Коммуникации и поведенческие сценарии
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ___________________
Коммуникация(от лат. communicatio, соттипко — делаю общим, снизываю, общаюсь) применительно к организационному поведению означает общение с целью обмена информацией в процессе деятельности организации. Поскольку общение всегда носит личностный характер (в скрытой или явной формах), зависящий от имутренних мотивов и культуры людей, коммуникации представ-н я ют собой обмен не только информацией, но и в целом поведенческими моделями, характеризующими принадлежность к опреде-иенной организационной культуре. Эффективные коммуникации являются важнейшим условием достижения организацией своих целей. В настоящее время они очень часто и незаслуженно игнорируются компаниями, разрабатывающими свои бизнес-концепции и организационные культуры. Между тем эффективные внешние коммуникации компании (с поставщиками, потребителями, конкурентами, государственными правовыми, налоговыми органами и т.п.) решают проблему ее адаптации к внешней среде. Внутренние коммуникации являются важнейшим проводником организационной культуры посредством формальных иерархических каналов распространения информации, неформального общения и обмена информацией между сотрудниками.
Общие требования к коммуникациям, предъявляемые различными оргкультурами:
1) любая коммуникация должна иметь свое предназначение, бесполезные коммуникации перегружают персонал ненужной информацией, усложняют процесс контроля за ними;
2) выстраиванием коммуникационных взаимосвязей следует сниматься вполне серьезно, оговаривая свои позиции по коммуникативной политике так же, как и по кадровой, технологической, мотивационной и др.;
3) коммуникация должна быть ясной, конкретной и точной. Информация должна быть однозначно понимаема сотрудника-
407
ми, доходить до адресата в неискаженном виде, соответствова 11 уровню подготовленности работника;
4) своевременность — одно из важнейших требований комму никаций. Устаревшая информация, дошедшая до работника с оно i данием, способна дезориентировать его и привести к серьезным щм) счетам и ошибкам;
5) любая коммуникация должна иметь обратную связь, поскол!. ку именно от нее в наибольшей степени зависит эффективность данной коммуникации. Наличие обратной связи превращает коммуникацию в двусторонний процесс, позволяющий передатчику информации проверить, насколько верно была истолкована отправ ленная им информация. Неадекватная, неточная, невразумительная обратная связь является показателем низкой эффективности ком муникации, требует анализа и устранения недостатков.
Причины неэффективности коммуникации и обратной связи:
• искаженное восприятие работником информации в силу его личностных особенностей (конфликтность, подозрительность, неуважительное отношение к мнению других, по верхностность суждений, стремление скрыть за непониманием информации нежелание работать и т.п.). Кроме того, люди воспринимают только то, что они готовы воспринять, неожиданное может не восприниматься вовсе;
• несовершенство нашей памяти, в связи с чем необходимо, во-первых, повторение сообщений, а во-вторых, фиксирование важной информации в блокноте, органайзере, памяти компьютера и т.п.;
• плохая структура сообщения: слишком общий и неконкретный характер, слабоструктурированный текст, наличие непонятных слов, сложных и запутанных фраз. Иногда отправитель опускает часть фактического материала, неоправданно считая, что он и так достаточно хорошо известен участникам коммуникативного процесса; иногда часть информации умышленно утаивается для последующего манипулирования ею;
• стиль руководства, основанный на убеждении в излишней информированности персонала о положении дел в компании. По мнению такого лидера, главное для подчиненного — слепо и беспрекословно выполнять порученное задание, не задавая лишних вопросов, которые появляются в результате владения лишней информацией;
• неблагоприятный психологический климат в коллективе: отсутствие доверия, недоброжелательные отношения между работниками, чрезмерное увлечение статусными мотива-
408
торами снижают сплоченность коллектива, являются причиной использования коммуникаций для распространения сплетен, умышленного искажения информации.
Развивая свою организационную культуру, компания должна • эздать органичные для нее коммуникации, которые способствовали бы укреплению и совершенствованию ее культуры. Компания должна определить, какие коммуникации являются приоритетными — внешние или внутренние, горизонтальные или вертикальные, нисходящие или восходящие, вербальные или невербальные — и какой должна быть степень открытости и доступности информации для сотрудников.
