектностью вида J:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru .

Полученные значения вероятностей используются при формировании производственных программ.

Вторая совокупность представляет собой для каждого i-го вида продукции набор вариантов комплектности, не обеспечиваемых предприятием, но появившихся в качестве требований потребителей: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru , где Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - й вид варианта комплектности для i-го вида продукции, не обеспечиваемых предприятием, но существующие в качестве требований потребителей;

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - число вариантов комплектности второй совокупности. Тогда, соответствующие им требуемые объемы обеспечения выразятся как: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru , где Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - объемы возникшей потребности в i-м виде продукции с вариантом комплектности Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru . В этом случае определяется вероятность появления той шириной комплектности:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

где: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - вероятность появления Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru варианта комплектности i-го вида продукции в течение рассматриваемого периода;

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - общее количество заявленной потребности на i-й вид продукции, полученной в течение того же периода времени.

Очевидно, чем меньше вероятность Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru для всех i и J1, тем выше коэффициент, характеризующий степень выполнения возможных требований к комплектности Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru . Поэтому предприятие стремится свести эту вероятность к нулю для всех i и J, т.е. Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru .

Для каждого г-го вида продукции можно определить коэффициент.

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

При Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru все возможные варианты требований к комплектности i-го вида продукции входят в первую совокупность комплектности, которая обеспечивается предприятием.

Готовность Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru проведенияпогрузочно-разгрузочных работ - показатель, представляющий собой вероятностную характеристику степени выполнения возможных требований, предъявляемых к погрузочно-разгрузочным работам:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

где: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - коэффициент, характеризующий степень выполнения возможных требований ко всем видам погрузочно-разгрузочных работ, предъявляемых к i-му виду продукции, определяется аналогично коэффициенту Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru :

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

здесь Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - вероятность появления Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru -ro вида погрузочно-разгрузочных работ, предъявляемых к i-му виду продукции; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - количество видов погрузочно-разгрузочных работ, входящих в совокупность, обеспечиваемую предприятием; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru -количество видов погрузочно-разгрузочных работ, не принадлежащих совокупности, обеспечиваемой предприятием, но появившихся в качестве требований потребителей.

При Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru все возможные варианты требований к погрузочно-разгрузочным работам для i-го вида продукции входят в совокупность, которая обеспечивается предприятием. Таким образом, из этих выражений и следует, что Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru и Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru Подобное положение формализует стремление предприятия к удовлетворению постоянно расширяющихся требований потребительского рынка, предъявляемых к комплектности продукции и погрузочно-разгрузочным работам при реализации продукции.

 
  Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru


4.1.3. Обзор показателей готовности поставок

Метод заказа- это показатель, включающий в себя следующие характеристики:минимальный заказ, предоставляемые для оплаты заказа время и возможность передачи заказа нарочным или по почте (телетайпу, факсу и т.д.). Эти характеристики являются относительными величинами и определяются относительно соответствующих показателей ведущих конкурирующих предприятий аналогичного профиля.

Следует отметить, что спектр предоставляемых возможностей тем или иным методом заказа очень зависит от соответствующей инфраструктуры требованиям, лежащим в основе какого-либо метода.

При определении показателя уровня Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru сервиса удовлетворения потребительского спроса следует отметить, что характеристики - время, частота, готовность, безотказность и качество поставок, готовность обеспечения комплектности и проведения погрузочно-разгрузочных работ - являются количественными характеристиками, которые удобно использовать при экономико-математическом моделировании производственно-хозяйственной деятельности предприятий и ее анализе. Характеристика же "метод заказа" представляет собой совокупность качественных характеристик и является темой отдельного исследования его использования в формализованном анализе деятельности предприятия.

Показатель Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru , являющийся количественным выражением сервиса удовлетворения потребительского спроса, может быть представлен в виде:

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

где: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - коэффициент, учитывающий q-ю характеристику уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса; Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru , здесь p-общее число коэффициентов, характеризующих составляющие уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса в каждом конкретном случае;

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - показатели степени, характеризующие весомость q-го коэффициента.

Число коэффициентов и их содержание зависят от характера производимой продукции. Здесь принято р=5, т.е. Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru . Уровень сервиса удовлетворения потребительского спроса можно измерять либо в процентах (при максимально возможном уровне Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ), либо он может быть безразмерной величиной (при Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru ). Повышение уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса требует определенного увеличения затрат Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru предприятия.

Характер взаимосвязи этих категорий можно описать гиперболической зависимостью (рис. 4.1):

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru

где: Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - условно-постоянная составляющая затрат, независящая от уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса;

Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru - условно-переменная составляющая затрат, зависящая от уровня сервиса удовлетворения потребительского спроса.

Одновременно с увеличением затрат улучшение сервиса, очевидно, приводит и к увеличению денежных поступлений Система оценки сервисного обслуживания продукции - student2.ru от реализации продукции (доход).

Наши рекомендации