Мотивация и стимулирование как функция управления
Мотив – это внутренняя причина, побуждающая к какому-либо действию.
Стимул – это внешнее побуждение к действию.
Мотивация – процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения конкретных целей.
Стимулирование – процесс регулирующего воздействия на работника факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности.
Структура мотивации – это ее составляющие элементы (потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации и установки).
1. Потребности – в достижении целей, в общении, во власти.
2. Социальные потребности. Общение. Руководитель должен создать «дух единой команды».
3. Потребности в уважении.
4. Интерес
5. Способности
6. Желание
7. Ожидание
8. Целостные ориентации
9. Установки
Функция контроля
Функция контроля - целенаправленная практическая деятельность, которая позволяет убедиться в правильности чего-либо.
Субъективная обратная связь характеризует обоснованность применения тех или иных мер контроля.
1. Установление определенных стандартов и критериев
2. Сбор, обработка и анализ информации о фактическом положении дел
3. Сравнение полученных данных с запланированными показателями, нормативами.
4. Выявление отклонений нарушений.
5. Разработка системы корректировки действий, мероприятий для того, чтобы удержать или изменить поведение объекта управления в рамках заданной цели.
Критерии контроля (эффективность)
1. Время (своевременность)
2. Экономическая целесообразность
3. Соответствие делу
4. Гибкость
5. Простота
6. Ориентирование на результат
Контроль:
1. Властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо.
2. Процесс проверки и сопоставление фактических результатов с заданными параметрами
3. Процесс, при помощи которого субъект управления определяет правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Организационные структуры управления
1. Линейно-организационная структура управления. Преимущества: 1) простота построения; 2) получение непротиворечивых заданий исполнителями; 3) полная персональная ответственность за результат работы. Недостатки: 1)реализовать можно только в малых организациях 2)сложность координации процессов производства и управления 3) необходимость широты знаний у руководителя
2. Линейно-штабная структура управления. Заместители.
3. Функциональная структура управления. Преимущества: привлечение специалистов в конкретные отрасли. Позволяет более оперативно решать нестандартные задачи. В более короткие сроки повышает квалификацию. Недостатки: нарушение принципа единоначалия. Обезличивает ответственность. Трудность координации деятельности всех подразделений.
4. Линейно-функциональная структура управления. Общее распорядительство ресурсами и целеполагание входит в полномочия линейных руководителей, а управление процессами возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений. Преимущества: более узкоспециализированные специалисты, оперативность решения сложных ситуаций, соблюдается принцип единоначалия, персональная ответственность. Недостатки: нагрузка на руководителей высшего уровня по оперативным вопросам производства и управления.
5. Матричные.