Уже на начальном этапе развития компании создается определенная атмосфера в коллективе, например: решается, как будут обращаться друг к другу коллеги — на «ты» или на «вы», определя-е i ся политика внесений предложений.
В компании «Спортмастер» все сотрудники обращаются друг к другу, ниже к генеральному директору, по имени; у генерального директора компании ИКЕА нет отдельного офиса, как нет его ни у кого в компании — шкова ее политика; в супермаркетах «Седьмой Континент» для обеспечения двусторонней связи между сотрудниками и руководством существуют I пециальные «ящики идей». Складывается впечатление, что крупнейшие ритейлеры принимают участие в конкурсе «Самая демократичная компания».
У корпоративной культуры есть практическое предназначение — доносить правильные модели деятельности до сотрудников в доступной их пониманию форме, чтобы упорядочивать их поведение на пути достижения целей организации.
Обычно при упоминании о корпоративной культуре в качестве наглядного примера приводят корпоративные праздники. В западных странах во ирсмя таких встреч награждают или хвалят сотрудников, продемонстриро-Вавших наиболее полное соответствие моделям выполнения работ; к этим праздникам серьезно готовятся, за их организацию отвечают специалисты, которые пишут сценарий, тексты речей для топ-менеджеров, закупа-юг подарки лучшим работникам и т.п. вплоть до обучения «топов» публичным выступлениям.
В России же зачастую очередное корпоративное мероприятие является лишь попыткой персонала «влиться» в коллектив и «приблизиться» к начальству.
Модели поведения сотрудников приведены в табл. 8.1.1.
Необходимо отметить, что термин «технология» не является полным синонимом термина «модель выполнения», а имеет более узкий смысл и применяется в тех случаях, когда модели воспроизводятся с гарантированным качеством конечного и промежуточных результатов.
409
Таблица 8.1 I |
Модели поведения не бывают правильными или неправил i. ными, одна и та же модель поведения может оказаться правильной или неправильной в зависимости от ситуации.
Поэтому, говоря о моделях поведения, лучше использовать оценочный показатель «адекватность» — адекватность текущей ситуа ции, целям компании, другим моделям поведения, квалификации сотрудников, личностным качествам руководителей и т.д.
Моделей делового взаимодействия (технологий управления) не очень много, и их успешно можно разрабатывать и развивать, на пример, в форме тренингов навыков постановки задач, проведения совещания, делегирования, делового письма, устного выступления, решения проблемных ситуаций и т.п.
Несколько иная ситуация с моделями выполнения работ: несмотря на сложное название, они есть не что иное, как каждодневная деятельность сотрудника, это то, что обычно не замечается, что воспринимается как рутина, а не вещь, достойная моделирования, в связи с тем, что рутинный труд должен быть частью корпоративной культуры. Фундамент корпоративной
1 На основе «Директор-Инфо». — 2003. —№ 26. www.director-info.ru 410
культуры складывается как раз из таких вот «кирпичиков» — моделей выполнения работ, которые в организации могут быть гонершенно разными или, наоборот, одинаковыми.
Заметьте, люди чаще посещают те учреждения (парикмахерскую, ав-госервис и т.д.), которые характеризуются лучшими моделями выпол-Нения работ. Клиент доверяет компании и отдает свои деньги в обмен На ее продукты, если он уверен во всех исполнителях.
В целенаправленном управлении моделями поведения сотрудников можно выделить три уровня в зависимости от жесткости регламентации: традиции, нормы и правила.
Самый жесткий вариант регламентации — через правила. Правила — это официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения (стандарты деятельности), соблюдение которых контролируется надзорными органами, а нарушение жестко преследуется.
Правилами могут регламентироваться не только юридические или технологические области деятельности, но и модели проведения совещаний, и форма одежды, и поведение во время банкета, и даже личная жизнь.
