Классификация товаров. правила и признаки классификации

Вопрос 1

Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Общепринятое определение товара — «продукт труда, произведенный для продажи». Однако важна не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять: «товар — это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность» или «товар - это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя».

Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя.

Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он является стоимостью, с другой -потребительной стоимостью. Стоимость товара характеризуется затратами общественно необходимого труда на его проектирование, производство и распределение. Выражением стоимости товара является его цена.

Товар всегда является потребительной стоимостью, имеющей общественный характер, ибо он включается в систему общественных отношений между людьми при обмене путем купли-продажи. Товар - одна из форм потребительной стоимости, созданная трудом человека не для собственного личного потребления, а для других людей, и распределяемая среди потребителей путем купли-продажи на рынке.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют

четыре основополагающие характеристики: ассортиментную,

качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.




Вопрос 2

Классификация происходит от слова «классифицировать», то есть разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Классификация товаров – разделения множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект – элемент классифицированного множества (товар).

Признак классификации – это свойства или характеристика объекта, по которым характеризуется классификация (назначение, сырьевой признак, технологический, рецептурный, компоненты, структурные признаки).

Признаки могут иметь качественные и количественные выражение.

Совокупность приёмов разделения множества объектов, подход к их разделению на подмножества, называют методом классификации.

Методы: фасетный и иерархический.

Правила классификации предназначены для выбора разновидности метода и признаков, по которым осуществляется деления множества на подмножества.

Важнейшее правило для иерархического и фасетного метода - выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее цельного назначения.

Правила классификации объектов при иерархическом методе:

1.Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.

2.На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

3.Разделение объектов должно осуществляется последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.

4.Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.

Задачи:

Создаёт условия для планирования и учёта товаров, составления заказов в торговле;

Помогает рационально организовывать торговлю;

Облегчает изучение потребительских свойств однородных групп товаров;

Помогает выявить групповые характеристики качества товаров, формирует общие требования к ним;

Помогает разрабатывать общие методы испытаний, а также организовывать контроль за качеством товаров;

Позволяет оценивать полноту каждого классификационного звена, а также помогает определить направления развития ассортимента;

Помогает внедрять автоматизированные системы управления;

Помогает организовать рациональное хранение товаров.

Признаки классификации: назначение товаров, исходные материалы для их производства, единство процессов её производства, физико-химические свойства, конструкция, половозрастное назначение, модель, фасон изделия, отделка изделия, размерные показатели, сезон использования.


Вопрос3

Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов (товаров) на подчинённые классификационные подмножества (группировки).

Иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов.

Ступень классификации – это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Количество ступеней классификации определяют глубину классификации.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) – фасеты.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных группировок. Фасетный метод классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров несколькими фасетами, представляющими интерес в данном случае.

К недостаткам иерархического метода можно отнести его чрезмерную громоздкость, высокие затраты, иногда не обоснованные, трудность применения. Недостатком фасетного метода является невозможность выделения общности и различия между объектами в разных классификационных группировках.

Кодирование товаров - технический прием, позволяющий представить классифицируемый товар в виде группы знаков по правилам, установленным той или иной системой классификации. Кодирование позволяет представить информацию о товарах в виде удобном для ее (автоматизированного) сбора, передачи и обработки.

Классификационная система кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этой системе кодирования каждый знак кода обозначает классификационную группировку. При этом используются последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методам классификации объектов. Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки классификации. Кодовое обозначение нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества разрядов (знаков) к кодовому обозначению вышестоящей группировки.

Вопрос 4

Среди множества задач, связанных с первичным сбором информации, можно выделить автоматическую идентификацию (распознавание и различение) разнородных предметов (товары, инвентарь, багаж, документы и т.п.). Ее решение предполагает выполнение следующих шагов:

· присвоение каждому предмету определенного идентификатора (номера или кода),

· нанесение на предмет специализированной метки, содержащей идентификатор,

· считывание данных с метки цифровым устройством и перевод данных метки в электронный вид.

В качестве идентификатора можно использовать графические, магнитные, радиочастотные и электронные метки. Все они предназначены для автоматической идентификации и находят применение в различных сферах, но наибольшей популярностью пользуется графическая метка в виде штрихового кода.

Штриховой код и современная упаковка - два неразделимых элемента, сопровождающих любой товар, который достоин именоваться товаром. Торгово-розничная сеть, особенно склады и супермаркеты, предъявляют все более высокие требования к качеству печати и нанесению штрихового кода на упаковку и этикетку. В основном это связано с использованием современных средств автоматизации складского учета, движения товаров, продажи на основе технологий штрихового кодирования.

