Криминалистическая версия. Виды версий. Правила выдвижения и проверки
Выдвижение версий начинается во время первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Построение версий ведется на основе анализа исходной следственной ситуации и криминалистической характеристики преступления. При построении версий широко используются такие логические приемы как индукция и дедукция. Индукция — это способ рассуждения от частных фактов к общим выводам. Дедукция — способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем от общих положений к частным выводам.
Как правило, сначала выдвигаются общие следственные версии. Для выдвижения общей версии необходимы данные о наличии факта общественно опасного деяния, содержании в деянии признаков преступления, описанных соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ и об отсутствии обстоятельств, исключающих уголовную ответственность за деяние.
Версии различаются по объему (общие и частные), по субъекту выдвижения (следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные), по степени конкретности (типичные и конкретные).
Общая версия – это предположительное объяснение события, имеющего признаки преступления в целом (что произошло – убийство, самоубийство, несчастный случай),частная – предположительное объяснение отдельных сторон, элементов этого события (мотива, способа совершения, времени, места, личности преступника и т.д.).
Следственные версии выдвигает и проверяет следователь в целях уяснения сущности события и всех его обстоятельств, т.е. они могут быть как общими, так и частными.
Оперативно-розыскные версии выдвигает оперативный работник, проводящий по поручению следователя проверку тех или иных обстоятельств по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Оперативно-розыскные версии могут быть только частными.
Экспертная версия – это предположение эксперта, принятое им к проверке при производстве экспертного исследования. Она может быть только частной.
Наконец, судебная версия – предположение суда, принятое им к проверке при рассмотрении дела.
Основой для построения версий являются фактические данные, касающиеся исследуемого события. Эти данные могут быть получены из любых источников, как процессуальных, так и непроцессуальных.
При построении версий широко используются приемы логического мышления – такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия.
Анализ – это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, факта, явления. Синтез – исследование выделенных посредством анализа признаков в их единстве и взаимной связи. Индукция – это предположительный вывод от частного к общему, а дедукция – вывод от общего к частному. При использовании приема индукции для построения версий первоначально устанавливаются и исследуются признаки единичных фактов, изучается их происхождение. Затем факты обобщают. Предположительный вывод делается от частного к общему, от единичных суждений относительно установленных фактов к объяснению их происхождения.
Аналогия – прием логического мышления, заключающийся в сопоставлении фактов на основе их отдельных признаков. В результате такого сопоставления делается вывод: если признаки сходны, то и факты сходны или объясняются одной причиной.
Проверка версии состоит в обнаружении фактических данных, подтверждающих либо опровергающих версию. Необходимые данные получаются процессуальным путем, т.е. в результате проведения следственных действий. Версии проверяются также путем проведения ОРМ, но такая проверка носит лишь предварительный, ориентировочный характер и ее результаты требуют закрепления собранными по делу доказательствами.
В процессе расследования строятся и проверяются все возможные версии. При этом нельзя оставлять без проверки ни одной версии, даже маловероятной. Проверяются версии по возможности одновременно, параллельно, хотя на практике такая возможность существует далеко не всегда и проверку некоторых версий приходится на какое-то время откладывать. В таких случаях вначале проверяется наиболее вероятная версия.
Правила построения версий:
1. Анализ исходных данных должен завершиться построением всех возможных версий. По уголовному делу не может выдвигаться одна, даже самая правдоподобная версия.
2. Версия должна быть реальной, обоснованной и не может быть результатом беспочвенных догадок и надуманных измышлений.
3. Версии должны охватывать все неясные и сомнительные обстоятельства расследуемого преступления.
4. Версия должна быть конкретным предположением об обстоятельствах преступного события или доказательствах.
5. Версия не должна противоречить научным данным.
6. Версия должна быть логически правильно построенной, простой и непротиворечивой.
Этапы построения и проверки версий:
· анализ исходной информации о конкретном преступлении (фактическая база);
· определение неустановленного обстоятельства;
· использование сведений о ранее совершенных преступлениях данного вида из литературы и опыта следователя (теоретическая база);
· сопоставление фактических данных с теоретическими;
· формирование версии (в результате сопоставления фактической и теоретической базы);
· выведение логических следствий из построенных версий (Например, кражу совершил Петров, значит, на месте происшествия останутся следы его пальцев рук). Из версии должны быть выведены все следствия, которые должны быть проверены. Следствия должны быть логически увязаны между собой.
35. Планирование расследования. Элементы планирования, принципы.
