Программное обеспечение транспортной логистики
Необходимые для автоматизации производственных процессов в предприятии программные продукты, представленные на современном рынке программного обеспечения (ПО), можно объединить в три группы:
• программы и программные комплексы учётно-бухгалтерской ориентации;
• системы комплексной автоматизации работы предприятия;
• специальные программные продукты для транспортно-логистических и экспедиторских компаний.
Крупные зарубежные транспортные и товарораспределительные компании сегодня ориентируются на применение сложных интегрированных ИС уровня предприятия или корпорации. На их разработке и сопровождении специализируются отдельные фирмы. Устойчивость экономического положения, стабильность и единая технология расчетов делают эти программные продукты тиражируемыми, что существенно снижает их стоимость. В Западной Европе существуют фирмы, разрабатывающие и специальное программное обеспечение для управления транспортными компаниями. К сожалению, использовать сегодня в РФ эти программы в большинстве случаев затруднительно из-за несовместимости технологий учета и расчетов. На отечественном рынке имеются разработки, подобные американским бухгалтерским системам для малых и средних предприятий (например, "ТУРБОБУХГАЛТЕР", "ИНФОБУХГАЛТЕР", "1 С Бухгалтерия" и др.), однако они позволяют выполнять лишь часть операций типового характера и их полная адаптация к нынешним условиям работы транспортно-логистических компаний (ТЛК) достаточно сложна.
Все более широкое применение на транспорте в Германии и Бельгии, например, находит технология дифференцированного экономического учета работы транспортных средств с анализом производительности, рентабельности и управлением использования путем ремонта, списания и комбинирования маршрутов. Дифференцированный контроль на трассе с помощью бортовых ЭВМ и электронный обмен данными позволяют существенно увеличить оборот информации, отказаться от путевых документов и тем самым экономить огромные суммы. В Шотландии, Ирландии и Англии, а теперь и во всех странах ЕС всё более широкое применение находят электронные тахографы и бортовые вычислительные системы с магнитными носителями информации, позволяющие автоматизировать учёт работы транспортного средства и водителей, оперативно контролировать соблюдение режимов труда и отдыха. Кроме того, многие фирмы занимаются разработкой и продажей специальных программ маршрутизации и калькуляции себестоимости перевозок, оптимальной загрузки транспортных средств, снабжения запасными частями и других. Стоимость этих специальных программ обычно высока. Профессиональные электронные атласы Европы продаются в Германии по цене от 500 до 5000 $, а немецкий пакет планирования маршрута перевозки с калькуляцией себестоимости Kalif, ориентированный на сравнительно небольшую транспортную компанию, стоит порядка 2000 Dm. Профессиональная система электронного планирования маршрутов перевозки PC Miler[5], продаваемая и на отечественном рынке, стоит в зависимости от комплектации 1000-3000$. Но существуют и более простые и дешёвые системы такого рода для широкого круга потребителей. Примером могут служить электронные атласы MS AutoRoute Express (версии 4.0, 5.0, 6.0, 2000) стоимостью 40-100 $. С их помощью можно выполнять расчёты протяжённости маршрутов, времени их прохождения с учётом требований ЕСТР, остановок на пограничных переходах и заправках. Они также позволяют оперативно оценивать дорожные условия, расход топлива на маршруте и разработку подробной легенды прохождения маршрутов для водителей. Пакет MS Auto-Route Express представляет собой электронный атлас Европы с базой данных о населённых пунктах и дорогах, идентифицирующий и территорию России до р.Волга. Он предназначен для планирования автомобильных и железнодорожных маршрутов по европейской территории с визуальным представлением результатов в виде схемы маршрута и легенды его прохождения. Результаты планирования могут быть выведены на печать и записаны в файл для дальнейшего использования. В легенде и на карте маршрута записываются номера дорог по принятой в Европе классификации, места остановок для отдыха и заправки топливом, а также населённые пункты, пройденное расстояние и направление движения от каждого населённого пункта на трассе маршрута (рис.11.11). Система обладает развитым, современным интерфейсом и имеет достаточно широкие возможности для настройки. Имеется возможность для редактирования таких эксплуатационных характеристик, как скорости движения на дорогах, удельный расход топлива, суточный режим движения и продолжительность простоев в промежуточных пунктах. Нежелательные направления движения или отдельные автодороги могут быть блокированы и исключены из рассмотрения при планировании маршрута. Средства поиска населённых пунктов, масштабирования и перемещения карты удобны в использовании и имеют несколько разных способов доступа. Последние версии пакета имеют более развитый интерфейс, более подробную и удобную карту, однако занимают на диске гораздо больше места и ориентированы на работу с CD.