Штриховое кодирование – это технология автоматической идентификации и сбора данных, основанная на представлении информации по определенным правилам.

ак правило, при кодировании товаров используют в основном 10 –разрядный штриховой код, удобный для машинной обработки данных. Для образования кода применяют регистрационный и классификационный порядок. Регистрационное кодирование осуществляется порядковым номером. Это самый простой метод и кодовыми обозначениям в этом случае являются натуральные числа. Разновидностью этого метода является серийно-порядковый метод. К классификационному методу относятся последовательный и параллельный метод кодирования. Последовательный метод применяют для объектов разделённых по иерархическому методу. В его кодовом обозначении указываются признаки классификации. По этому методу образуются коды продукции в ОКП. Параллельный метод применяется для объектов, разделенных по фасетному методу, при сочетании иерархического и фасетного методов. В этом случае значение каждой части кодового обозначения не зависят от других.

Вопрос 5

Ассортимент товаров рассматривается во взаимосвязи с личными и общественными потребностями населения. До настоящего времени не сформировалось единого определения категории «ассортимент товаров». В источниках (в том числе учебных) можно встретить разное определение этого понятия. Некоторые авторы рассматривают ассортимент как номенклатуру или перечень товаров, другие — как их подбор или набор, третьи — как их совокупность. Учитывая огромное многообразие товаров, более правильным будет рассмотрение ассортимента товаров как совокупности.

Производственный ассортимент товаров может рассматриваться по иерархии в разрезе отрасли, подотрасли промышленности и в соответствии со структурными образованиями (концерн, объединение, фирма, предприятие, цех, участок).

Торговый ассортимент — совокупность товаров, образующих систему, реализуемых в торговле. Торговый ассортимент функционирует в структурах торговли и может рассматриваться по формам торговли (оптовой и розничной); формам собственности (государственной, акционерной, кооперативной, частной); типам торговых организаций, фирм, предприятий, а также ряду других признаков. Основой образования торгового ассортимента является производственный ассортимент и совокупность товаров, которые закупаются по импорту.

Процесс формирования ассортимента товаров осуществляется по следующим этапам:

1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых на предприятии.

2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного предприятия, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Вопрос 6

Формируя ассортимент, включая и исключая из него те или иные товары, влияют на его расширение, сокращение, обновление, совершенствование, стабилизацию, гармонизацию. Это основные направления в области формирования ассортимента. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов. В то же время эти направления формирования ассортимента являются элементами управления ассортиментом и ассортиментной политикой предприятия.

Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения в ассортименте товаров за счет уменьшения (сокращения) его широты и полноты.

Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения в ассортименте товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Стабилизация ассортимента - состояние ассортимента товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Обновление ассортимента - качественные и коли- • явственные изменения в ассортименте товаров за счет увеличения показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; стремления изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров.

Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения в ассортименте товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение, обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. На белорусском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда элитных магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм. Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах (города, страны или мира).

Для промышленного предприятия можно использовать, кроме перечисленных выше, и такие специфические направления ассортиментной политики, как:

- обновление выпуска изделий (качество, цена, качество-цена);

- товарная дифференциация;

- товарная специализация;

- товарная диверсификация;

- товарная вертикальная интеграция и др.

Вопрос 7

В 1986 г. Международной организацией по стандартизации ИСО стандартизовано следующее определение качества: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [4, с. 36].

В соответствии с МС ИСО 9000:2000 «качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования». То есть, не достаточно удовлетворения только установленных потребностей, надо выполнять и те невысказанные, которые покупатель требует в неявном виде. Имеются в виду само собой разумеющиеся ожидания, которые обычно не формулируются конкретно, однако заносятся в ряд устойчивых требований.

Термин «требования» сам имеет определение в этом же стандарте. «Требование – это потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным»

Требования к товару могут быть текущими и перспективными, общими и специфическими.

Перспективные требования объединяют более широкий и высокий по уровню комплекс показателей качества товаров. Разрабатывают их на основе текущих требований к качеству товаров. При этом учитывают назначение, условия эксплуатации товара, наиболее полное удовлетворение потребностей населения, совершенствование процессов производства, появление новых видов сырья, оборудования и технологии.

Перспективные требования по мере развития технического прогресса переходят в группу текущих и регламентируются ГОСТами и техническими условиями.