Нормы — неофициальные и, как правило, не зафиксированные, но четко соблюдаемые модели поведения, выполнение которых может контролировать любой член сообщества, а нарушение вызывает общественное порицание. Члены сообщества, наиболее активно хранящие, распространяющие и контролирующие модели поведения, становятся лидерами сообщества (формальными или неформальными).
Традиции — максимально мягкие требования к моделям поведения, когда есть некая одобренная руководством модель, но нет ни лидеров, контролирующих ее соблюдение, ни официальных правил. В данном случае модель выступает в качестве эталона, но соблюдение ее контролируется только самим человеком по принципу «нравится— не нравится». Традиции возникают на основе прецедентов, которые вызвали удовлетворение членов сообщества и были затем повторены другими по собственной инициативе. Традиции могут быть зафиксированы в корпоративных легендах, мифах, символах и т.д.
Формирование корпоративной культуры посредством использования традиций — самый долгий путь, самый быстрый — ее формирование посредством правил. Однако между традициями, нормами и правилами всегда существует иерархическая взаимосвязь. В больших сообществах (народ, нация) сначала складываются традиции, затем неформальные лидеры закрепляют нормы и только потом формальные лидеры (руководители) устанавли-
411
вают официальные правила или законы. Нарушение этой по следовательности нередко приводит к массовому несоблюдении i и норм, и правил.
Если исходить из предположения, что коммуникации ими формация играют одну из центральных ролей в процветании орт низации, следует признать необходимость всеобщей многокан;ии. ной связи, подразумевающей, что каждый может общаться i каждым, и лучшим способом является сообщение правдивой и открытой информации. Однако открытость и правдивость ми гут вызвать серьезные противоречия, проблемы в организации столкновения различных работников и субкультур. Поэтому каж дая культура имеет свои варианты коммуникационных систем.
Нисходящие коммуникации составляют основу иерархича кой культуры; их главные цели выявили Д. Кац и Р. Кан1:
1) постановка конкретных задач по выполнению работы;
2) обеспечение информацией о принятых в организации per ламентах, процедурах и практике;
3) обеспечение информацией о смысле выполняемой работы.
4) информирование подчиненных о качестве их работы;
5) предоставление идеологической информации для облегчения восприятия целей.
Долгие годы существовавшая в нашей стране общая иерархическая культура ограничивалась в большинстве своем первыми двумя целями, пренебрегая предоставлением работникам иной информа ции, развивая авторитарный стиль руководства, препятствующий эффективной работе организаций. Во многих компаниях такой стиль сохраняется до сих пор. Классической основой иерархической культуры по-прежнему остаются формальные каналы коммуникации, подразумевающие четкую субординацию в рассмотрении информации, при которой А может связаться с F, только пройдя по цепочке В, С, D, Е. Такую цепочку продолжительностью в 20 ступеней рассматривал еще Н. Файоль в 1949 г.2 Он выдвинул так на зываемую концепцию «мостика», согласно которой прямые контакты сотрудников, минуя линейную цепочку, позволят решать вопросы быстрее и эффективнее. В последующем эта концепция стала основой разработки систем горизонтальных коммуникаций.
Основными средствами коммуникаций в иерархической культуре являются приказы, календарные графики, распоряжения, планы, инструкции, рабочие материалы, руководства, информа-
1 Katz D., Kahn R. The Social Psychology of Organizations, 2ed. — New York: Wiley
1978.-P. 440.
2 Fayol H. General and Industrial Management, Constance Storrs (trans.), Pitman. — I
London. — P. 35.
412
шюнные доски объявлений, регламенты, совещания, планерки, ■ не гучки», конференции и т.п. Разнообразие средств коммуникации обрушивает на служащих огромный поток информации со l троны руководства, подтверждая тот факт, что иерархией правят процедуры и формальная политика. Целью коммуникативной поминки являются стабильность, надежность и долгосрочная пред-l казуемость работы организации, стремление не допустить вольнодумства, своеволия и неподчинения персонала. Поэтому именно 11я иерархической культуры в максимальной степени характерны разработка многостраничных регламентов поведения сотрудников называемых чаще всего деловыми нормами поведения, а ракже системы контроля и наказания за их невыполнение.