Рис 11.11. Пример разработки маршрута в системе MS AutoRoute Express
Существенную помощь транспортным компаниям стран США и Западной Европы оказывает электронная почта и развитая глобальная информационная компьютерная сеть, поддерживаемая на государственном уровне. Потребитель может за сравнительно небольшую плату получить исчерпывающую справочную информацию по многим вопросам, включая финансовые. В частности, таким образом предлагает свои услуги одна из ведущих в области информационного обеспечения автотранспортного бизнеса фирм Европы АО EU-ROTAX[6]. Распространяемая этой фирмой система "Auto-wert" позволяет производить калькуляцию ремонтных работ практически всех, эксплуатируемых в Германии марок автомобилей (около 12000). По желанию потребителя эта система может выполнять дифференцированную калькуляцию, то есть отдельно по кузову и агрегатам автомобиля. Она также поддерживает выполнение некоторых бухгалтерских операций. Информация обновляется ежемесячно и предлагается пользователям индивидуальных систем "Autowert" на дискетах. Фирма "Mercedes-Benz" предлагает через локальные вычислительные сети в 16 странах свою комплексную систему "Транспортный консультант". Эта система, кроме чисто информационных функций, выполняет экономический анализ использования автомобилей, определяет оптимальные сроки их службы и позволяет осуществлять статистическое моделирование работы. Несомненно, заслуживают особого внимания и продаваемые на российском рынке программных продуктов правовые системы "Кодекс", "Консультант плюс", "Гарант" и другие. Эти системы предлагают компаниям полноценную правовую поддержку ведения деловых операций благодаря оперативно обновляемым базам данных. Например, система "Кодекс" насчитывает более 300 тыс. документов.
Новые задачи, связанные с внедрением логистических принципов в перевозках, требуют создания информационной инфраструктуры, позволяющей организовывать, собирать и передавать информацию всем участникам логистической сети. Это предполагает идентификацию и стандартизацию источников информации, средств её обработки и передачи. Ядром ИИС ТЛК является модуль автоматизированной обработки товарно-транспортных документов. Он в большой степени определяет эффективность всей ИИС, поскольку максимально задействован в повседневных бизнес-операциях. По оценкам зарубежных исследователей применение электронного обмена транспортными документами между фирмами ежегодно возрастает на 30-40 %. Всё больше возникает транспортно-экспедиционных компаний, стремящихся расширить рынок транспортных услуг за счёт возможностей электронной рекламы и виртуальных способов организации фрахта.
ИИС для ТЛК. Фирмой "АРГУС", известной своими разработками в области бухгалтерского учёта, разработан программный продукт АСУ "АВТО-иМ" - многофункциональная автоматизированная система управления для предприятий автотранспорта и управлений механизации. На основе АСУ " АВТОиМ" можно формировать интегрированную информационную систему ТЛК, имеющую общие для всех комплексов базы данных.
Продукт имеет в своём составе следующие комплексы:
• КАДРЫ;
• ДИСПЕТЧЕРСКАЯ;
• СКЛАД;
• ПЛАНОВЫЙ ОТДЕЛ;
• ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ;
• ОТДЕЛ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.
Система способна формировать, выписывать и обрабатывать путевые листы, реестры выполненных работ и предоставленных услуг по клиентам за любой период времени, а также вести учёт расхода горючего, масел и шин, рассчитывать заработную плату и печатать платёжные документы. Иными словами, система выполняет традиционный набор простых операций, характерный для указанных служб автотранспортной компании (АТП) дорыночного образца. Это типичный пример системы базового уровня, предназначенной для учёта и первичной обработки данных.
