Программное обеспечение транспортной логистики

Необходимые для автоматизации производственных процессов в пред­приятии программные продукты, представленные на современном рынке про­граммного обеспечения (ПО), можно объединить в три группы:

• программы и программные комплексы учётно-бухгалтерской ориентации;

• системы комплексной автоматизации работы предприятия;

• специальные программные продукты для транспортно-логистических и экспедиторских компаний.

Крупные зарубежные транспортные и товарораспределительные компа­нии сегодня ориентируются на применение сложных интегрированных ИС уровня предприятия или корпорации. На их разработке и сопровождении спе­циализируются отдельные фирмы. Устойчивость экономического положения, стабильность и единая технология расчетов делают эти программные продукты тиражируемыми, что существенно снижает их стоимость. В Западной Европе существуют фирмы, разрабатывающие и специальное программное обеспече­ние для управления транспортными компаниями. К сожалению, использовать сегодня в РФ эти программы в большинстве случаев затруднительно из-за не­совместимости технологий учета и расчетов. На отечественном рынке имеются разработки, подобные американским бухгалтерским системам для малых и средних предприятий (например, "ТУРБОБУХГАЛТЕР", "ИНФОБУХГАЛТЕР", "1 С Бухгалтерия" и др.), однако они позволяют выполнять лишь часть опера­ций типового характера и их полная адаптация к нынешним условиям работы транспортно-логистических компаний (ТЛК) достаточно сложна.

Все более широкое применение на транспорте в Германии и Бельгии, на­пример, находит технология дифференцированного экономического учета ра­боты транспортных средств с анализом производительности, рентабельности и управлением использования путем ремонта, списания и комбинирования мар­шрутов. Дифференцированный контроль на трассе с помощью бортовых ЭВМ и электронный обмен данными позволяют существенно увеличить оборот ин­формации, отказаться от путевых документов и тем самым экономить огромные суммы. В Шотландии, Ирландии и Англии, а теперь и во всех странах ЕС всё более широкое применение находят электронные тахографы и бортовые вычислительные системы с магнитными носителями информации, позволяю­щие автоматизировать учёт работы транспортного средства и водителей, опера­тивно контролировать соблюдение режимов труда и отдыха. Кроме того, мно­гие фирмы занимаются разработкой и продажей специальных программ мар­шрутизации и калькуляции себестоимости перевозок, оптимальной загрузки транспортных средств, снабжения запасными частями и других. Стоимость этих специальных программ обычно высока. Профессиональные электронные атласы Европы продаются в Германии по цене от 500 до 5000 $, а немецкий па­кет планирования маршрута перевозки с калькуляцией себестоимости Kalif, ориентированный на сравнительно небольшую транспортную компанию, стоит порядка 2000 Dm. Профессиональная система электронного планирования маршрутов перевозки PC Miler[5], продаваемая и на отечественном рынке, стоит в зависимости от комплектации 1000-3000$. Но существуют и более простые и дешёвые системы такого рода для широкого круга потребителей. Примером могут служить электронные атласы MS AutoRoute Express (версии 4.0, 5.0, 6.0, 2000) стоимостью 40-100 $. С их помощью можно выполнять расчёты протя­жённости маршрутов, времени их прохождения с учётом требований ЕСТР, ос­тановок на пограничных переходах и заправках. Они также позволяют опера­тивно оценивать дорожные условия, расход топлива на маршруте и разработку подробной легенды прохождения маршрутов для водителей. Пакет MS Auto-Route Express представляет собой электронный атлас Европы с базой данных о населённых пунктах и дорогах, идентифицирующий и территорию России до р.Волга. Он предназначен для планирования автомобильных и железнодорож­ных маршрутов по европейской территории с визуальным представлением ре­зультатов в виде схемы маршрута и легенды его прохождения. Результаты пла­нирования могут быть выведены на печать и записаны в файл для дальнейшего использования. В легенде и на карте маршрута записываются номера дорог по принятой в Европе классификации, места остановок для отдыха и заправки топливом, а также населённые пункты, пройденное расстояние и направление движения от каждого населённого пункта на трассе маршрута (рис.11.11). Сис­тема обладает развитым, современным интерфейсом и имеет достаточно широ­кие возможности для настройки. Имеется возможность для редактирования та­ких эксплуатационных характеристик, как скорости движения на дорогах, удельный расход топлива, суточный режим движения и продолжительность простоев в промежуточных пунктах. Нежелательные направления движения или отдельные автодороги могут быть блокированы и исключены из рассмот­рения при планировании маршрута. Средства поиска населённых пунктов, масштабирования и перемещения карты удобны в использовании и имеют не­сколько разных способов доступа. Последние версии пакета имеют более раз­витый интерфейс, более подробную и удобную карту, однако занимают на дис­ке гораздо больше места и ориентированы на работу с CD.