В процессе роста многих компаний формируется устойчивое вза-ммное непонимание между подразделениями, которые производят, и отделами, которые продают, между опытными сотрудниками и но-иичками, между бухгалтерами и производственниками и т.д.
При росте количества персонала и масштаба задач у руководи-геля не хватает времени на то, чтобы разбирать ситуации конфликтов п взаимного непонимания. Одним из выходов может стать введение корпоративного стандарта коммуникаций — свода правил, предоставляющего старым и новым сотрудникам компании набор схем И алгоритмов решения основных проблемных ситуаций. Такой стандарт надо разрабатывать сообща, привлекая сотрудников, отражающих представления всех заинтересованных сторон о правилах.
Содержание корпоративного стандарта коммуникации
Тематическое содержание корпоративного стандарта коммуникации можно разделить на три центральных блока.
Первый блок — процедуры взаимодействия в компании по вертикали и горизонтали. Сюда включены вопросы о том, как эффективно формализовать и ввести новые процедуры коммуникации по проектам, как контролировать их выполнение и как корректировать их по мере развития компании и ситуации, как оптимизировать иерархическое и проектное взаимодействие сотрудников, здесь рассмотрены правила выбора менеджера проекта и технология сдачи проекта в нестандартных ситуациях, процедуры работы при двойном подчинении и правила расстановки приоритетов для различных начальников. Безусловно, существуют «идеальные» модели управления проектами, однако они эффективны только в том случае, когда адаптированы к реальной корпоративной культуре компании.
Второй блок — вопросы мотивации и ориентации сотрудников на изменения: адаптация сотрудников к обновленным пра-
413
вилам работы, методы их мотивации в повышении качества и эф фективности проекта, когда речь идет о творческой работе, а мс о рутинном выполнении конвейерных операций, правила нам ма, стажировки и утверждения новых сотрудников компании, пр| вила составления планов карьерного роста и форматы мотив! ции к командной работе.
Третий блок включает технику работы со сложными клиент! ми, ибо правила работы компании неизбежно влияют на правила взаимодействия с клиентами и партнерами. В этот блок включены стандарты работы с агрессивным и недовольным клиентом, правила обращения с рекламациями и невыполнимыми требоиа ниями клиентов, техника работы с клиентами высокого статуса, методы построения длительных отношений с партнерами и т.д.
Все три блока корпоративного стандарта коммуникации дол жны строиться с учетом интересов и возможностей различных субкультур, наличествующих в компании.
Вводить корпоративные стандарты коммуникации надо, когда нестандартизированные процессы взаимодействия дают сбой и становятся причиной не солидаризации и улучшения отношений, а авралов. Стандарт снижает напряжение, делает неформаль ные правила явными и согласованными, дает сотрудникам четкую перспективу карьерного развития, а руководству — возможность эффективно и безопасно делегировать полномочия. Безусловно, стандарт коммуникации эффективен, если утверж дает уже сформированные правила и объявляет новые только в случае, когда они одобрены заинтересованными сторонами. В некоторых компаниях менеджеры, лишившись привычных и адаптированных к российским реалиям схем работы и мотивации, не захотели работать по «идеальным» западным правилам, которые делали реальную работу конфликтной и неэффективной.
Смысл и цель грамотного корпоративного стандарта коммуникации -— сохранение наработанных корпоративных правил и ценностей, стиля работы компании и введение процедур, позволяющих успешно управлять растущим предприятием и развивать его, сохраняя его своеобразие и уникальные конкурентные преимущества.
Корпоративный стандарт коммуникации фиксирует в первую очередь степень демократичности компании. В настоящее время создание привлекательных брендов на конкурентных рынках вынуждает компании перестраивать внутриорганизационные отношения. В результате введение корпоративного стандарта коммуникации совершается сегодня во многом для того, чтобы сбалансировать внешний имидж с внутренней реальностью компании.