НПП "СпецТек" (СПб) предлагает две интересные для автотранспортников и центров сервисного обслуживания АТС, мощные сетевые системы, написанные на Delphi с использованием технологии клиент-сервер и функционирующие в среде Windows. Это TRIM-SP - система управления сбытом и снабжением, и AMOS-D - организация технического обслуживания. Система TRIM-SP предназначена для управления сбытом и снабжением предприятия или сети предприятий компании. Она имеет солидную интеллектуальную поддержку, позволяющую решать задачи планирования оптовых закупок товаров, мелких партий, вести складской учёт, решать задачи резервирования товаров, ведения и учёта документов в стандарте EDIFACT/UN. Имеются дополнительные возможности, позволяющие интегрировать систему в Internet и организовывать продажу запасных частей для автотранспорта через глобальную сеть по предоставляемым клиентам графическим каталогам "Грузовые автомобили. Запасные части". Благодаря встроенному почтовому модулю, система обеспечивает возможность поддержки электронных досок объявлений и ведения электронного документооборота, что позволяет принимать, обрабатывать и выполнять заказы и предложения по безбумажной технологии. Клиентская часть включает модули складского учёта, резервирования и формирования потребности в товарах.
Система "AMOS-D" позволяет вести учёт и обеспечивать интеллектуальную поддержку операций по техническому обслуживанию техники (ТО). Система хранит в базах данных описания всех операций ТО, а также подробный формуляр (листки учёта) выполненных работ. Она позволяет составлять план-графики работ на заданный период, выполнять детальное регламентирование операций с иллюстрациями в виде диаграмм и таблиц, составлять отчёты о завершённых работах с учётом затрат времени и запасных частей по всем операциям. "AMOS-D" также позволяет готовить заказы на закупку запасных частей в автоматизированном режиме, отправлять их по электронной почте и контролировать их выполнение. Модульная организации системы обеспечивает её лёгкую адаптацию к требованиям заказчика. Система также включает графическую базу данных узлов, деталей с описаниями работ, имеет модуль инвентарного учёта с использованием штрих-кода и режима быстрого поиска, модуль прогнозирования и контроля бюджета по технической эксплуатации.
Российско-Британская компания "ИНТЕР СТАТУС", работающая на российском рынке транспортно-экспедиторских услуг, имеет свою компьютерную сеть, связанную с Internet и с сетями своих партнёров и основных клиентов. Она предлагает специализированный программный продукт для транспортных, экспедиторских и складских предприятий KOMALOG®[7]. Продукт, обладающий высокими адаптивными и коммуникативными свойствами, включает 10 основных модулей (рис.11.12) и позволяет вести учёт товаров 99 клиентов. В бухгалтерской отчётности используется метод FIFO для учёта движения товаров на складе. Возможна предварительная (оценочная) и окончательная калькуляция поставок по заказам, подготовка сопроводительных документов на груз: погрузочную ведомость; счёт; карту доставки (бордеро); документ-заказ на экспедиторские услуги; квитанцию на кредитованную сумму. При расчётах допускается до трёх видов тарифов. Возможны вариантные сравнительные расчёты в денежном и процентном выражении. Эта же фирма предлагает программный комплекс для учёта операций на складе временного хранения, удовлетворяющий требованиям к документообороту на таможенных складах.
АОЗТ Интер Траст лтд. (Москва) пpeдлaгaeт интеллектуальную систему автоматизации документооборота "Office-Media", построенную на известной платформе Lotus Notes. Система позволяет: осуществлять контроль за выполнением договоров, приказов и поручений; обеспечивать поддержку связи с клиентами и партнёрами; выполнять регистрацию и сортировку входящей корреспонденции; анализировать результаты работы предприятия. Она поддерживает 11 специализированных баз данных, в том числе базы: кадровой службы, договоров, приказов, исходящей корреспонденции, проектов, клиентов, группового планирования и другие.
Корпорация ПАРУС (Москва) предлагает средства комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий «Парус 5.**». В составе пакета блок модулей, позволяющих решать задачи: снабжения;
управления запасами; бухгалтерского учёта; сводной отчётности; расчёта заработной платы; ведения внешнеэкономической деятельности. В новой версии на Oracle реализована концепция корпоративной ERP-системы с модулями ФИ-НАНСЫ-ЛОГИСТИКА-ПРОИЗВОДСТВО-ПЕРСОНАЛ.
