Особенности разделения труда в органах внутренних дел

Эффективность работы в органах внутренних дел определяется степенью и уровнем развития вертикального разделения труда. По сути, речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей.

Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. Работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. В широком понимании управление − это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Управленческий труд − это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов.

Можно выделить специфические особенности управленческого труда в органах внутренних дел. Прежде всего − это умственный труд работников аппарата управления, состоящий из: организационно-административной, воспитательной, аналитической, информационно-технической работы и участие в решении конкретных задач. Предмет труда сотрудника органов внутренних дел – информация, средства труда – организационная, вычислительная и специальная техника, а результат труда − управленческие решения.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

Руководители, трудкоторых представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.

Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.

Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляют разносторонние обслуживающие функции.

Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.

Хотя все руководители организации выполняют управленческие действия, все же нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу исполнителей более низкого уровня и т. д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала. На каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть представлен руководителем (командиром), который вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над работниками (не руководителями). Они являются ответственными за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций управления различается по уровням управления.

На всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. С повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10% общего бюджета времени руководителей; на среднем – 50%; на низшем − около 70%).

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что руководители всех трех уровней имеют две области заданий: задания по управлению и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный − на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по управлению возрастает. Приведенная классификация уровней имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций руководителей на каждом из уровней управления может существенно меняться.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами − это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления − орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.

Субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты, на которые воздействует государство посредством законов и судебных решений, классифицируются по: уровню решаемых задач, видам регулируемой деятельности и адресату воздействия

3.4. Органы внутренних дел
как организационная структура управления

Органы внутренних дел являются разновидностью социальных систем. Все социальные системы имеют определенную структуру, т. е. набор соответствующим образом расположенных и взаимосвязанных между собой элементов. Каждый орган внутренних дел также состоит из ряда структурных подразделений: управлений, отделов, отделений, групп. Эти подразделения составляют требуемый набор компонентов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой орган внутренних дел.

Все элементы (структурные подразделения) органа внутренних дел связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер. Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий орган внутренних дел, либо его структурное подразделение (например, УВД на РОВД).

Воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления. Информационное воздействие − это форма взаимосвязи несоподчиненных структурных элементов одного органа внутренних дел, либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления. Примером такой взаимосвязи являются отношения между отделом уголовного розыска и отделом по борьбе с экономическими преступлениями одного УВД.

Одновременно каждый орган внутренних дел, как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т.е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, штабы, отделы уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, обеспечения общественного порядка и др. подразделения УВД имеют свои задачи, функции. Однако лишь УВД как целостная система способна решить задачи, возложенные на орган внутренних дел, в полном объеме.

Таким образом, каждый орган внутренних дел любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям и является управляющей системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых и создается орган внутренних дел.

С другой стороны, все органы внутренних дел, являясь управляемыми социальными системами, выступают как совокупность субъектов и объектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом органы внутренних дел, входящие в единую систему МВД РФ, испытывают управляющее воздействие «сверху».

Так, по отношению к Правительству Российской Федерации МВД РФ является управляемой системой. В то же время оно само осуществляет управление входящими в его структуру элементами (или системами более низкого порядка) − министерствами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, УВД краев, областей, выступает в качестве субъекта управления.

Система управления органами внутренних дел обладает свойством иерархичности, которое появляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Это свойство отчетливо проявляется в отношениях между органами внутренних дел, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей.

Иерархичность систем управления наблюдается и в отношениях между различными органами, занимающими равное положение в структуре одного системного образования. При отсутствии официальной соподчиненности, вопрос о субъекте управления решается исходя из характера осуществляемых мероприятий.

Существующая в органах внутренних дел субординация и единоначалие обуславливают жесткую систему прямых связей субъекта с объектами управления. Это выражается в том, что различная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений поступает по каналам прямой связи от субъекта управления к объектам управления сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управления. В исключительных случаях, диктуемых необходимостью принятия каких-либо срочных мер или возникновением особых обстоятельств, допускается прохождение управляющих команд, минуя некоторые уровни управления. Например, в особых случаях (стихийное бедствие, межнациональный конфликт, крупная катастрофа и т. п.). МВД России или республики может принять на себя непосредственное управление конкретными УВД, РОВД.

Система обратных связей, по которой к субъектам управления поступает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей является более гибкой и подвижной.

Органы внутренних дел в целом и каждый в отдельности представляют собой социальную систему, специально созданную для осуществления задач «внешнего управления» (оказания управляющего воздействия на внешнюю среду). Под внешней средой следует понимать иные социальные системы, выходящие за рамки МВД России, а так же различные объективные условия и факторы в которых протекает деятельность органов внутренних дел, либо те, которые оказывают существенное влияние на эту деятельность (климатические, экономические, демографические, криминологические и др.).