Наиболее демократический формат работы организации предполагает, что сотрудник может отказаться участвовать в каком-
414
ГО проекте, более того, он сам может инициировать проект и орга-!in (овать новую группу для его реализации, если это выгодно компании. Такой подход требует развивать демократические стан-царты коммуникации.
В компаниях, ориентированных на обслуживание конкретных |.1казчиков, на работу по проектам, предпочитающих чаще все-ГО рыночную либо адхократическую культуру, стандарты пове-к'пия могут приобретать некоторый оттенок самопрезентации, • ноеобразного заверения потенциального потребителя в высоком качестве своей работы.
Пример из практики
Рассмотрим стандарты работы тренинговой компании «Профессиональный менеджер». Проанализируйте их.
«Ясные и практичные стандарты позволяют выбирать тренинговую Компанию, основываясь не только на субъективных, но и на объективных критериях. Стандарты работы позволяют точнее спрогнозировать тмможное развитие событий и детально оценить результат работы.
Наличие стандартов у поставщика товара и услуг, ревностное их испил пение создают у клиента чувство уверенности и предсказуемости. I ели клиент знает, как его обслужат, если клиент знает и может про-иерить уровень предоставляемых услуг, у него возникает доверие.
Доверие клиента — это награда, за которую мы неустанно трудимся. Доверие — это фактически половина того, что требуется для долгосрочных отношений. Второй составляющей многолетних контрактов чиляется то, что, работая с нами, клиенты зарабатывают еще больше, и это им нравится.
Мы поднимаем планку и заявляем стандарты, недоступные другим фепинговым компаниям.
1. Мы несем финансовую ответственность за качество своей работы.
2. Мы проводим развернутые презентации тренингов, в том числе и закрытых корпоративных, чтобы вы воочию могли увидеть, кто, как и чему намерен тренировать ваш персонал. Решение о тренинге вы принимаете i юсле того, как поверите собственному опыту, а не виртуальным аргументам.
3. Проведение тренинга возлагает на нас обязательства по сопро-иождению компании. Поэтому заказчик имеет право на время тренера в размере пятой части от продолжительности тренинга. Это время тказчик может использовать самым разным способом и получить дополнительную выгоду.
4. Мы предоставляем инструмент, при помощи которого клиент может измерить эффективность тренинга.
5. Мы осуществляем максимально полное документальное сопро-пождение: план подготовки тренинга, отчеты по результатам, сертификаты и, особенно хотим отметить, методические пособия, которые можно использовать как для закрепления-повторения материала, так и для внутреннего обучения.
415
6. Открытость. Каждый клиент тренингового центра получает пер сональные логин и пароль для доступа к корпоративному серверу и име ет возможность оценить нашу работу. Мы не удаляем даже самые кри тические отзывы, потому что умеем работать с критикой. Развиваж. i., исправляя свои недочеты, мы стремимся к совершенству»1.
Коммуникации и поведенческие сценарии
При развитии тех или иных межличностных коммуникаций полезно знать, что для поведения многих людей характерны повто ряющиеся, излюбленные сценарии. Причина их появления в том, что все люди, живя в социуме, ограничены определенными услон ностями и нормами этикета и не всегда получают на свои посту и ки ожидаемую реакцию.
Поведенческий сценарий — это усредненный вариант поведения человека, в котором его естественные желания и действия сочетаются с нормами внешнего мира. В большинстве случаев защитные сценарии появляются на подсознательном уровне и дают возможность заглянуть за ширму этикета и понять скрытые потребности, а также слабые стороны человека, чтобы выяснить, в каких психологических стимулах и сигналах он нуждается и как правильно строить с ним отношения, настраивать и осуществлять влияние.
1 См.: www.proman.ra 2 См.: www.kpc.ru 416 |
Вот, скажем, какие сценарии характерны для тренер-компании KPG Resources2:
Эти типичные сценарии встречаются как в личном общении, так и в бизнес-общении. Когда человек на подсознательном уровне «просит» вас о какой-то позитивной реакции, эту реакцию надо обязательно проявить, и это поможет вам более успешно влиять на человека, корректировать его мировосприятие и поведение.