Рис.11.12. Состав и содержание модулей системы KOMALOG®
Корпорация ГАЛАКТИКА[8] предлагает комплексное решение для автоматизации управления предприятием. Система представляет собой основное операционное ядро и средства настройки на бизнес-процессы предприятия. Она содержит более 40 модулей и позволяет решать задачи: классического документооборота; управления персоналом; снабжения и сбыта; бухгалтерского учёта; календарно-сетевого и финансового планирования; управления проектами; финансово-экономического анализа; рекламы и анализа рынка; обеспечения удалённого доступа к системе. Известны отраслевые версии этой системы. Имеется специальный модуль "Автотранспорт". В новой версии 5.7 на Oracle модули объединены в специализированные контуры, ориентированные на решение задач классической логистики крупной товаропроизводящей компании. В частности, контур "Логистика" поддерживает решение задач управления снабжением, сбытом, договорными операциями, складским хозяйством и расчётами с поставщиками и клиентами.
На рынке программных продуктов для делопроизводства можно найти сегодня достаточно много и других решений: от сложных модульных систем управления финансами и службами предприятия типа МАГНАТ до вполне скромных пакетов для повседневной офисной работы типа Евфрат-97. Отечественных автоперевозчиков может заинтересовать и программа транспортно-экспедиторского обслуживания "MICRO-SPED" немецкой фирмы GSI W&P. Система "MICRO-SPED" позволяет решать задачи организации и оптимизации перевозок грузов с учетом расстояния перевозки, включая складскую и таможенную переработку, а также переработку мелких партий грузов. В системе используется карта Европы с базой данных о дорожной сети и населённых пунктах. К её достоинствам можно отнести совместимость с приложениями XBase. Третья версия системы "MICRO-SPED" предусмотрена для работы в среде Windows. Программа "MICRO-SPED" полностью отвечает требованиям стандарта электронной передачи данных EDIFACT. Недостатком является сложность адаптации к российским условиям.
Корпоративные информационные системы (КИС) - системы управления бизнес-процессами корпорации. КИС относятся к специализированному интегрированному финансовому и организационно-экономическому программному обеспечению. Они (табл.11.4) достаточно дороги и их внедрение часто требует реорганизации фирмы, а потому конфликтогенно. При принятии решения о комплексной автоматизации управления ТЛК на основе КИС необходимо учитывать многие неформальные факторы, особенно социально-психологические. Кроме того, зарубежные системы избыточны для условий России на 30-40 % и не всегда локализованы. Вообще проблема адаптации КИС для нынешних условий хозяйствования в РФ достаточно серьёзна, ибо их внедрение - сложный процесс, обычно сопровождаемый учёбой, реорганизацией производства и кадровыми перестановками.
Сегодня на рынке организационно-экономического ПО ведущие позиции в мире занимает SAP AG[9] (Германия) со своим продуктом R/3. Доля SAP на рынке ПО этого типа составила в 1997 г. 29%. Причём основным его потребителем явились США. Уже разработана версия системы R/3 (рис.11.1З) для работы с базами DB2 фирмы IBM на платформе Windows NT и создаётся центр интеграции и поддержки потребителей этой комбинации. В новой (четвёртой) версии R/3 в полном объёме реализована поддержка функций логистики (модуль "Логистика"). Популярность R/3 растёт. Системой пользуются известные компании в США и в Европе, целый ряд крупных бизнес-школ и университетов США включил изучение R/3 в качестве обязательного предмета в курсах системного анализа и проектирования предприятий.
Выбор программного обеспечения для комплексной автоматизации управления ТЛК. Необходимые для автоматизации производственных процессов в предприятии программные продукты, представленные на современном рынке ПО, можно объединить в группы (табл.11.5). Выбор программного комплекса строится на сравнительном эвристическом анализе положительных и отрицательных сторон ПО (табл.11.6). Для формализации выбора можно ввести систему ценностей ПО в виде качественно описанных показателей (табл. 11.7) с рейтинговой шкалой (например, в виде пятибалльной системы с весовыми коэффициентами).
|
Таблица 11.4