Выбор темы исследования

ГОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум»

Т.И. Альберг

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности

(Методические рекомендации для учащихся)

г. Улан-Удэ

сОДЕРЖАНИЕ:

Введение….………………………………………………………………………4

1. Этапы исследовательской работы …………………………………………5

- проблема исследования

- как выявить проблему

- выбор темы исследования

- вопросы в помощь при выборе темы

- цель исследования

- задачи исследования

- гипотеза исследования

2. Организация и методика исследования, выбор методов исследования ...11

- составление плана

- действия при составлении тезисов

- виды и способы конспектирования

- аннотация

3. Определение последовательности проведения исследования ………….19

- методические рекомендации по определению последовательности работы

4. Язык, стиль и структурные особенности текста

исследовательской работы………………………………………………….24

5. Общие правила оформления текста исследовательской работы ……….26

- общие требования к цитируемому материалу

- оформление работы на компьютере

6. Форма представления исследовательских работ ………………………..28

характеристики рефератов

примерная структура реферата

требования к оформлению реферата

критерии оценки реферата

защита реферата

7. Работа над проектом ………………………………………………………38

8. Выступление с научным докладом ……………………………………….40

9. Список использованной литературы……….………………………………44

10. Приложения

Введение

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. Подготовка учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность - умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность учащегося, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для учащегося естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Начиная исследовательскую работу, необходимо чётко спланировать ваши действия, чтобы работа шла успешно, вам придётся отработать следующий алгоритм:

Определение сферы исследования
Выбор темы исследования
Определение цели исследования
Определение задач исследования
Выработка гипотезы
Выбор методов исследования
Определение последовательности проведения исследования
Сбор и обработка информации исследования
Анализ и обобщение полученных материалов
Подготовка доклада
Актуализация проблемы исследования
Определение объекта и предмета исследования

В ходе работы над исследованием необходимо выполнить следующие действия:

· выявить проблему и определить тему будущего исследования;

· сформулировать основные вопросы, ответы на которые вы хотели бы найти;

· попытаться как можно строже обозначить границы исследования;

· разработать гипотезу или гипотезы, в том числе высказать и нереальные провокационные идеи;

· выбрать методы исследования;

· определить последовательность проведения исследования;

· зафиксировать полученные знания;

· структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы;

· дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования;

· защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

Как определить проблему исследования и выбрать тему?

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит – найти проблему?

Как выявлять проблему?

Древнегреческое слов «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Выбор темы исследования

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы условно объединяются в три основные группы:

  Темы
Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и др.
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений

Основные правила выбора темы исследования
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Условно мы называем их правилами выбора темы исследования.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования
Тема должна быть интересна, должна увлекать вас
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Кроме того, выбирая тему, надо учитывать следующее:

· Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать Вашим возрастным особенностям. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется ввиду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться людьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.

· Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Например, вас интересует поведение ворон в вашем дворе в различное время года, в различных ситуациях и что влияет на их поведение. Следовательно, вы выбираете тему «Поведение ворон во внешней среде».

Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки на занятиях?

5. Что из изученного в лицее хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, поговорите об этом с одногруппниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Цель исследования

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в ходе исследования. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон в природе.

Задачи исследования

При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования обычно уточняются ее целью. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя поведение вороны, ставите перед собой задачи выяснить:

1. Как ведет себя ворона по отношению к своим собратьям?

2. Каково ее поведение по отношению к людям?

3. Как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление хищника)?

4. Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года?

5. Каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород?

Объект исследования – это процесс, явление и т.п., которое исследуется. В выбранной нами теме «Поведение ворон во внешней среде» объектом исследования будут: факторы, влияющие на поведение ворон.

Предмет исследования– часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Нашим предметом исследования будет «Поведение ворон во внешней среде».

Гипотеза исследования

Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если…, то …».

Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее. В нашем случае, при теме «Поведение ворон во внешней среде», гипотеза может быть такая: Предположим, что на поведение ворон влияют факторы внешней среды, представители других видов, себеподобные и деятельность человека.

Наши рекомендации