Выяснение степени научной разработанности темы диссертационного исследования

Что такое степень научной разработанности темы?Очень часто степень научной разработанности темы выясняют после завершения диссертационного исследования и делают это лишь потому, что так требуется инструкциями ВАК, согласно которым «степень» является обязательным компонентом введения к диссертации. При этом в «степени» ограничиваются, как правило, только упоминанием о том, какие вопросы и кем уже рассматривались в научной литературе. При ближайшем рассмотрении оказывается, что большая часть вопросов, приведенных в такой «степени-поминальнике», по содержанию выходит далеко за рамки темы диссертационного исследования и имеет к ней весьма косвенное отношение. Это свидетельствует о не понимании соискателем того, почему степень научной разработанности темы следует выяснять на предварительной стадии научно-исследовательской деятельности и какие функции выполняет «степень» в диссертационном исследовании.

Степень научной разработанности темы – это показатель ее изученности в современных научно-исследовательских практиках. Установить степень научной разработанности темы позволяет критический анализ системы научного знания об объекте диссертационного исследования, который предусматривает следующие познавательные процедуры:1) определение предметного поля научных исследований по теме диссертации; 2) выявление результатов этих исследований; 3)проверка аутентичности результатов научных исследований.

Чтобы определить предметное поле научных исследований по теме диссертации, надо выяснить, какие вопросы, связанные с изучением объекта научного исследования, уже рассматривались в научной литературе. Выявление результатов научных исследований по теме диссертации сопровождается установлением тех вопросов, связанных с изучением объекта исследования, которые в научной литературе рассматриваются, во-первых, однозначно, во-вторых, неоднозначно, и описанием представлений ученых по каждому из этих вопросов.

Проверка аутентичности результатов научных представлений по теме диссертации предполагает установление достоверности и полноты презентации объекта исследования в уже существующей системе научного знания. Установление достоверности презентации объекта исследования в системе научного знания происходит двумя путями. Первый путь – это выявление противоречий в существующей системе научного знания по теме диссертационного исследования. Второй путь – это соотнесение системы научного знания об объекте диссертационного исследования с научными представлениями самого соискателя, в ходе которого уже существующие научные знания об объекте исследования делятся на три части: 1) знания, противоречащие представлениям соискателя; 2) знания, вызывающие у соискателя сомнения и требующие верификации; 3) знания, вписывающие в знаниевый континуум субъекта диссертационного исследования. Установление полноты презентации объекта исследования в системе научного знания, направленное на выявление в ней когнитивных лакун, происходит путем соотнесения существующих научных знаний с когнитивной моделью объекта диссертационного исследования, возникающей в научном сознании соискателя в ходе интериоризации этих знаний в рамках замысла-гипотезы.

Установление противоречий внутри существующей системы научных знаний по теме диссертационного исследования, а также противоречий между этой системой и представлениями самого соискателя; появление когнитивных сомнений по поводу существующей системы научных знаний, выявление в ней когнитивных лакун – все это создает ситуацию интеллектуального напряжения, порождающего проблемное поле предстоящего научного исследования. В рамках этого поля субъект диссертационного исследования формулирует научную проблему в качестве вопроса, отвечая на который он предполагает получить принципиально новое научное знание по теме своего когнитивного интереса и тем самым расширить или изменить научные представления об изучаемой социальной реальности.

В связи с этим можно выделить следующие правила написания «степени научной разработанности темы исследования»: 1) критический анализ научной литературы должен проводиться строго по теме диссертационного исследования; 2) критический анализ научной литературы не должен сводиться к библиографическому «поминальнику». При описании «степени научной разработанности темы исследования» следует придерживаться такого плана: 1) определение предметного поля научных исследований (выделение вопросов, рассматриваемых в научной литературе); 2) анализ результатов научных исследований (с выделением однозначных и неоднозначных ответов на эти вопросы, существующих в научной литературе); 3) аутентичность представлений ученых об объекте исследования (с выделением «когнитивных лакун»).

Вывод: установление степени научной разработанности темы исследования выполняет важные функции, поскольку это дает возможность соискателю на предварительной стадии сформулировать проблему диссертационного исследования, а на заключительной стадии – отрефлексировать новизну его научных результатов.

Наши рекомендации