Общие требования в равной степени предъявляют или к одному, или к преобладающему большинству товаров. К ним относятся: наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, удобство пользования, безвредность для человека и обеспечение нормальной жизнедеятельности организма, прочность и надежность в эксплуатации в пределах установленного срока, возможность и простота ремонта, эстетические особенности и др. Значимость отдельных требований при оценке качества различных по назначению товаров неодинакова и зависит от условий эксплуатации товара. Специфические требования предъявляются к более узкой группе изделий или к конкретному товару. Они зависят от назначения и условий эксплуатации товаров. Так, в одном случае более высокие требования предъявляют к прочности товаров, в другом к внешнему оформлению. Наиболее высокой прочностью должны обладать товары, которые в процессе эксплуатации подвергаются механическим воздействиям. К промышленной продукции предъявляют также требования технологические, стандартизации и унификации, экономические и др.

Вопрос 8

Качество товаров формируется на стадиях их разработки и изготовления.

К факторам, непосредственно влияющим на качество товаров, относятся качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий, конструкция изделия (включая качество проектирования и моделирования), качество технологических процессов (включая качество нормативно-технической документации, оборудования, качество труда работников и др.).

Химический состав, структура и свойства исходных материалов во многом определяют свойства и качество готовых изделий. Определенное влияние на формирование качества оказывают вспомогательные и отделочные материалы, например лаки, краски, нитки, фурнитура и т. п.

Конструкция, т. е. конфигурация и размеры отдельных деталей и узлов, способы их соединения и взаимодействия влияют на эффективность выполнения товаром своих функций.

Из одного и того же материала, используя различные виды технологической обработки, можно получить различные по своим свойствам товары. Особое место в технологических операциях для улучшения внешнего вида товаров и ряда потребительских свойств занимают отделочные операции, в том числе нанесение декоративных и защитных покрытий, шлифование, полирование, раскраска и т. д.

На стадиях товарного обращения и потребления, в частности при транспортировании, хранении, реализации и потреблении, необходимо сохранить уже сформированное качество.

К факторам, обеспечивающих сохранение качества товаров при доведении их от производства до потребителя относятся упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения товаров.

Важным элементом разработки товара является его упаковка.

Упаковка--это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений или потерь при транспортировке, складировании, при перевалке и хранении.

С целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров в Республики Беларусь утверждена государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы. Такое решение принято постановлением Совета Министров №1082.

Программой предусматривается внедрить и сертифицировать системы менеджмента качества не менее чем в 2100 организациях, системы управления охраной окружающей среды - не менее чем в 255 организациях, системы на основе принципов - не менее чем в 250 организациях.

В современных условиях острая конкурентная борьба изготовителей товаров и услуг, рост цен на энергетические и сырьевые ресурсы стимулируют процесс непрерывного совершенствования деятельности предприятий и организаций.

Вопрос 9

В соответствии с определяемыми структурными элементами, имеющими разные размеры, структуру твердых тел подразделяют на макроструктуру, микроструктуру и тонкую (внутреннюю) структуру.

Макроструктура — достаточно крупные сочетания элементов структуры материалов; исследуется невооруженным глазом или с увеличением (до =150 раз).

Особенности макроструктуры материалов и товаров учитываются при органолептических оценках их качества.

Микроструктура — сочетания структурных элементов материалов, обнаруживаемых только при значительном увеличении (в десятки и сотни раз).

Топкая (внутренняя) структура — сочетание атомов, ионов, молекул и более крупных образований, выявляемых с помощью электронной микроскопии или рентгенографии.

Принято также подразделение структуры изделий на уровни или типы.

В основы деления на уровни могут быть положены различные признаки; чаще всего используют размерный, в основе которого — способ выявления того или иного уровня.

Большинство материалов не являются монолитными, и их структура включает поры разных форм и размеров. Пористость материалов может меняться в широких пределах и зависит от вида исходного полимера и условий его переработки в изделие.

Общая или суммарная пористость материалов включает следующие составляющие: сквозную, внутреннюю и поверхностную пористость.

Сквозная пористость формируется порами, проходящими сквозь всю толщу материала. Например, поры между нитями, образующими ткань.

Внутренняя пористость формируется порами, находящимися внутри структурных элементов материала. Например, поры внутри волокон и нитей текстильных материалов. Также поры не сообщаются с внешней средой, они, как правило, заполнены воздухом.

Поверхностную пористость создают открытые поры, образующиеся на поверхности материала в виде небольших впадин.

