Средства информационной технологии
Информационная технология достигает своей цели путем последовательного выполнения определенных операций. Как любой процесс информационная технология реализуется посредством применения определенных средств, с помощью которых и производится переработка исходной информации в информацию нового качества.
Средствами информационной технологии выступают отдельные составляющие той среды, в которой она функционирует, т. е. элементы (подсистемы) информационной системы. Такими элементами выступают информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Один из элементов - программное обеспечение - называется программным инструментарием информационной технологии, тем самым подчеркивается его если не основная, то достаточно важная роль среди всех средств информационной технологии.
Информационное обеспечение.Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение является основой разработки всего комплекса средств информационной технологии, определяя организационное, техническое и программное обеспечение.
Информационное обеспечение - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.
Информационное обеспечение чаще всего определяют через ряд составляющих: совокупность справочных данных, классификаторов информации (справочно-нормативное информационное обеспечение); унифицированных систем документации; специально организованных массивов информации.
Справочно-нормативное информационное обеспечение составляют федеральные, ведомственные и локальные информационные массивы. Федеральное справочно-нормативное информационное обеспечение содержит законодательные акты и организационно- технические документы: ГОСТы и федеральные классификаторы. Ведомственные массивы содержат информацию о нормативном регулировании в области, в которой функционирует данная информационная технология, локальные ориентированы на решения локальных прикладных задач.
Система классификаторов формируется:
- для обеспечения однозначности и точности при заполнении различных первичных документов;
- адекватности представления и отображения информации в различных информационных подсистемах;
- обеспечения возможности обмена информационным обеспечением.
Среди федеральных классификаторов следует отметить общероссийский классификатор административно-территориального деления (ОКАТО); общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН); общероссийский классификатор продукции (ОКП); общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); идентификационный номер налогоплательщика ИНН, системы ведомственных классификаторов. В МВД России отраслевые классификаторы разрабатываются в соответствии с приказом № 533 от 1996 г.
Массивы информации составляют данные по предметной области, специально организованные в виде баз данных.
Под данными в области информационных технологий принято понимать информацию, представленную в виде, пригодном для ее передачи и обработки автоматическими или автоматизированными средствами.
База данных - специально организованная совокупность данных в виде таблицы: столбцы - поля, строки - записи базы данных.
Построение баз данных часто представляется на практике в виде двух этапов:
1-й этап - обследование всех функциональных подразделений организации в целях:
- понять специфику и структуру ее деятельности;
- построить схему информационных потоков;
- проанализировать существующую систему документооборота;
- определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение;
2-й этап - построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.
Нередко в информационном обеспечении выделяют еще один элемент - схемы информационных потоков. Они отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. Анализ информационных потоков должен проводиться в целях как их более рациональной организации, так и существенного повышения интенсивности, т.е. ускорения передачи и обработки информации, поступающей от источника к потребителю.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:
- исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
- классификацию и рациональное представление информации.
При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая им используется.
Таким образом, для создания информационного обеспечения необходимо:
- ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
- выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
- совершенствование системы документооборота;
- наличие и использование системы классификации и кодирования;
- владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
- создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
Техническое обеспечение.Техническое обеспечение - технические средства, аппаратура и оборудование, используемые в информационных технологиях.
В техническом обеспечении можно выделить:
- аппаратные компоненты;
- телекоммуникационную аппаратуру и элементы;
- дополнительные компоненты.
Под аппаратными компонентами понимают компьютеры, устройства сбора, накопления, обработки информации, средства оргтехники и т. д.
К телекоммуникационной аппаратуре следует отнести системы и технические средства, с помощью которых организуется компьютерная сеть и осуществляется уделенный доступ. Это модемы, кабельные линии, устройства беспроводной связи и т.д.
К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения: централизованная и децентрализованная.
Централизованная форма базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров. Это дает возможность обрабатывать большие массивы входной информации, которая хранится в одном месте.
Достоинства централизованной формы:
- возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и информационных массивов;
- сравнительная легкость внедрения методологических решений по совершенствованию информационной технологии.
Недостатки централизованной формы:
- ограничение возможностей пользователя в оперативном получении информации, затрудняющее принятие решений;
- ограничение возможностей пользователя в процессе использования информации.
Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем непосредственно на рабочих местах. Она получила распространение в связи с развитием персональных компьютеров и сетей, что дает пользователю широкие возможности в работе с информацией.
Достоинствами такой формы являются:
- гибкость структуры;
- усиление ответственности низшего звена сотрудников;
- уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и контроле со стороны вычислительного центра;
- более полная реализация творческого потенциала пользователя.
Однако эта форма имеет свои недостатки:
- сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок;
- психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов;
- неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что, в первую очередь, определяется уровнем квалификации конкретного работника.
Наиболее перспективным следует считать частично децентрализованную форму - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз общих данных и информационных массивов. При этом вычислительный центр берет на себя выработку общей стратегии использования информационной технологии и осуществляет помощь пользователям, а пользователь остается относительно свободен в выборе применяемых программных средств.
Математическое и программное обеспечение.Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов, системных и прикладных программ, реализующих цели информационной технологии, а также информацию о них.
К средствам математического обеспечения относятся математический аппарат, который используется для решения задач информационной технологии. Они включают в себя многочисленные методы моделирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входит системное и прикладное программное обеспечение, а также техническая документация.
К системному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные в основном для управления внутренними процессами компьютера. Это операционные системы, инструментальные средства программирования, средства диагностики и контроля и аналогичные.
К прикладному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения конкретных задач обработки информации. Выделяют несколько типов программ. Функциональные программы предназначены для организации более эффективной работы технических средств и пользователей. Это текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, электронные записные книжки, электронные календари и т.д. Проблемно-ориентированные пакеты программ используются для решения как типовых, так и оригинальных управленческих задач. Это настольные издательские, финансовые, бухгалтерские системы, экспертные системы, системы интеллектуального анализа данных и др. Интегрированные пакеты программы представляют собой объединение нескольких проблемно-ориентированных программ с комплектом функциональных программ.
Организационное обеспечение.Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной технологии.
Организационное обеспечение реализуется при подготовке к проектированию информационной технологии и выполняет следующие функции:
- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- подготовка задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
- разработка управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Правовое обеспечение.Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных технологий, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
В состав правового обеспечения входят законы и подзаконные акты, в том числе и нормативные документы министерств, ведомств, организаций, регулирующие порядок работы информационной технологии.
В правовом обеспечении можно выделить два уровня. На первом уровне (общая часть) происходит регламентация функционирования любой информационной системы. Это уровень законов РФ, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Второй уровень (локальная часть) предназначен для регулирования конкретной информационной технологии. Здесь также могут применяться нормы Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если регламентируется работа технологии общероссийского уровня, например ГАС «Выборы». Однако на этом уровне чаще применяются нормы конкретного министерства, ведомства, субъекта Российской Федерации или конкретной организации.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает в себя:
- статус информационной системы;
- права, обязанности и ответственность персонала;
- правовые положения отдельных видов процесса управления;
- порядок создания и использования информации и др.