программное обеспечение транспортной логистики - student2.ru

Рис 11.11. Пример разработки маршрута в системе MS AutoRoute Express

Существенную помощь транспортным компаниям стран США и Запад­ной Европы оказывает электронная почта и развитая глобальная информа­ционная компьютерная сеть, поддерживаемая на государственном уровне. По­требитель может за сравнительно небольшую плату получить исчерпывающую справочную информацию по многим вопросам, включая финансовые. В частно­сти, таким образом предлагает свои услуги одна из ведущих в области ин­формационного обеспечения автотранспортного бизнеса фирм Европы АО EU-ROTAX[6]. Распространяемая этой фирмой система "Auto-wert" позволяет произ­водить калькуляцию ремонтных работ практически всех, эксплуатируемых в Германии марок автомобилей (около 12000). По желанию потребителя эта сис­тема может выполнять дифференцированную калькуляцию, то есть отдельно по кузову и агрегатам автомобиля. Она также поддерживает выполнение некото­рых бухгалтерских операций. Информация обновляется ежемесячно и предла­гается пользователям индивидуальных систем "Autowert" на дискетах. Фирма "Mercedes-Benz" предлагает через локальные вычислительные сети в 16 странах свою комплексную систему "Транспортный консультант". Эта система, кроме чисто информационных функций, выполняет экономический анализ использования автомобилей, определяет оптимальные сроки их службы и позво­ляет осуществлять статистическое моделирование работы. Несомненно, заслу­живают особого внимания и продаваемые на российском рынке программных продуктов правовые системы "Кодекс", "Консультант плюс", "Гарант" и другие. Эти системы предлагают компаниям полноценную правовую поддержку веде­ния деловых операций благодаря оперативно обновляемым базам данных. На­пример, система "Кодекс" насчитывает более 300 тыс. документов.

Новые задачи, связанные с внедрением логистических принципов в пере­возках, требуют создания информационной инфраструктуры, позволяющей ор­ганизовывать, собирать и передавать информацию всем участникам логистиче­ской сети. Это предполагает идентификацию и стандартизацию источников информации, средств её обработки и передачи. Ядром ИИС ТЛК является модуль автоматизированной обработки товарно-транспортных документов. Он в большой степени определяет эффективность всей ИИС, поскольку макси­мально задействован в повседневных бизнес-операциях. По оценкам зарубеж­ных исследователей применение электронного обмена транспортными доку­ментами между фирмами ежегодно возрастает на 30-40 %. Всё больше возника­ет транспортно-экспедиционных компаний, стремящихся расширить рынок транспортных услуг за счёт возможностей электронной рекламы и виртуальных способов организации фрахта.

ИИС для ТЛК. Фирмой "АРГУС", известной своими разработками в об­ласти бухгалтерского учёта, разработан программный продукт АСУ "АВТО-иМ" - многофункциональная автоматизированная система управления для предприятий автотранспорта и управлений механизации. На основе АСУ " АВТОиМ" можно формировать интегрированную информационную систему ТЛК, имеющую общие для всех комплексов базы данных.

Продукт имеет в своём составе следующие комплексы:

• КАДРЫ;

• ДИСПЕТЧЕРСКАЯ;

• СКЛАД;

• ПЛАНОВЫЙ ОТДЕЛ;

• ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ;

• ОТДЕЛ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

Система способна формировать, выписывать и обрабатывать путевые листы, реестры выполненных работ и предоставленных услуг по клиентам за любой период времени, а также вести учёт расхода горючего, масел и шин, рас­считывать заработную плату и печатать платёжные документы. Иными слова­ми, система выполняет традиционный набор простых операций, характерный для указанных служб автотранспортной компании (АТП) дорыночного образца. Это типичный пример системы базового уровня, предназначенной для учёта и первичной обработки данных.

