Выбор и формулировка темы исследования

Написанию исследовательской работы предшествует выбор темы и научного руководителя, что имеет исключительно большое значение. Правильно выбрать тему и научного руководителя – значит наполовину обеспечить успешность ее выполнения. Как известно, слово «выбор» предполагает наличие вариантов выбора, но далеко не всегда в данном случае выбирает студент: часто руководитель выбирает его и тему или кто-то выбирает руководителя студенту. Поскольку научный руководитель, как правило, может кардинально изменить название темы, то лучше начинать, если есть возможность выбора, с него, ибо научный руководитель – центральная фигура и главное действующее лицо на пути к успешной защите работы.

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) определяются преподавателями, а утверждаются предметно-цикловыми комиссиями. Студенту предоставляется право выбора темы исследовательской работы из числа тем, предложенных научными руководителями и согласованными с работодателями. Выбрав одну из предложенных тем, студент подает заявление заместителя директора по научно-методической работе (Приложения 1,2).

Студент имеет право предложить свою тему, обосновав свой выбор и целесообразность исследования. Хорошо, когда выбор темы проистекает из накопленного студентом опыта, практики его работы, близких ему проблем, своих возможностей.

Тема должна быть актуальной и практически значимой. Актуальность избранной темы отражает ее важность, злободневный характер, соответствие задачам науки и практики, решаемым в настоящее время. Практическая значимость темы характеризует ее прикладную ориентацию.

Несколько советов об алгоритме формулирования темы исследования, которые сводятся к тому, что:

- в названии работы следует избегать слов, содержание которых ничего не добавляет к ее существу и не несет никакой информационной нагрузки («некоторые», «определенные», «особые»);

- в названии нежелательно употребление слов, содержащих незавершенность (исследование..., совершенствование.., разработка..., изучение..., некоторые вопросы... и т.п.);

- должны отсутствовать аббревиатуры и другие сокращения, не являющиеся общепринятыми и общедоступными.

В теме исследовательской работы должен отражаться ожидаемый результат и в ее названии нежелательно употреблять слова, указывающие на процесс. В последнем случае границы исследуемого объекта размываются, ибо процесс совершенствования бесконечен, а отсюда возникает опасение, что подобные исследования нельзя завершить.

При определении темы исследования не следует использовать в названии слова «проблемы», «вопросы». Нужно точно указывать, какая именно проблема или какой конкретный вопрос ставится в центр исследования. Не рекомендуются в названиях работ начальные слова «совершенствование». Совершенствование всегда является незавершенным процессом, а работа должна быть завершенным, законченным исследованием. В теме исследования отражается результат или процесс (изучение, обучение, воспитание, развитие, формирование, разработка и др.), объект – конкретно чего (эстетических потребностей, способностей, педагогического процесса, возможностей, …. Туризм и социальное), предмета (детей старшего возраста и др.), средства (посредством чего или как).

Не всегда уместны в названиях темы уточнения «в условиях рыночной экономики», «в условиях перехода к рынку». Они не конкретизируют тему, а вносят элемент неопределенности.

Кроме вышесказанного, формулировка темы должна быть ясной по форме, т.е. не должна содержать неудобочитаемых и заумных фраз со словами и словосочетаниями, известными лишь Вашему научному руководителю. Название работы не должно быть длинным. Здесь нам на помощь приходят несложные приемы разбивки названий с помощью двоеточий и скобок, которые уточняют и конкретизируют основную тему. Пример такого названия может быть следующим: «Факторы, обеспечивающие повышение гибкости (на примере гимнастики)».

Таблица 1

Примеры тем исследования

Тема курсовой работы Тема ВКР
Влияние дидактических игр на формирование представлений о пространстве у детей дошкольного возраста Формирование представлений о пространстве у детей шестого года жизни средствами дидактических игр
Основы безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Формирование основ безопасного поведения в быту у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в режиме дня
Влияние занятий аэробикой на физическое развитие детей младшего школьного возраста Оценка перспективности пловцов на основе учета их физического развития и подготовленности
Особенности развития координационных способностей в единоборствах Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем
Физическая подготовленность пловцов в зависимости от их типов конституции Влияние дополнительных занятий физической культурой на состояние здоровья школьников 7-11 лет
Творческие работы на уроках литературного чтения Обучение творческому пересказу учащихся 3 класса на уроках литературного чтения
Обучение решению простых задач в начальной школе Прием сравнения как средство формирования умения решать простые задачи на сложение и вычитание в первом классе по программе Л.Г. Петерсон
Наглядные методы обучения при преподавании естествознания Развитие зрительной памяти детей 4 класса через наглядные средства обучения на уроках естествознания
Рыболовный туризм в Республике Башкортостан   Организация рыболовного туризма в северно-восточном районе Республики Башкортостан: возможности и перспективы
Характеристика потребителей туристского продукта Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы «Роза ветров»
Виды экстремального туризма   Чернобыльское сталкерство как вид экстремального туризма
Роль инклюзивного образования в адаптации детей инвалидов Социальная работа в центрах планирования семьи
Технология проектирования в социальной работе Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города)
Семья как фактор формирования поведения ребенка в трудных жизненных ситуациях Социальная работа с многодетными семьями
Песенное творчество Великой отечественной войны Использование песенного творчества Великой отечественной войны в социализации современных подростков
Развитие музыкального восприятия младших школьников. Графическое моделирование как средство развития восприятий музыкальных произведений младшими школьниками.

Планирование работы

План– это каркас, на котором строится вся работа. Он должен быть четким и продуманным, а формулировки его пунктов – емкими, краткими, отражающими основные положения работы. Нельзя давать формулировки публицистического стиля, в виде вопросительных предложений и т.д.

Теоретический анализ отобранной литературы станет основанием для составления плана исследовательской работы. План, оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, библиографического списка и приложений, с указанием страниц озаглавливается «Содержание» и помещается после титульного листа.

После составления план должен быть представлен научному руководителю и утвержден. В ходе написания работы может быть добавлен теоретический и практический материал, в ходе эксперимента появятся новые данные и т.д. В связи с этим план может уточняться и дорабатываться, формулировки меняться, но все это должно быть согласовано с научным руководителем.

Процесс подготовки к написанию и непосредственно написание исследовательской работы условно состоит из следующих шагов:

- выбор темы исследования;

- уточнение названия работы;

- сбор и анализ научной литературы;

- обоснование актуальности темы;

- определение научного аппарата;

- выбор методов исследования;

- формулировка основных теоретических положений для практической части работы (ВКР);

- подготовка материалов для исследования;

- проведение исследования;

- анализ результатов, их обобщение и интерпретация;

- формулировка выводов и практических рекомендаций;

- оформление работы;

- защита работы.

Наши рекомендации