Между органами внутренних дел и внешней средой также существуют каналы прямой и обратной связи. По каналам прямой связи органы внутренних дел оказывают информационное воздействие на предприятия, учреждения, организации, а при необходимости на граждан и должностных лиц. В свою очередь по каналам обратной связи в органы внутренних дел поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, позволяющая придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер.

Как система управления, орган внутренних дел должен отвечать пяти минимальным требованиям, предъявляемым к организации управляемых систем, которые сформулированы кибернетикой и являются всеобщими и минимально необходимыми.

Детерминированность элементов системы предполагает такую их взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного структурного элемента органа внутренних дел отражаются на состоянии и деятельности других элементов и органа как системы в целом, поэтому все подразделения должны взаимно детерминированными.

Динамичность системы, которая предполагает возможность противостоять различного рода дезорганизирующим воздействиям, сохранить свои свойства и полноценно осуществлять свои функции. В этих целях субъектам управления необходимо принимать своевременные меры по совершенствованию организации и деятельности и вносить изменения в организационно-штатную структуру, а так же осуществлять перераспределение функций и повышать интенсивность работы.

Наличие в системе управляющего параметра, то есть способности субъекта управления выступать в отведенной ему роли. Этому препятствует отсутствие у субъекта управления необходимых прав и властных полномочий, а так же недостаточные кадровые или материально-технические возможности, а так же отсутствие времени, необходимого для решения задач. Кроме того, существенное значение имеют субъективные качества личности руководителя, обуславливающие его неспособность исполнять свои обязанности (низкая квалификация, слабоволие, безынициативность и т. п.).

Для обеспечения требования о наличии управляющего параметра, каждый вышестоящий руководитель, давая задания, обязан предоставить нижестоящим субъектам управления необходимые права и полномочия и создавать реальные возможности для их деятельности в этой роли.

Наличие в системе усилительного свойства, которое усиливает управляющие воздействия (сигналы, команды) на пути от субъекта управления к объектам. Это объясняется существованием в каналах связи барьеров (географических, ведомственных, психологических, смысловых, организационных), затрудняющих прохождение информации. Руководитель органа внутренних дел должен не только правильно воспринимать команды вышестоящего руководителя, но и усиливать и доводить их до своих подчиненных путем разъяснения, конкретизации команд, проведения соответствующей воспитательной работы с личным составом и т. д.

Наличие в системе обратных связей, которые функционируют в процессе обмена информацией. Он невозможен без осведомительной информации, поступающей от объекта к субъекту управления по каналам обратной связи. Осведомительная информация необходима для выработки управленческих решений. Если от объекта не поступает сигнал о его реакции на команду субъекта управления, то фактически управления не будет, или оно будет мнимым, поскольку желаемой цели субъект так и не достигнет.

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются Президентом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти. Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенций, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав.

Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел РФ.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными и иными Законами, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, а так же Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации. Существенную роль имеют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, акты МВД России и других министерств и ведомств, а так же положения о соответствующих службах органов внутренних дел.

Цели органов внутренних дел сформулированы и закреплены в действующем законодательстве. Так, в соответствии со ст. 1 Закона РФ
«О милиции» последняя призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

В качестве цели органов внутренних дел следует рассматривать обеспечение общественной безопасности (например, безопасности дорожного движения), что получило свое закрепление в ряде подзаконных нормативных актов.

Эти и другие цели органов внутренних дел детализируются до такого уровня, на котором каждая конкретная цель выступает как непосредственная цель управленческой деятельности − задача. Под задачами необходимо понимать реальные частные цели.

Детализация основных целей милиции находит свое выражение в ее важнейших задачах. Обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а так же раскрытие преступлений и охрана общественного порядка являются главными задачами органов внутренних дел. На них возлагаются задачи связанные с обеспечением общественной безопасности; оказанием помощи в пределах, установленных законом, гражданам и должностным лицам.

Цели, а следовательно, и их конкретизированное выражение – задачи, определяют функции органов внутренних дел. Под функциями органов внутренних дел следует понимать основные направления их деятельности. Функции органов внутренних дел закреплены в нормативных актах Министерства внутренних дел Российской Федерации. Анализ этих нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что содержанием функций органа внутренних дел является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных организационно-правовых воздействий субъекта управления, направленных на решение задач и достижение целей, стоящих перед этими органами.

Каждая из функций, возложенная на орган внутренних дел, в свою очередь, может быть детализирована в функциях его структурных подразделений, а функции структурных подразделений подлежат дальнейшей детализации вплоть до определения функциональных обязанностей отдельных сотрудников. Любая задача предполагает осуществление собственного «набора» функций. Так, безопасность дорожного движения обеспечивается посредством выполнения органами внутренних дел ряда функций. К их числу относятся: разработка и пропаганда правил дорожного движения; прием экзаменов на право управления определенными видами транспортных средств и выдача соответствующих удостоверений; надзор за техническим состоянием автомототранспорта и пригодностью его к эксплуатации; регулирование уличного движения и контроль за исполнением действующих здесь правил.

Наши рекомендации