Предпосылки возникновения журналистики
Прежде чем занять нынешнее положение в мире, журналистика, как и всякий общественный институт прошла сложный исторический путь. Она развивалась под влиянием того общества, которому призвана была служить.
Аксиомой является положение о том, что пресса есть продукт и составная часть человеческой цивилизации, а содержание и формы ее деятельности зависят от потребностей конкретной социальной системы.
По сравнению с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет более короткую биографию. Ее не было в античном мире, хотя службы сбора и распространения новостей существовали. Достоянием истории печати стали древнеримские рукописные вестники «Акта сенатус» и «Акта публика» и ежедневные выпуски «Акта дьюрна попули романи». Эти издания можно называть явлениями пражурналистики или протожурналистикой. И тем не менее все это еще нельзя называть журналистикой в собственном смысле этого слова.
Развитие, совершенствование форм распространения социально значимых сведений сталоинформационнойпредпосылкой зарождения прессы как качественно нового феномена в истории человечества.
Эта предпосылка показывает, что истолкование журналистики как явления только информационного будет неполным ответом на вопрос о ее природе. Дело в том, что нередко печать привносилась в жизнь тех или иных народов извне, в «готовом» виде, а не как результат длительной эволюции средств информирования. Авторитетными распространителями новостей были поэты-импровизаторы (Башкортостан, 17-18 вв), когда в Европе газеты уже имели хождение. В период социальных потрясений (крестьянских волнений, антиколониальных восстаний) широкое хождение получали произведения так называемой народной публицистики – письма, воззвания, прокламации.
Другие предпосылки складывались в сфере духовной культуры. В течение веков складывались традиции публичного и страстного выражения взглядов по актуальным вопросам общественной жизни. Примечательно, что уже древние римляне различали ораторов и риторов. Ораторами считались государственные мужи, использовавшие слово как средство политической деятельности. Риторами назывались знатоки формальных правил красноречия, не пытавшиеся публично судить о судьбах государства.
Особенно значимую роль сыграло распространение грамотности, которая из привилегии знатных сословий превратилась в достояние средних слоев населения, становясь массовой.
Для культурного расцвета России решающее значение имело создание на рубеже 9-10 веков славяно-русской азбуки и системы письма – кириллицы, связанное с именами легендарных братьев Кирилла и Мефодия. В 1708 г. Петр I провел реформу и ввел гражданскую азбуку, которая и служит первоисточником русского шрифта и поныне.
К числу материально-технических предпосылок возникновения журналистики относится прогресс в научной и производственной отраслях.И прежде всего появление бумаги, впервые полученной в Китае в I в.н.э.. откуда она попала в Японию (VI век) и через арабов в Европу (X век). В Германии Иоганн Гутенберг в XVвеке применил наборный шрифт – отдельные литеры (буквы, знаки), из которых можно было составить любой текст. С него начинается эпоха Гуттенберга, поскольку его открытие стало началом новой эры в истории мировой культуры.
Другие великие технические новации, решительно изменившие скорость распространения массовой информации, относятся к XIX веку. Это – изобретение телеграфа (1832), фотографии (1839), телефона (1876), звукозаписи (1877), телевидения (1884), радио (1895). В полиграфии революционный переворот совершила ротационная печатная машина (1846), заменившая плоскую печать отдельных листов на работу с рулоном бумаги, и строкоотливная машина линотип, изобретенная американцем О.Мергенталером (1864).
Однако для возникновения журналистики требовалось, чтобы одновременно сказалось действие целой группы факторов экономического, культурного, материально-технического порядка. И самое главное – должна была присутствовать острая потребность общества в новом социальном институте, т.е нужны были социальные предпосылки. И катализатором этого процесса стал переход от феодально-абсолютистского строя к буржуазному.
Потребность в периодике раньше всего появлялась там, где быстрее шло становление капитализма. В Европе первоначально появились рукописные листы новостей («аввизо», « нувель», «цайтунг», «реляция»). Так же на традиционный лад называются и многие нынешние периодические издания. В России в начале XVII века выпускались рукописные «Куранты», дававшие правителям информацию о событиях в мировой политике.
Первыми периодическими печатными изданиями считаются вышедшие в 1609 г. немецкие газеты «Relation Adler» (Страсбург) и «Aviso-Relation oder Zeitung» (Аугсбург). В XVII веке печатные газеты появились в Англии (1622), Бельгии (1605), Испании (1661), Италии (1636), Франции (1611). В России по воле Петра I первая газета, именовавшаяся пространно и патетически: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах», появилась в 1702 году. По мнению некоторых ученых, ее появление не было продиктовано социальной потребностью общества. Это была царская забава, сохранившая подобный статус в течение продолжительного времени.
