Анализ распределения и использования прибыли предприятия
После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.
Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления - на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.
Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:
экономический эффект;
показатели эффективности;
период окупаемости капитала;
точка безубыточности.
Экономический эффект - это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности предприятия. Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности производственного предприятия, - это прибыль.
Резервный фонд создается предприятием на случай прекращения его деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Образование резервного фонда для предприятий отдельных организационно-правовых форм является обязательным. Отчисления в резервный фонд производятся в соответствии с действующими нормативными актами.
Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных и оборотных средств. Величина фонда накопления характеризует возможности предприятия по развитию и расширению.
Фонд потребления предназначен для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению персонала фирмы.
Ограниченность показателей экономического эффекта заключается в том, что по ним нельзя сделать вывод о качественном уровне использования ресурсов и уровне доходности предприятия.
Экономическая эффективность - это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:
^.......................... .о........................... о.......................... уёииё+ап ёёёуддаёд
Уегше-ап еау уооаеоеан пои =-------------------------------------------------- ------------------
да6дадй(да пддпй)
Показатели фондоотдачи и коэффициент оборачиваемости оборотных средств, которые характеризуют соответственно эффективность использования основных фондов и оборотных средств.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом сумм собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств.
Прибыль — это часть добавленной стоимости, которую непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риски предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода.
Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом
предприятия и конъюнктурой рынка;
систематический ко.нтроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики;
определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка
качества прибыли;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли cлyжaf накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана предприятия. Анализ состава и динамики прибыли организации
В процессе анализа используются различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом.
По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного период; до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала). Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты центов кредиторам.
Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономимо, санкций и прочих обязательных отчислений.
В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыл чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и необлагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривают.
По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отражены в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
По характеру использования чистая прибыль подразделяется капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивиденд акционерам и учредителям предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, при изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среди по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы анализируемый период.