Определение информационной технологии. Глобальная, базовая и конкретные информационные технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную сово­купность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен оп­ределяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения со­стояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первона­чальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими тради­ционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ре­сурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология (ИТ) –совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной инфор­мации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа чело­веком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную, базовые и конкретные информационные технологии.

Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества. Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение и т.д.). Конкретные информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресур­су, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для техно­логии переработки информации.

Пример. Для выполнения контрольной работы по математике каждый студент применяет свою технологию переработки первоначальной информации (исходных данных задач). Информационный продукт (результаты решения задач) будет зависеть от технологии решения, которую выберет студент. Обычно используется ручная ин­формационная технология. Если же воспользоваться компьютерной информационной технологией, способной решать подобные задачи, то информационный продукт будет иметь уже иное качество.

Для сравнения в табл. 1.1 приведены основные компоненты обоих видов технологий.

Таблица 1.1

Сопоставление основных компонентов технологий

Как и все технологии, информационные технологии нахо­дятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых технических средств, разработ­ка новых концепций и методов организации данных, их пере­дачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользова­телей с техническими и другими компонентами информаци­онно-вычислительных систем.

Расширение круга лиц, имеющих доступ к информацион­но-вычислительным ресурсам систем обработки данных, а также использование вычислительных сетей, объединяющих территориально удаленных друг от друга пользователей, осо­бо остро ставят проблему обеспечения надежности данных и защиты их от несанкционированного доступа и съема инфор­мации при ее обработке, хранении и передаче. В связи с этим современные информационные технологии базируются на концепции использования специальных аппаратных и про­граммных средств, обеспечивающих защиту информации, причем доля затрат на эти средства неуклонно растет, дохо­дя уже до половины всех затрат в общей структуре затрат, предназначенных для создания и функционирования систем обработки данных.

Однако эти затраты носят вполне оправданный харак­тер, так как обеспечение защиты информации – это в пер­вую очередь защита национальных интересов страны. Так, в США первый закон о защите информации был принят более 90 лет тому назад, и в настоящее время в стране на­считывается около 500 нормативных актов, посвященных этой проблеме. Вопрос информационной безопасности рас­сматривается американским правительством как один из ключевых элементов в системе защиты национальных ин­тересов. В связи с этим в настоящее время в США ассигно­вания только на обеспечение безопасности телекоммуни­каций достигают 10 млрд. долл. в год. В то же время дирек­тива президента США под названием “Об управлении ин­формированием в обществе” однозначно устанавливает, что любые вывозимые на продажу технические средства, даже специальные криптографические, должны служить в первую очередь электронной разведке США при сборе не­обходимой стратегической информации.

Продвижение нашей страны по пути развития рыночной экономики обусловило необходимость принятия законода­тельных актов, регулирующих отношения, которые возника­ют при формировании и использовании информационных ресурсов, в частности при создании и использовании инфор­мационных технологий и средств их обеспечения, при защи­те граждан и прав субъектов, участвующих в информацион­ных процессах и информатизации. Эти акты предусматрива­ют меры, направленные на создание и охрану национальных информационных ресурсов как общероссийского националь­ного достояния, что нашло свое отражение в Законе РФ “Об информации, информатизации и защите информации” № 24-ФЗ, принятом 20 февраля 1995 г.

Наконец, следующим шагом в совершенствовании инфор­мационных технологий, используемых в организационно-эко­номическом управлении, является расширение сферы при­менения баз знаний и соответствующих им систем искусст­венного интеллекта. База знаний – важнейший элемент экс­пертной системы, создаваемой на рабочем месте специа­листа управления. Она выступает в роли накопителя зна­ний в конкретной области профессиональной деятельности и помощника при проведении анализа экономической ситу­ации в процессе выработки и принятия управленческого ре­шения.

Информационные технологии в сфере организационно-экономического управления в настоящее время развиваются по следующим основным направлениям:

 активизация роли специалистов управления (непрофесси­оналов в области вычислительной техники) в подготовке и решении задач экономического управления;

 персонализация вычислений на основе использования персональных компьютеров (ПК) и соответствующих программно-инструментальных средств;

 совершенствование систем интеллектуального интерфейса конечных пользователей различных уровней;

 объединение информационно-вычислительных ресурсов с помощью вычислительных сетей различных уровней (от локальных, объединяющих пользователей в рамках одно­го подразделения организации, до глобальных, обеспечи­вающих создание единого мирового информационного пространства);

 разработка комплексных мер обеспечения защиты инфор­мации (технических, организационных, программных, пра­вовых и т.п.) от несанкционированного доступа.

Наши рекомендации