Зарубежный опыт менеджмента. Значение и возможности его использования в России

Причины необходимости ЗОМ в России: 1) Надо развивать интеллектуальный потенциал наших менеджеров (для совершенствования умения выработки нестандартных решений); 2) Полезен для укрепления авторитета и власти менеджеров; 3) Выход на внешний рынок. Для успешного сотрудничества с зарубежными партнерами надо знать методы, термины; 4) Выработка эффективной стратегии в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами; 5) Возможность избежать чужих ошибок; 6) Что-то может пригодится в собственной практике. На сегодняшний день у нас в стране есть хорошие возможности для изучения ЗОМ: самообучение и в специальных учреждениях. Можно сказать о этапах перенесения ЗОМ к нам: 1) Ознакомление и анализ опыта. В процессе анализа важно попытаться понять, в чем сильные стороны, что помогло достичь положительных результатов. Это важный этап, т.к. большое влияние оказывает господствующая система взглядов; 2) После анализа и выявления наиболее ценных элементов необходимо оценить их прогрессивность по отношению к будущему, попытаться определить, насколько эти ценные элементы связаны с системой управления в данной стране; 3) Оценка зависимости менеджмента от социокультурных фондов и национальных особенностей. При этом предлагается выяснить, насколько зарубежный опыт можно использовать в другой социокультурной среде. Переход к проблеме соответствующего опыта внутренней и внешней среде той фирмы, где его собираются внедрять (цели фирмы, персонал, технологии); 4) Обоснование возможностей внедрения зарубежного опыта, наличие для этого материально-технологических и людских ресурсов. Учитывается также фактор времени. При положительном решении всех предыдущих вопросов приступают к разработке специальных целевых программ внедрения опыта. В качестве обязательного элемента этой программы разрабатываются мероприятия по подготовке коллектива (материальное и моральное стимулирование и др.). внедрение опыта должно находиться под постоянным контролем, с тем чтобы своевременно внести коррективы.

Специфика менеджмента в условиях перехода России к рынку. Переход к рынку и состояние менеджмента тесно связаны между собой. С одной стороны трудности переходного периода многократно усложняют деятельность менеджера до такой степени, что многие эффективные в прошлом руководители, а также опытные консультанты из развитых стран не могут справиться с поставленными перед ними задачами. С другой стороны, успешное осуществление рыночных реформ возможно только при эффективном менеджменте. Российский менеджмент сталкивается с трудностями, которые связаны как пережитками прошлого, так и собственно реформирования устоявшихся структур, хоз. отношений. Эти трудности прежде всего сконцентрированы во внешней среде. Наиболее часто упоминаемые из этих трудностей: низкий научно-технический и технологический уровень экономики, высокими идеями в экономике крупных предприятий, высокий уровень монополизации производства многих видов продуктов и услуг, слабость гос. управления, излишняя бюрократизированность исполнителей власти и коррумпированность многих гос. чиновников, слабость законодательной базы, отсутствие должной правовой культуры в обществе, низкий уровень жизни населения и след. низкая покупательная способность потребителей, дефицит ден. наличности, крайне низкий уровень развития инфраструктуры рыночной экономики, особенно отсутствие развитой современной банковской системы и системы страхования, нарушение хоз. связей, низкий уровень хоз. культуры, неразвитость предпринимательской этики, крайне низкая скорость прохождения информации по различным звеньям системы гос. управления экономикой, инерционность мышления, неэффективная налоговая система и связанная с этим высокая доля теневой экономики, высокий уровень экономической преступности в стране. Наряду с неблагоприятными факторами внешней среды российский менеджмент сталкивается с проблемами и внутри организации: хроническая нехватка оборотных средств и невозможность получения на разумных условиях кредитов для пополнения оборотных средств, устаревание основных фондов и технологий, падение квалификации персонала, снижение престижа труда вообще и особенно инжнерно-технического, управленческого, существенно разный уровень благосостояния основной массы трудового коллектива и членов высшего руководства, падение трудовой дисциплины, наличие трудностей во внешней и внутренней среде и усугубляется отсутствием опыта работы в рыночной системе хозяйствования. Это проявляется в том, что менеджер предприятия плохо владеет знаниями о состоянии рынка, не умеют прогнозировать. Большинство менеджеров живут сегодняшним днем, не имея ориентации не только на долгосрочные, но даже и на среднесрочные результаты. Многие предприятия слабо знают своих конкурентов, не анализируют собственные конкурентные преимущества и не умеют ими воспользоваться. Система управления многих рос. предприятий не имеет достаточной гибкости, чтобы своевременно реагировать на изменение спроса, появление многих конкурентов, в том. числе зарубежных, слабо поставлена работа по связям с общественностью. На многих предприятиях продолжает применяться крайне не эффективная система бух. учета, кот. не позволяет проводить соответствующий анализ результатов хоз деятельности, не своевременно увидеть возникающую угрозу. Неэффективная система бух. учета ведет к недоиспользованию ресурсов , имеющихся на предприятии.Российский менеджмент переживает крайне трудный период - период своего становления, и от того как руководителям российских предприятий удастся справиться с этими трудностями, во многом зависит лицо будущей системы российского менеджмента. Естественно, что эти трудности заставляют предприятия и менеджеров искать какой-то выход. Практика дает различные примеры стратегии выживания российских предприятий.

Наши рекомендации