Информационные ресурсы общества

Практическая: Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

Цели урока:

1. Выявить профессии, связанные с информационной деятельностью.

2. Узнать, какие виды информационной деятельности с использованием технических средств и информационных ресурсов применяются в вашей профессии.

Оборудование: пк, интернет.

Ход работы:

Для достижения целей урока необходимо решить следующие задачи:

· Ввести понятие информационных ресурсов в образовании.

Опорные понятия:

· Информационная деятельность.

· Информационные ресурсы.

Новые понятия:

· Массовая информационная деятельность (сегодня в общественном мнении с термином \"журналистика\" конкурируют термины \"органы (средства) массовой информации\" и \"масс-медиа\")

· Специальная информационная деятельность (Специализированная информационная деятельность - деятельность, в результате которой решаются задачи по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, технологий и коммуникаций, необходимых для выполнения государственных и международных программ в области развития информационной индустрии и -инфраструктуры, осуществления инноваций на основе информационных технологий; обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности.)

· Личностная информационная деятельность (Данная деятельность направлена на производство информации,имеющей находящихся в близких, неформальных отношениях. Личностная информационная картина мира человека понимается при этом широко как субъективно-личностный образ мира, функционирующий в индивидуальном сознании субъекта в виде совокупности нравственно-поведенческих моделей, ценностно-смысловых отношений, и т. д.)

Информационные ресурсы общества

Информационные ресурсы обществапредставляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические перево­ды, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной мас­сы информационных ресурсов — их доступность для простых поль­зователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов. Возьмем самый обыденный пример.

Виды профессиональной информационной деятельности человека
и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).

Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию.

Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:

·​ компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;

·​ машиночитаемые носители информации – магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;

·​ компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.

Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.

Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства. (см. табл. 1 )

Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени.

Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IP-телефония.

Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии.

Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты.

Таблица 1.

Область деятельности Профессия Технические средства Информационные ресурсы
Средства массовой информации Журналисты Телевидение Радио Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети Интернет Электронная почта Библиотеки Архивы
Почта, телеграф, телефония Служащие, инженеры Традиционный транспорт, телеграф, телефонные сети, компьютерные сети БД
Наука Ученые Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети Библиотеки, архивы, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет
Техника Инженеры Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети Библиотеки, патенты, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет
Управление Менеджеры Информационные системы Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети БД, БЗ, экспертные системы
Образование Преподаватели Информационные системы Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети Библиотеки, Интернет
Искусство Писатели, Художники, Музыканты, дизайнеры Компьютеры и устройства ввода/вывода и отображения информации Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа Телекоммуникации Компьютерные сети Библиотеки Музеи Интернет

Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией. Менеджеры, используя современные технологии в сфере управления, могут принимать более своевременные и объективные решения на основе оперативной экономической информации.

Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения.

Многие формы современного искусства используют ИТ. Создаются музыкальные произведения с использованием midi–совместимых инструментов, исполняющих компьютерную партитуру. Компьютерная графика стала основой современной полиграфии и дизайнерских работ.

Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности людей и организаций.

Появление специалистов в области информатики в России исторически было связано с подготовкой математиков программистов в университетах и инженеров в технических вузах. Современное положение можно отразить в следующей ниже таблице

Профессия Направление деятельности
Математик. Системный программист Прикладная математика и информатика, компьютерная безопасность. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.
Информатик (область применения) Прикладная информатика (по областям)
Специалист По защите информации Организация и технология защиты информации, защита объектов информации
Инженер Вычислительная техника, телекоммуникации, информационные системы

Практическая работа.

Задания.

Наша задача выявить профессии, связанные с информационной деятельностью.

(ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ОТМЕЧАТЬ В ТЕТРАДИ)

1 В поисковой строке Internet Explorer задать запрос:виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

2 перечислить 4 технических специальностей и технические средства, а также информационные ресурсы, используемые в их деятельности.

3 пишите свою специальности и ищите в интернете технические средства и информационные ресурсы применяемые в вашей деятельности (отмечаете ссылки ,расписать подробно о своей профессии, для чего используется тот или иной ресурс).

4 Посетить http://www.electricsite.net/, http://www.traktor.ru/, http://krasnodar.stroynet.ru/,

http://domovenokedic.ru/ (записать ссылки, для каких это специальностей, что такое портал, как связано с вашей специальностью)

5 Актуальность информационных ресурсов в профессиональной деятельности, чем характеризуется.

6 Посетить http://www.online-electric.ru/dbase.php( для своей профессии найти в интернете базы данных для и название профессии(2 примера и описать).

7. Осуществите перевод фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютер­ного переводчика(ваша специальность на англ. яз., французском).

8. Мозговой штурм: привести пример профессий, связанных с получением и обработкой информации, предположить, какие технические средства при этом используются.

Вопросы:

1 По видам ресурсам, по ходу выполнения.

2 Информационная деятельности с использованием технических средств и информационных ресурсов вашей специальности.

3 Как применяется в вашей профессии.

4Доп. вопрос.

Наши рекомендации