Информационные ресурсы общества
Практическая: Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Цели урока:
1. Выявить профессии, связанные с информационной деятельностью.
2. Узнать, какие виды информационной деятельности с использованием технических средств и информационных ресурсов применяются в вашей профессии.
Оборудование: пк, интернет.
Ход работы:
Для достижения целей урока необходимо решить следующие задачи:
· Ввести понятие информационных ресурсов в образовании.
Опорные понятия:
· Информационная деятельность.
· Информационные ресурсы.
Новые понятия:
· Массовая информационная деятельность (сегодня в общественном мнении с термином \"журналистика\" конкурируют термины \"органы (средства) массовой информации\" и \"масс-медиа\")
· Специальная информационная деятельность (Специализированная информационная деятельность - деятельность, в результате которой решаются задачи по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, технологий и коммуникаций, необходимых для выполнения государственных и международных программ в области развития информационной индустрии и -инфраструктуры, осуществления инноваций на основе информационных технологий; обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности.)
· Личностная информационная деятельность (Данная деятельность направлена на производство информации,имеющей находящихся в близких, неформальных отношениях. Личностная информационная картина мира человека понимается при этом широко как субъективно-личностный образ мира, функционирующий в индивидуальном сознании субъекта в виде совокупности нравственно-поведенческих моделей, ценностно-смысловых отношений, и т. д.)
Информационные ресурсы общества
Информационные ресурсы обществапредставляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.
В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов — их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов. Возьмем самый обыденный пример.
Виды профессиональной информационной деятельности человека
и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).
Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию.
Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:
· компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;
· машиночитаемые носители информации – магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;
· компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.
Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.
Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства. (см. табл. 1 )
Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени.
Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IP-телефония.
Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии.
Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты.
Таблица 1.
Область деятельности | Профессия | Технические средства | Информационные ресурсы |
Средства массовой информации | Журналисты | Телевидение Радио Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети | Интернет Электронная почта Библиотеки Архивы |
Почта, телеграф, телефония | Служащие, инженеры | Традиционный транспорт, телеграф, телефонные сети, компьютерные сети | БД |
Наука | Ученые | Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети | Библиотеки, архивы, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет |
Техника | Инженеры | Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети | Библиотеки, патенты, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет |
Управление | Менеджеры | Информационные системы Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети | БД, БЗ, экспертные системы |
Образование | Преподаватели | Информационные системы Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети | Библиотеки, Интернет |
Искусство | Писатели, Художники, Музыканты, дизайнеры | Компьютеры и устройства ввода/вывода и отображения информации Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа Телекоммуникации Компьютерные сети | Библиотеки Музеи Интернет |
Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией. Менеджеры, используя современные технологии в сфере управления, могут принимать более своевременные и объективные решения на основе оперативной экономической информации.
Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения.
Многие формы современного искусства используют ИТ. Создаются музыкальные произведения с использованием midi–совместимых инструментов, исполняющих компьютерную партитуру. Компьютерная графика стала основой современной полиграфии и дизайнерских работ.
Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности людей и организаций.
Появление специалистов в области информатики в России исторически было связано с подготовкой математиков программистов в университетах и инженеров в технических вузах. Современное положение можно отразить в следующей ниже таблице
Профессия | Направление деятельности |
Математик. Системный программист | Прикладная математика и информатика, компьютерная безопасность. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем. |
Информатик (область применения) | Прикладная информатика (по областям) |
Специалист По защите информации | Организация и технология защиты информации, защита объектов информации |
Инженер | Вычислительная техника, телекоммуникации, информационные системы |
Практическая работа.
Задания.
Наша задача выявить профессии, связанные с информационной деятельностью.
(ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ОТМЕЧАТЬ В ТЕТРАДИ)
1 В поисковой строке Internet Explorer задать запрос:виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
2 перечислить 4 технических специальностей и технические средства, а также информационные ресурсы, используемые в их деятельности.
3 пишите свою специальности и ищите в интернете технические средства и информационные ресурсы применяемые в вашей деятельности (отмечаете ссылки ,расписать подробно о своей профессии, для чего используется тот или иной ресурс).
4 Посетить http://www.electricsite.net/, http://www.traktor.ru/, http://krasnodar.stroynet.ru/,
http://domovenokedic.ru/ (записать ссылки, для каких это специальностей, что такое портал, как связано с вашей специальностью)
5 Актуальность информационных ресурсов в профессиональной деятельности, чем характеризуется.
6 Посетить http://www.online-electric.ru/dbase.php( для своей профессии найти в интернете базы данных для и название профессии(2 примера и описать).
7. Осуществите перевод фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютерного переводчика(ваша специальность на англ. яз., французском).
8. Мозговой штурм: привести пример профессий, связанных с получением и обработкой информации, предположить, какие технические средства при этом используются.
Вопросы:
1 По видам ресурсам, по ходу выполнения.
2 Информационная деятельности с использованием технических средств и информационных ресурсов вашей специальности.
3 Как применяется в вашей профессии.
4Доп. вопрос.