Европейские издания быстро обретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это – регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации.
Чем же обеспечивался успех молодой журналистики? В XVII-XVIII веках во многих станах Европы и Северной Америки совершились буржуазные революции. На смену феодальной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, потребовавший вступления в кооперацию жителей разных городов, стран. Как следствие – оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно.
По свидетельству знаменитого немецкого историка печати Л.Саламона , уже в конце XVII века в Европе появились книжки о пользе газетного чтения. В которых говорилось: «Кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и граждан ской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное; должен уметь приложить его на деле».[
К созданию журналистики серьезно толкали экономические преобразования. Первые газеты в значительной мере заполнялись новостями торговли. Газеты превращались в информационный товар и издание их приносило доходы. В дальнейшем капитализация прессы стала одним из главных векторов ее развития.
И все же успех журналистики связан не только с наличием экономических причин. Пресса буквально с самого зарождения ее стала участницей идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовой сознание.
За владение правом на печатное слово и самими изданиями разворачивалась ожесточенная борьба, принимавшая самые крайние формы выражения. Например, во Франции Директория, придя к власти в 1795 году. Специальным декретом установила смертную казнь для неугодных ей журналистов. Наполеон, получив власть, сразу заявил: «Газеты … должны делать добро, и только под этим условием я буду их терпеть». Он опубликовал декрет, согласно которому в Париже были закрыты почти все политические газеты, а оставшиеся практически превратились в органы правительственной пропаганды.
Развитие журналистики и его влияние на общественную жизнь с ранних пор вызывали дискуссии о духовных и нравственных основах журналистской деятельности, об отношении прессы с политической властью, обществом, личностью.
Один из главных уроков, вынесенных журналистикой и обществом из истории СМИ, состоит в том, что не может быть какой-либо «единственно верной» теории и модели прессы. Живая, развивающаяся журналистика непременно использует весь предшествующий опыт, накопленный на родине и за рубежом.
Это относится и к эволюции массово-коммуникационных концепций. Для данной ветви теории характерны, во-первых, стремление рассматривать журналистику главным образом не с политических, а с социально-психологических позиций, во-вторых, выдвижение в центр внимания понятия «массовое общество» - ми Ра, в котором высокой степени достигла социальная дифференциация людей, что опасно угрозой распада общества на отдельные сегменты. Одним из основных механизмов интеграции различных элементов в целостную структуру является массовая коммуникация, обеспечиваемая прессой.
Теоретическую базу для развития массово-коммуникационных концепций в XIX в. Заложили социологи-позитивисты О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, утверждавшие приоритет точного знания об общественных явления и процессах. Но сами они не занимались углубленно вопросами печати. Вплотную к проблематике воздействия прессы подошли исследователи массовой психологии и влияния на нее идеологии – А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, З.Фрейд, Г.Ле Бон, Г.Тард.
Иррациональная концепция массовой культуры и пропаганды А.Шопенгауэра, Ф.Ницше связана со становлением манипулятивной пропаганды в XIX веке. Массовые дешевые издания позволяли влиять на массовую аудиторию, делая ее объектом пропагандистского психоза и в то же время испытывая на себе влияние загадочного поведения человеческой души. Фридрих Ницше объясняет потребность человека в своеобразной идеологической подпорке, без которой тот не может приспособиться к окружающему миру. Психологический мир индивида включает в себя потребность в фикции. Особую роль в этом играет миф. Средства массовой информации и есть те уникальные средства, с помощью которых можно создавать и распространять в массовом масштабе мифы, ставя тем самым человеку идеологические подпорки.
Другая тенденция в исследованиях пропаганды базировалась на ницшеанском раскрытии толпы. Г.Ле Бон, изучая психологию массы, выделил такие существенные признаки массовой аудитории, как исчезновение сознательной личности, внушаемость, тенденция к немедленному исполнению внушенных идей.
Многие социологи конца XIX – начала XX века пришли к выводу о том, что в основе мотивов поведения людей лежат стандарты, вырабатываемые обществом и затем вносимые в сознание индивидов. Таким образом, в социологии сложилась и получила развитие концепция социального давления и принуждения.
Стремясь объяснить соотношение рационального и иррационального в поведении человека в обществе, построить целостную интерпретацию социальных процессов, Парето обосновывает свою концепцию идеологии, которая базируется на различии между логическим, научным (истинным) знанием и метафизическим псевдознанием. Он доказывает иррациональность идеологии, исходя из того, что в поведении отдельных индивидов в общественных процессах преобладают нелогичные поступки, которые определяются эмоциями, традициями, привычками, интуицией.
В XX веке данное направление фактически стало господствующим в западной науке о прессе.