Общая пористость и ее составляющие в значительной степени влияют на свойства материалов, особенно гигиенические. Так, дискретная структура материалов на основе волокон обусловливает образование капиллярной системы, что в свою очередь повышает влаговпитывающую способность, паро- и воздухопроницаемость одежно-обувных материалов. Для некоторых материалов, высокая пористость нежелательна.

Вопрос 10

Химические свойства характеризуют отношение товаров и материалов к действию различных химических веществ и агрессивных сред. Эти свойства зависят от химического состава и строения материалов. Наиболее важными из них являются водостойкость, кислотостойкость, щелочестойкость, отношение к действию органических растворителей, света, погодных условий.

Биологические свойства характеризуют устойчивость материалом к действию микроорганизмов (бактерии, плесневые грибки, дрожжи), насекомых (моль, тараканы и пр.) и грызунов (мыпш, крысы). Процессы гниения, плесневения товаров вызываются соответствующими видами микроорганизмов.

К физическим свойствам относятся механические (прочность, деформация, твердость, усталость и др.), термические (теплоемкость, теплопроводность, огнестойкость, термостойкость, термическое расширение и др.), оптические (цвет, блеск, прозрачность, лучепре-ломляемость и др.), акустические (тембр, высота звука, звуковое давление и др.), электрические, а также общие физические свойства (масса, плотность, пористость).

Плотность(р). Как известно из физики, плотностью называется масса безпористого вещества в единице объема.

Характеристика материалов по плотности весьма важна для суждения о массе готовых изделий, расчетов некоторых механических свойств материалов, пористости и т. д.

В товароведении плотность определяется пикнометрами (для жидкостей и твердых тел) и ареометрами (для жидкостей). Плотность вещества пористых материалов устанавливается после тонкого их измельчения, методом ртутной порометрииопределяют их пористость.

При исследовании товаров плотность определяют лишь в отдельных случаях (например, при оценке горюче-смазочных материалов, новых пластических масс); обычно пользуются установленными величинами для отдельных материалов.

Характеристика материала по их массе необходима при решении вопросов об упаковке, транспортировании и хранении материалов, а также во многих случаях при оценке эксплуатационных свойств товаров.

Вопрос 11

Физико-химические свойства объединяют свойства, проявление которых сопровождается физическими и химическими явлениями одновременно. Важнейшими ' физико-химическими свойствами являются сорбционные свойства, т. е. способность поглощать и выделять газы, воду и растворенные в ней вещества, адгезионные свойства, т. е. свойства слипания или склеивания, свойства проницаемости (воздухо-, паро-, водо- и пылепроницаемость).

Твердое тело, способное поглощать газы, пары или растворенное вещество, называется адсорбентом, адсорбированное вещество называют ад-сорбатом. Явление, обратное адсорбции, связанное с уменьшением количества поглощенного вещества адсорбентом, называется десорбцией.

Адсорбция на поверхности твердого тела является лишь частным случаем более общего явления — сорбции, которое охватывает также процессы абсорбции, капиллярной конденсации, хемосорбции.

Абсорбцией называется поглощение сорбируемого вещества за счет его диффузии в массу тела и внедрения между атомами и молекулами сорбента.

Адсорбция — уплотнение газа, пара или растворенных частиц на поверхности твердого тела, включая и те явления, когда адсорбируемое вещество проникает внутрь твердого тела, но остается на поверхности его пор, полостей, трещин, не проникая между атомами или молекулами твердой фазы.

Капиллярная конденсация возникает в результате слияния жидких слоев, образовавшихся на стенках капилляров (пор), вследствие адсорбции пара.

Хемосорбция — поглощение в результате химического взаимодействия газа или пара с твердым телом, происходящее либо на поверхности тела, либо распространяющееся на всю массу твердого тела.

Адсорбция тем выше, чем больше удельная поверхность адсорбента. При адсорбции из растворов ее величина зависит не только от природы адсорбента, но и от природы растворителя и адсорбируемого вещества.

Вопрос 12

Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека. Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости. Номенклатура потребительских свойств для конкретного товара может включать десятки наименований. В зависимости от функционального назначения товара она может различаться. Выбор номенклатуры этих свойств для конкретных товаров является важной задачей товароведения.

Выделяют позитивные и негативные свойства товара. Например, к позитивным можно отнести теплозащитные свойства зимней одежды, а к негативным - ее загрязняемость, тяжеловесность.

По своей природе потребительские свойства делятся на физические, химические, физико-химические и биологические.

