Классификация товаров: понятие, значение, методы и правила
Товароведение, как научная дисциплина, предмет, цели и задачи, междисциплинарные связи с другими дисциплинами, значение товароведения в совершенствовании таможенных органов.
Товароведение - комплексная дисциплина, предметом изучения которой является потребительная стоимость товара.
Цель товароведения - изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения
- четкое определение основополагающих характеристик;
- установление принципов и методов товароведения;
- систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
- изучение свойств и показателей ассортимента;
- определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
- оценка качества товаров;
- выявление градаций качества и дефектов товаров;
- определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
- информационное обеспечение товародвижения.
Объект изучения товароведения
Товар – любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая
и переходящая от одного лица другому по договору купли-продажи
(ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»)
Товар– любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную
границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов
ТС, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки,
электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи,
приравненные к недвижимому имуществу(Таможенный Кодекс ТС)
Товары для личного пользования– товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемых
через таможенную границу в багаже, международных почтовых
отправлениях либо иным способом (Таможенный Кодекс ТС)
Предмет изучения товароведения
Потребительная стоимость– объективная особенность товара,
обуславливающая полезность, удовлетворяющая потребности и
проявляющаяся при потреблении или эксплуатации товара
Потребительная стоимость:
• Единичная
• Совокупная общественная
Связь товароведения с научными дисциплинами
Междисциплинарные связи:
• Социально-экономические дисциплины
• Естественные и математические дисциплины
• Технологические дисциплины
• Специальные дисциплины
Значение для таможенных органов
• Приобретение навыков по идентификации товаров;
• Однозначная классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ;
• Определение стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, и размера таможенной пошлины;
• Обеспечение мер по защите жизни и здоровья человека и соблюдению запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Ассортимент товаров: понятие и характеристика видов ассортимента.
Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо признаку или их совокупности.
Промышленный -набор товаров, вырабатываемый отраслью, предприятием или другими изготовителями;
Торговый - набор товаров, представленный в торговых предприятиях;
Простой -набор товаров, представленный видами товаров, которые классифицируются не более чем по 3 признакам;
Сложный -набор товаров, представленный видами товаров, которые классифицируются более чем по 3 признакам;
Укрупненный -набор товаров, объединенный по общим признакам в определенные совокупности;
Развернутый -набор товаров, представленный разновидностями товаров.
Ассортимент товаров по степени новизны
Классификация товаров: понятие, значение, методы и правила.
Классификация – распределение множества объектов на подмножества по определенным признакам.
Объекты классификации – товары, процессы, явления, документы и др.
Методы классификации:
Иерархический- последовательное деление заданного множества на подчиненные подмножества (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, разновидность).
• Преимущества: возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность
• Недостатки: при большой глубине: чрезмерная громоздкость, трудность применения, при небольшой глубине: информационная недостаточность
Фасетный -параллельное деление множества на подмножества, независимые друг от друга
Преимущества: гибкость системы, удобство использования
Недостатки: невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках
Правила классификации
• классификация должна быть научно обоснованной, полезной в практической деятельности;
• признаки должны отражать потребительские свойства товаров;
• на каждой ступени классификации используется только один признак;
• разделение начинается с наиболее общего (существенного) признака.
Задачи (или значение):
Создаёт условия для планирования и учёта товаров, составления заказов в торговле;
Помогает рационально организовывать торговлю;
Облегчает изучение потребительских свойств однородных групп товаров;
Помогает выявить групповые характеристики качества товаров, формирует общие требования к ним;
Помогает разрабатывать общие методы испытаний, а также организовывать контроль за качеством товаров;
Позволяет оценивать полноту каждого классификационного звена, а также помогает определить направления развития ассортимента;
Помогает внедрять автоматизированные системы управления;
Помогает организовать рациональное хранение товаров.