Вопрос №1. Понятие товаров и товарной единицы. Классификация товаров

В самом общем виде товар можно определить как продукт, реализуемый на рынке. Товар представляет собой совокупность основных потребительских характеристик продукта, с помощью которых удовлетворяются определенные потребности потребителя. С точки зрения маркетинга товар включает как материальные, так и нематериальные компоненты. Это может быть и реальный товар и услуги и сочетание товаров и услуг.

Товар - основа всего комплекса маркетинга. Если товар не удовлет­воряет потребности покупателя, то никакие дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия не смогут улучшить его позиции на конкурентном рынке - его провал в конечном счете неизбежен.

Наряду с понятием товара в маркетинге существует понятие товарной единицы. Товарная единица – это обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Например, молоко – товар, а литровый пакет молока жирностью 2,5% по цене 25,00 рублей – товарная единица.

Понятие товар неоднозначно и при разработке он воспринимается в маркетинге, как правило, на четырех уровнях. Каждый уровень увеличивает ценность товара для потребителя.

1 Первый уровень. Товар по замыслу.

Основополагающим является уровень товара по замыслу, на котором дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель ? Необходимо понимать, что потребители приобретают товары не ради самих товаров. По существу, любой товар – это средство или способ решения какой либо проблемы.

Покупая крем для чистки обуви, клиенты тем самым покупают ухоженный внешний вид обуви.

2 Второй уровень. Товар в реальном исполнении – это товар по замыслу плюс его окружение.

Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в реальный товар, т.е. конкретный товар, обладающий следующими характеристиками – уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и соответствующей упаковкой и т.д., - все то, что делает товар привлекательным для потребителя.

3 Третий уровень. Товар с подкреплением, т.е. предоставление дополнительных услуг и выгод применительно к продаваемому товару. Он состоит из товара по замыслу, товара в реальном исполнении плюс дополнительных услуг и льгот, предоставляемых потребителям: продажа в кредит, доставка на дом, послепродажное обслуживание, гарантии, сервис и т.д.

4 Четвертый уровень. Товар для потребителя. Он объединяет предыдущие три уровня плюс характеристики товара, обеспечивающие общественное признание потребителя, его имидж и новые перспективы для самовыражения.

Следовательно, товар превращается в нечто большее, чем простой набор материальных характеристик. Потребители склонны рассматривать товары как сложный набор выгод, который удовлетворяет их потребности. При разработке товара маркетологи в первую очередь должны определить основные потребности покупателя, которые будет удовлетворять товар, затем разработать товар в реальном исполнении и, наконец, найти способы его подкрепления, чтобы создать тот набор выгод, который наиболее полно удовлетворит потребителя.

В маркетинге применяется следующая классификация товаров:

1 В зависимости от продолжительности использования или материальной осязаемости выделяют:

- товары длительного пользования - потреби­тельские товары, которые обычно используются в течение достаточно продолжительного времени, - сти­ральные машины, компьютеры и другая сложная тех­ника;

- товары кратковременного пользования - потреби­тельские товары, которые обычно расходуются за один или несколько циклов использования, - продукты питания, напитки, моющие средства, бензин;

- услуги - вид деятельности или какие-либо допол­нительные к основным товарам блага, которые предлагаются потребителям: услу­ги, предоставляемые в парикмахерской, услуги аудиторов, консультантов, юристов.

2 В зависимости от сферы применения выделяют следующие товары: потребительские товары и товары производственного назначения.

2.1 Потребительские товары – это товары, приобретаемые конечными потребителями для личного пользования. К потребительским товарам относятся:

- товары повседневного спроса (основные товары, товары импульсной покупки, товары для экстренных случаев) – это товары и услуги, которые потребители, как правило, покупают часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение и собственно покупку. Обычно такие товары недороги и приобрести их можно практически везде. Основные товары люди покупают регулярно (хлеб, сигареты). Товары импульсной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поиска, они продаются во многих местах. Например, мороженое продают на каждом углу, потому что иначе потребитель мог бы и не подумать о его приобретении. Товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них – это лекарство, полиэтиленовые пакеты и т.п.;

- товары предварительного выбора – это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. При покупке таких товаров покупатель обычно тратит много времени и сил на сбор и анализ информации (мебель, одежда, сложная бытовая техника);

- товары особого спроса – это товары широкого потребления и услуги, обладающие уникальными характеристиками или принадлежащие к определенной марке, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (автомобили престижных марок, дорогостоящая фототехника, одежда от известных модельеров, услуги известных артистов или врачей). Покупатели обычно не сравнивают такие товары между собой – им приходится тратить время только на то, чтобы добраться до дилера, торгующего нужными товарами;

- товары пассивного спроса – это товары широкого потребления, о которых потребитель либо не знает, либо знает, но, как правило, не задумывается об их покупке. Большинство крупных нововведений пребывает в этой категории до тех пор, пока реклама не сообщит потребителю об их существовании. Классическими примерами всем известных товаров пассивного спроса могут служить страхование жизни и домашние охранные системы. Подобные товары требуют для сбыта значительных маркетинговых усилий в виде рекламы, приемов личной продажи и прочих маркетинговых методов.

2.2 Товары и услуги производственного назначения – это товары, приобретаемые частными лицами или организациями для использования в производстве других товаров или услуг, в хозяйственной деятельности или для перепродажи другим потребителям.

Они включают оборудование, сырье, услуги по уборке и охране, кассовые аппараты и т.д. К числу их покупателей относятся промышленные предприятия, организации оптовой или розничной торговли, правительственные или другие некоммерческие организации.

Различие между потребительскими товарами и товарами производственного назначения заключается в цели, для которой приобретают этот товар. Если потребитель приобретает газонокосилку, чтобы подстригать траву вокруг своего дома, - это потребительский товар. Но если наш потребитель приобретает ту же газонокосилку, дабы заняться ландшафтным дизайном, инструмент становится промышленным товаром.

Товары производственного назначения делятся на группы:

· Капитальное имущество – это товары, которые помогают покупателю в его производственной деятельности или других операциях. К капитальному имуществу относят стационарные сооружения (строения и оборудование) и вспомогательное оборудование.

· Материалы и комплектующие – состоят из сырья и материалов, прошедших промышленную обработку. Под сырьем понимают сельскохозяйственную продукцию (зерно, хлопок …) и природные продукты (нефть, руда …). Категория готовых материалов и комплектующих включает в себя материальные составляющие (металл, пряжа, цемент, провод) и комплектующие (шины, литые изделия, электродвигатели).

· Вспомогательные материалы. Включают в себя расходные (смазочные материалы, уголь, бумага, карандаши), а также материалы для технического обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки). Для предприятий-покупателей вспомогательные товары являются товарами повседневного спроса, поскольку их обычно приобретают с минимальной затратой усилий на покупку и сравнение.

· Услуги производственного назначения делятся на два вида: услуги по техническому обслуживанию и ремонту (окраска, ремонт оборудования, охрана и т.д.) и различные консультационные услуги (управленческое консультирование, услуги рекламных агентств, бухгалтерские и юридические услуги).

Наши рекомендации