Сервис в логистике транспортной компании
Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг.
Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока (рис. 4.10). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются, по существу, предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на
рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и т.п.
Компания «Автодин» была организована в Москве в 1994 году. Основные цели, на тот период, были:
-обеспечивать удовлетворение клиентов автотехникой «МАЗ», со стоянки в Москве;
-добиться соответствующей прибыли. Система основных потоков, циркулирующих в логистической цепи ГУП «МАЗ» ---- Компания «Автодин» ---- Потребитель, представлена на рис.4.11.
Рис. 4.11. Система основных потоков, циркулирующих в логистической цепи, с участием компании «Автодин»:
1- товарный поток;
2- информационный поток;
3- денежный поток;
4- поток прав собственности;
5- поток услуг.
С течением времени, на Российском рынке появилось множество конкурирующих фирм, занимающихся продажей автомобилей «МАЗ». Руководством компании было принято решение о предоставлении клиентам полного комплекса услуг. Таким образом, к первоначальным целям были добавлены следующие:
-обеспечивать удовлетворение клиентов запасными частями к автотехнике «МАЗ»;
-обеспечить гарантийное обслуживание автомобилей «МАЗ»,
-обеспечить лучший сервис в Москве и Московской области. В 1998 году компания «Автодин» получила статус официально дилера Минского автомобильного завода. Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на 3 основные группы:
1) предпродажные, т.е. работы по формированию системы логистического обслуживания;
2) работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
3) послепродажный логистический сервис.
К предпродажному сервису, относятся консультирование, соответствующая подготовка автотехники: после прибытия автомобилей к местам продажи работники службы сервиса устраняют возникшие во время перегона неполадки, т.е. приводят его в рабочее состояние. Производится мойка машин, доукомплектация, установка дополнительного оборудования, демонстрация техники в действии, обеспечение необходимой документацией. Предпродажный сервис бесплатен.
В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например:
• наличие товарных запасов на складе;
• исполнение заказа, в том числе, подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
• обеспечение надежности доставки;
предоставление информации о прохождении грузов. Послепродажные услуги - это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д. Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по чисто формальному признаку: «бесплатно» (в первом случае) или за плату (во втором) производятся предусмотренные сервисом или перечнем. Формальность здесь проявляется в том, что стоимость работы, запасных частей и материалов в гарантийный период входит в продажную цену или в иные (послегарантийные) услуги.
Послепродажный послегарантийный сервис проводится за плату, а его объем и цены определяются условиями контракта на данный вид сервиса, прейскурантами и иными подобными документами. Некоторые ' виды послепродажного сервиса носят название технического обслуживания (ТО). Как правило, это разного рода осмотры, ремонты, проверки в необходимых сочетаниях, определяемых временем, прошедших с начала эксплуатации изделия и (или) последнего технического обслуживания данного вида. Входящие в ТО работы определяются и видом изделия.
В компании «Автодин» в целях обеспечения послепродажного обслуживания автомобилей в 1997 году была организована станция технического обслуживания (СТО), на базе которой осуществляется бесплатное гарантийное обслуживание автотехники, проданной этой компанией. Также для клиентов фирмы осуществляется послегарантийное
обслуживание и ремонт со скидкой от прейскурантных цен на запасные части и услуги. В настоящее время СТО осуществляет ремонтные работы любой сложности.
Потребитель при выборе поставщика принимает во внимание возможность последнего в области логистического сервиса, т.е. на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предлагаемых им услуг. С одной стороны, расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.
Широкая номенклатура логистических услуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логистического обслуживания потребителей. Рассмотрим последовательность действий, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса:
1. Сегментация потребительского рынка, т.е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления.
2. Определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг.
3. Ранжирование услуг, входящих в составленный перечень, сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах .
4. Определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка.
5. Оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании.
6. Установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру сервиса или по какому-либо иному признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить, проводя различные опросы. Оценка оказываемых услуг осуществляется различными способами. Например, уровень надежности поставки можно измерить долей поставленных в срок партий. Ресурсы компании концентрируются на предоставлении покупателям выявленных наиболее важных для них услуг.
Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе компании «Автодин» с 1997 года уделяет особое внимание развитию отдела запасных частей. Применение эффективной системы управления запасами позволяет повысить качество обслуживания клиентов и сделать работу отдела эффективной, гибкой и прибыльной и гарантирует достижения требуемого уровня доходности за счет поддержания рентабельности запасов. Для достижения этих целей перед отделом были поставлены следующие задачи:
-расширение номенклатуры;
-снижение издержек;
-избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов;
-контроль за специальными заказами;
-максимизация закупок по стандартным заказам. В основе управления запасами лежит сравнение результатов работы отдела и конкурирующих фирм с запчастями. Целью оценки методов, применяемых конкурентами, является получение информации об ассортименте, ценах, объемах запасов, графиках и объемах закупок, позволяющих удовлетворить спрос клиентов.
Во избежание неликвидов необходим тщательный учет и хорошая организация управления запасами: с этой целью отдел сбыта и складская служба должны готовить руководству для управления соответствующую информацию и особое внимание уделять работе с многочисленной номенклатурой товаров при нарастающем объеме сбыта.
Работники фирмы обязаны консультировать заказчика, уточнять их заявки, изучать системы нумерации товаров.
При обслуживании клиентов менеджерам по работе с запчастями, пользуясь аналитической информацией, можно определить что, когда, сколько и у кого покупать. Он должен ежедневно следить за получением, учетом и реализацией запасов.
Менеджер по работе с запчастями должен определить, какие стратегические принципы управления запасами должны найти свое отражение в тактике закупок. Для определения составляющих стратегии управления запасами и, следовательно, условия успеха будущей деятельности на основании критериев наращивания объемов закупок будет определено, какие запасы окажутся рентабельными. Затем необходимо проанализировать в какие моменты следует пополнять запасы и сколько запчастей конкретного вида необходимо закупать.
При осуществлении транспортного сервиса как необходимой «принадлежности» логистики должен быть выполнен ее основополагающий принцип - высокий экономический эффект. Реализация этого принципа достигается высоким качеством обслуживания.
К ключевым параметрам качества обслуживания потребителей относятся :
* время от получения заказа до доставки;
* надежность и возможность доставки по требованию;
* стабильность снабжения;
* полнота и степень доступности выполнения заказа;
* удобство размещения и подтверждения заказа;
* объективность цен и регулярность информации о затратах на обслуживание;
* предложения о возможности предоставления кредитов;
''' эффективность технологии грузопереработки на складах;
* качество упаковки и выполнение пакетных и контейнерных перевозок;
* надежность и гибкость поставки;
* возможность выбора способа доставки.
Соотношение значимостей отдельных показателей может меняться. Например, в условиях дефицита платежных средств в РФ высокое значение имело предоставление кредитов. В то время в странах с развитой рыночной экономикой наиболее значимым показателем является надежность поставки.
Изучение психологии потребителей в зависимости от их интересов и склонностей за рубежом показало, что их можно разделить на три группы:
• Первые предпочитают высокое качество обслуживания.
• Вторые ориентируются на высокую скорость, эффективность и минимум риска при продаже.
• Третьи делегируют обслуживание процессов сбыта и продажи посредникам.
Служба сервиса охватывает всю логистическую цепь, создавая своеобразную гармонию между ее технологическими компонентами и субъектами, использующими логистическую систему (ЛС). В экономике развитых зарубежных стран проблемам сервиса всегда придавалось первостепенное значение. Высокоорганизованный сервис, который является одним из важных элементов современной логистики в условиях свободной рыночной экономики, - это существенная часть маркетинга.
Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:
h =(m/M) * 100%
где: h- уровень логистического обслуживания;
m - количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса;
M - количественная оценка практически возможного объема логистического сервиса.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, т.е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание с существенными потерями на рынке.
Уровень обслуживания потребителей определяется эффективностью логистики, слагаемые которой следующие:
* срок поставки - промежуток между датами выдачи и выполнения заказа. Выигрывает на рынке производитель, обеспечивающий меньший срок поставки;
* обязательность (точность) поставки - оценка верности поставщика согласованным срокам. Она является мерой надежности и доверия, которые клиент проявляет к изготовителю продукции;
* готовность к поставке - согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланиями клиента;
* качество поставок - характеристика доли заказов, выполненных в соответствии с заказом (спецификацией) клиента;
* информационная готовность - готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставляемой ему продукции;
* гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ.
Рассмотрим вариант расчета величины h.
Вариант. В компании «Автодин» общий список (номенклатура) содержит 3200 видов запасных частей, из которых на предприятии постоянно имеется 2400 видов. Тогда уровень обслуживания составляет 75%. (h= 2400/3200 * 100 = 75%).
Для того чтобы увеличить показания, необходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса, применением более современной системы управления, а также по ряду других причин.
ГЛАВА V.