К физическим свойствам относятся механические (прочность, деформация, др.), термические (теплоемкость, теплопроводность, огнестойкость, термостойкость и др.), оптические (цвет, блеск, прозрачность, лучепреломляемость и др.), акустические (тембр, высота звука, звуковое давление и др.), электрические, а также общие физичеческие свойства (масса, плотность, пористость).

Химические свойства характеризуют отношение товара к действию различных химических веществ и агрессивных сред. Эти свойства зависят от химического состава строения материалов. Наиболее важными из них являются водостойкость, кислотостойкость, щелочестойкость, отношение к действию органических растворителей, света, погодных условии,

Физико-химические свойства объединяют свойства, проявление которых сопровождается физическими и химическими явлениями одновременно. Важнейшими физико-химическими свойствами являются сорбционные свойства, т. е. способность поглощать и выделять газы, воду, растворенные в ней вещества, адгезионные свойства, т.е. свойства слипания или склеивания, свойства проницаемости (воздухо-, паро-, водо- и пылепроницаемость).

Биологические свойства характеризуют устойчивость товаров к действию микроорганизмов (бактерий, плесневых грибков, дрожжей), насекомых (моли, тараканов и пр.) и грызунов (мышей, крыс). Процессы гниения, плесневения товаров вызываются соответствующими видами микроорганизмов.

В зависимости от характера влияния на потребительскую стоимость выделяют функциональные, эргономические, эстетические свойства товара, а также его надёжность и безопасность.

Потребительские свойства можно разделить на простые и сложные.

Вопрос 13

Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкретизация общих целей стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса

Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Вопрос 14

Нормативная и нормативно-техническая документация - стандарт государственный, стандарт предприятия, технические условия, технические описания, рецептура и другая документация, закрепляющие требования к качеству продукции.

Стандарт - официальный государственный или нормативно-технический документ компании, фирмы, устанавливающий требования к качественным характеристикам, которым должен удовлетворять товар, продукция.

Документация - пакет официальных документов, составленных по определенной форме и содержащих конкретную информацию.

Нормативно-техническая документация содержит перечень требований, предъявляемых к продукции, услугам видам работ, а также правила эксплуатации объектов, правила техники безопасности на производственных и промышленных объектах, правила проведения различных видов работ.

Значение нормативно-технической и нормативной документации огромно. Эти виды документов способствуют всеобщей стандартизации и унификации производства. Способствуют регламентации деятельности тех или иных служб предприятия, способствуют обеспечению охраны труда на предприятии и стандартизируют все виды деятельности.

Вопрос 15

Основными целями стандартизации в соответствии с Государственной системой стандартизации Республики Беларусь являются:

— защита интересов потребителей и государства в вопросах качества продукции, услуг, процессов (далее — продукции), обеспечивающих их безопасность для жизни людей, охрану окружающей среды;

— повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и экономики государства;

— обеспечение технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;

— содействие внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;

— устранение технических барьеров в торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке, участие республики в международном разделении труда;

— обеспечение единства измерений;

— содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности страны;

— содействие выполнению законодательства Республики Беларусь методами и средствами стандартизации.

Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Объект стандартизации — предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий стандартизации.

Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Развитие государственной системы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь происходит на основании Законов Республики Беларусь «О стандартизации», «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений»; соглашений ВТО поТБТ и СФС, Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов с учетом системы технического регулирования и стандартизации в ЕС, принципов Нового и Глобального подхода па основе Директив ЕС и гармонизированных европейских стандартов; реформирование технического законодатели и системы стандартизации России и Украины.

Вопрос 16

Метрология - наука об измерениях и методах заслуги требуемой точности этих измерений.

Метрология бывает законодательная и теоретическая. Законодательная метрология решает вопросы, относящиеся к компетенции страны и его органов. Теоретическая занимается вопросами единиц физических величин, разработки эталонов и СИ, а также способов измерения и способов обработки результатов.

Определения даются по ГОСТ 18263.

Измерения - нахождение значений физических величин опытным путём с помощью особых технических средств - СИ (средств измерения).

СИ - технические средства, предназначенные для измерения и владеющие нормированными метрологическими чертами.

Единство измерений - такое их состояние, когда результаты этих измерений выражены в узаконенных единицах физических величин, а результаты этих измерений известны с заданной доверительной вероятностью.

способ измерения - совокупность приёмов внедрения СИ и способов обработки результатов измерений.

Существует две разновидности способов измерения:

1 способ непосредственной оценки (прямого преобразования).

2 способ сравнения, в процессе которого измеряемая величина сравнивается с величиной, значение которой понятно.

В Республике Беларусь действуют:

Наши рекомендации