Деятельность следователя по уголовным делам может быть эффективной лишь в том случае, когда она соответствующим образом организована, а все действия органов расследования приведены в определенную систему. Расследование преступлений есть, по сути, работа по проверке выдвинутых версий и установлению истины по делу. Планирование расследования преступлений составляет логическую основу его организации.
Сущность планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в логической разработке системы действий, обеспечивающих успешное решение этих задач при минимальных затратах времени, сил и средств.
Определение задач расследования начинается с установления обстоятельств, которые должны наличествовать, если версия правильна. Например, проверяется заявление гражданки об ограблении ее неизвестным мужчиной, которому она оказала сопротивление. При задержании подозрительного гражданина была выдвинута версия о его причастности к ограблению. Если версия верна, то: 1) на одежде и теле подозреваемого должны быть следы сопротивления потерпевшей; 2) у подозреваемого по месту его жительства могут находиться деньги и ценности, отобранные у потерпевшей; 3) на месте происшествия должны остаться следы пребывания там потерпевшей и подозреваемого и т.д.
Из приведенных следствий вытекают задачи следователя по проверке наличия следов на теле и одежде подозреваемого, денег и ценностей потерпевшей у подозреваемого, следов на месте происшествия.
Разработка системы действий, которые необходимо провести, – это определение способов и средств решения сформулированных задач. В нашем примере это допрос и освидетельствование подозреваемого, его личный обыск, осмотр места происшествия, обыск по месту жительства.
Распределение имеющихся сил и средств как элемент планирования будет состоять в определении исполнителей каждого из мероприятий и сроков исполнения. К раскрытию преступления обычно привлекаются сотрудники оперативно-розыскных подразделений. Им целесообразно поручить проверку подозреваемого по криминалистическим учетам, чтобы установить, не задерживался ли он ранее, не привлекался ли к уголовной ответственности и т.д. Необходимо принять меры к поиску лиц, могущих дать свидетельские показания об интересующих следователя фактах.
Организация расследования преступлений включает организацию труда следователя в ходе расследования уголовного дела, организацию работы группы следователей с оперативными подразделениями и другими службами правоохранительных органов, а также некоторые иные вопросы организационной деятельности органов расследования.
В криминалистической тактике принято различать два вида планирования: 1) планирование расследования по уголовному делу; 2) планирование отдельных следственных и розыскных действий.
В первом случае выявляются способы и средства решения следственных задач по уголовному делу в целом. Планирование отдельных следственных и розыскных действий преследует цель определения способов и средств эффективного решения задач, решаемых с их помощью.
Каждый вид планирования отличается своими особенностями. Вместе с тем имеются некоторые общие положения, которыми нужно руководствоваться при составлении любого плана расследования. Эти положения именуются принципами планирования расследования и включают в себя индивидуальность, динамичность, реальность и конкретность.
Индивидуальность планирования связана со своеобразием каждого конкретного преступления, имеющего свои особенности, которые должны учитываться при составлении плана. Индивидуальность не исключает возможности выявления общих тенденций в однотипных ситуациях. Общие черты однородных преступлений приводят к тому, что на конкретных этапах расследования могут производиться одни и те же следственные действия и оперативные мероприятия, составляющие определенный алгоритм. Однако индивидуальность каждого конкретного преступления всегда требует творческого подхода к составлению плана, учета и общих закономерностей, и специфики данного события. Другими словами, наряду с алгоритмическим необходим и творческий, эвристический подход.
Динамичность заключается в том, чтобы следователь подходил к расследованию и его планированию как развивающемуся процессу. Именно поэтому говорят, что план не догма, а руководство к действию.
В ходе расследования непрерывно поступает новая информация, выясняются ранее не известные обстоятельства. Поэтому часть намеченных действий теряет смысл, возникает надобность в новых. Динамика расследования требует подвижности плана, его приведения в соответствие с новой обстановкой и новыми задачами.
Реальность плана – это его сбалансированность по ресурсам и лимиту времени. Первое означает, что объем включенных в план работ надлежит обеспечить необходимыми силами и средствами. Сбалансированность по времени состоит в выполнении количества действий, намеченных на данный промежуток времени. План должен быть напряженным, но нагрузка на следователя не может превышать его реальных возможностей. В противном случае план не будет средством четкой организации работы, часть мероприятий останется невыполненной – пострадает качество работы. А если будут намечены действия и сроки практически нереальные, то расследование с самого начала обречено на неудачу.
Конкретность предполагает четкое формулирование в плане задач, которые нужно решить в ходе расследования, действий, намеченных к выполнению, сроков и исполнителей.