Уровни социальной коммуникации. публичная коммуникация. глобальная коммуникация
Типологизация – это метод исследования, позволяющий установить устойчивые сочетания свойств какого-либо объекта на основании определенного критерия, позволяющего его идентифицировать и отличить от другого объекта.
В типологии социальной коммуникации различаются прежде всего ее уровни, формы и виды.
Уровни коммуникации выделяются по характеру, количеству субъектов и по масштабности коммуникационного процесса: сколько и кто – отправитель информации (коммуникатор, адресант), и сколько и кто – ее получатель (адресат, реципиент). Инициатором коммуникации (общения) может выступать личность, социальная группа, инстанция, институт, общество в целом. Поэтому выделяют следующие уровни коммуникации:
– внутриличностная (аутокоммуникация, или интраперсональная) – осознанное или неосознанное общение человека с самим собой: самоанализ, самопознание, самооценка «Я», сны, беседа с самим собой, рефлексия, интроспекция (см. главу 5);
– межличностная (или интерперсональная) коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретациями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом; взаимодействие двух или нескольких коммуникаторов, интеракционный процесс между двумя или несколькими людьми: беседа, общение с подругой, родителями. (Интеракция – от англ. interaction – взаимодействие) (см. главу 5);
– коммуникации в группах – коммуникация внутри группы, между группами, между индивидом и группой. Группы могут быть по числу членов малыми, средними и большими; по характеру – профессиональными, дружескими, семейными, формальными и неформальными. Существует межгрупповая коммуникация с выделением лидеров (переговоры, деловое совещание), внутригрупповая коммуникация (съезд, профсоюзное собрание). В данном учебном пособии групповые коммуникации специально не рассматриваются;
– личностно-групповая – урок, лекция (Борев В.Ю., Коваленко А.В.Культура и массовая коммуникация. М., 1988. С. 91; Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001. С. 162, 172, 184; Основы теории коммуникации: учеб. пособие/отв. ред. Д.П. Гавра. Ч. 2. СПб., 2006. С. 7; Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации М., 2003. С. 162);
– организационная коммуникация (как правило, более 100 участников, однако может быть и меньше – на небольших предприятиях и в организациях). На этом уровне появляется иерархия коммуникации – от высшего управленческого уровня до низших (подчиненных) (Овчаренко А.И.Основы рекламы. М., 2006. С. 105, 106);
– публичная коммуникация нацелена на передачу информации, затрагивающей общественные интересы и имеющей публичный статус (т.е. открытость обсуждения, нацеленность на общее благо) для определенной аудитории. Субстанциональным субъектом публичной сферы является «public» – общественность в современном понимании этого термина. Паблик рилейшнз – феномен публичной сферы, а диалог является ключевым методом функционирования субъектов в публичном пространстве. В общественно-политической сфере – это диалог власти и народа, в социально-экономической сфере – это диалог субъектов рыночных отношений, который на потребительском рынке принимает форму маркетинговых коммуникаций между продавцом и покупателем, в сфере занятости – это форма диалога работодателя и работника, в социальной сфере (в узком смысле) – форма взаимоотношений субъекта распределительной системы и его клиентов. Примеры публичной коммуникации – выступление одного человека перед коллегами по работе, по радио и телевидению (лекция, доклад, выступление артиста) (Шишкина М.А.Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999. С. 74, 75; Шишкина М.А. Публичные коммуникации в истории цивилизации (от античности до Просвещения). СПб., 2005. С. 3, 99, 100;Дорский А.Ю.Этика и право публичных коммуникаций: регулирование брендинга. СПб., 2008. С. 11);
– межсоциумная, межгосударственная коммуникация – обособление, война, международная торговля, дипломатия, различные формы межгосударственной интеграции.
– массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории (см. главу 6). Массовая коммуникация как совокупность процессов трансляции обширным аудиториям многочисленными социальными субъектами множества сообщений с помощью специализированных технологичных СМК порождает информационное пространство и массовое сознание.Информационное пространство– множество сообщений, которые транслируют социальные субъекты, используя технологии массовых коммуникаций, а именно: фабрикацию слухов, размещение рекламы, прокат кинофильмов, театральные постановки, шоу-бизнес и публикации в СМИ. Множества сообщений СМИ составляют медиапространство как область информационного пространства (Фирсов Б.М.Пути развития СМК. Л., 1977. С. 18; Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции. М., 2007. С. 28) (см. главу 6);
– медиакоммуникация – это термин, позволяющий синтезировать массовую и межличностную коммуникации и выделить особый тип коммуникации, который дает возможность говорить о коммуникации внутри медиаполя (Дунае Д.В.К проблеме определения медиакоммуникации//Экономика и менеджмент СМИ: ежегодник 2008/отв. ред. и составитель Е.Л. Вартанова. М., 2009. С. 114);
– глобальная коммуникация связана с процессами глобализации, с появлением новейших технических средств передачи информации. Это коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. Одной из систем глобальной коммуникации выступает Интернет.
По мнению немецкого социолога, теоретика парадигмы «общества риска» Ульриха Бека (род. в 1944 г.), глобальная информационная структура может быть представлена в виде следующего ландшафта: 1. Technoscapes – выходящее за государственные границы движение технологий – развитых и устаревших, механических и информационных. 2. Financescapes – движение денежных потоков через валютные рынки, национальные биржи и спекулятивные сделки, минуя национальные преграды. 3. Mediascapes – распределение возможностей производства и передачи медиатизированных и дигитализированных (цифровых) образов. 4. Ideascapes – образование различных комбинаций образов, часто в связи с государственными и (или) оппозиционными идеологиями (Тарабанов А.Э.Мировые информационные стратегии. СПб., 2005. С. 11). Глобализация коммуникации характеризуется энвайронментами (от англ. environment – окружение, окружающая среда) – специально организованными неутилитарными артпространствами, инфотейнментами (от англ. information – информация и entertainment – развлечение) – информационными программами, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме, а также эдютейнментами (от англ. education – образование и entertainment развлечение) – цифровым контентом, соединяющим образовательные и развлекательные элементы, например компьютерные обучающие игры, интерактивные игровые энциклопедии. Информирование аудитории и анализ событий в них максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры. В печатной индустрии инфо-тейнменту соответствует термин «таблоизация», описывающий аналогичные явления применительно к газетному рынку (Вартанова Е.Л.Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2003. С. 328, 332; Проблематика СМИ: Информационная повестка дня/под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И.Фроловой. М., 2008. С. 149).
Наряду с уровнями, формами и видами социальной коммуникации существуют некоторые иные критерии ее классификации. Так, по способу связи и особенностям канала коммуникации выделяют непосредственные (лицом к лицу) и технические, опосредованные коммуникации: аудитивные (их можно слышать – радио), визуальные (их можно видеть – чтение прессы) и аудиовизуальные (в них задействованы зрение и слух – кино). По степени выраженности механизмов обратной связи между адресантом и адресатом выделяют аксиальные (от лат. axio – ось коммуникации, которая характеризуется тесной обратной связью, точным адресатом (межличностные коммуникации, коммуникации в семье, общение друзей) и ретиальные (от лат. retio – сеть, невод) коммуникации, для которых характерна слабая обратная связь, а адресатом является неопределенное, вероятностное множество реципиентов. Массовые коммуникации – реклама, журналистика, политический PR – это ретиальные централизованные коммуникации.
В рамках культурно-исторических форм массовой коммуникации выделяют синхронную коммуникацию – передачу сообщения во времени (гонец, голубь, глашатай, молва, тамтам) идиахронную коммуникацию – не только передачу сообщения в пространстве, но и сохранение его во времени от поколения к поколению, от культуры к культуре, от массы к массе (религия, обряд, обычай, образование, обучение, воспитание, письменность, игра, мода) (Борев В.Ю., Коваленко А.В.Культура и массовая коммуникация. М., 1988. С. 124). Очень детальная авторская классификация коммуникаций – офисные, тендерные, специализированные, символьные, перформансные, множественные, дистанционная, локальная, культурно-духовная, конфликтная, моментальная и др.– без обоснования критериев такой классификации – предложена Ф.И. Шарковым (Шарков Ф.И.Основы теории коммуникации. М., 2003; Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). 2-е изд. М., 2004).