НПП "СпецТек" (СПб) предлагает две интересные для автотранспорт­ников и центров сервисного обслуживания АТС, мощные сетевые системы, на­писанные на Delphi с использованием технологии клиент-сервер и функцио­нирующие в среде Windows. Это TRIM-SP - система управления сбытом и снаб­жением, и AMOS-D - организация технического обслуживания. Система TRIM-SP предназначена для управления сбытом и снабжением предприятия или сети предприятий компании. Она имеет солидную интеллектуальную поддержку, позволяющую решать задачи планирования оптовых закупок товаров, мелких партий, вести складской учёт, решать задачи резервирования товаров, ведения и учёта документов в стандарте EDIFACT/UN. Имеются дополнительные воз­можности, позволяющие интегрировать систему в Internet и организовывать продажу запасных частей для автотранспорта через глобальную сеть по предос­тавляемым клиентам графическим каталогам "Грузовые автомобили. Запасные части". Благодаря встроенному почтовому модулю, система обеспечивает воз­можность поддержки электронных досок объявлений и ведения электронного документооборота, что позволяет принимать, обрабатывать и выполнять заказы и предложения по безбумажной технологии. Клиентская часть включает моду­ли складского учёта, резервирования и формирования потребности в товарах.

Система "AMOS-D" позволяет вести учёт и обеспечивать интеллекту­альную поддержку операций по техническому обслуживанию техники (ТО). Система хранит в базах данных описания всех операций ТО, а также подроб­ный формуляр (листки учёта) выполненных работ. Она позволяет составлять план-графики работ на заданный период, выполнять детальное регламентиро­вание операций с иллюстрациями в виде диаграмм и таблиц, составлять отчёты о завершённых работах с учётом затрат времени и запасных частей по всем опе­рациям. "AMOS-D" также позволяет готовить заказы на закупку запасных час­тей в автоматизированном режиме, отправлять их по электронной почте и контролировать их выполнение. Модульная организации системы обеспечивает её лёгкую адаптацию к требованиям заказчика. Система также включает графи­ческую базу данных узлов, деталей с описаниями работ, имеет модуль инвентарного учёта с использованием штрих-кода и режима быстрого поиска, мо­дуль прогнозирования и контроля бюджета по технической эксплуатации.

Российско-Британская компания "ИНТЕР СТАТУС", работающая на рос­сийском рынке транспортно-экспедиторских услуг, имеет свою компьютерную сеть, связанную с Internet и с сетями своих партнёров и основных клиентов. Она предлагает специализированный программный продукт для транспортных, экспедиторских и складских предприятий KOMALOG®[7]. Продукт, обладающий высокими адаптивными и коммуникативными свойствами, включает 10 основ­ных модулей (рис.11.12) и позволяет вести учёт товаров 99 клиентов. В бухгал­терской отчётности используется метод FIFO для учёта движения товаров на складе. Возможна предварительная (оценочная) и окончательная калькуляция поставок по заказам, подготовка сопроводительных документов на груз: погру­зочную ведомость; счёт; карту доставки (бордеро); документ-заказ на экс­педиторские услуги; квитанцию на кредитованную сумму. При расчётах допус­кается до трёх видов тарифов. Возможны вариантные сравнительные расчёты в денежном и процентном выражении. Эта же фирма предлагает программный комплекс для учёта операций на складе временного хранения, удовлетворяю­щий требованиям к документообороту на таможенных складах.

АОЗТ Интер Траст лтд. (Москва) пpeдлaгaeт интеллектуальную систему автоматизации документооборота "Office-Media", построенную на известной платформе Lotus Notes. Система позволяет: осуществлять контроль за выполне­нием договоров, приказов и поручений; обеспечивать поддержку связи с клиен­тами и партнёрами; выполнять регистрацию и сортировку входящей коррес­понденции; анализировать результаты работы предприятия. Она поддерживает 11 специализированных баз данных, в том числе базы: кадровой службы, дого­воров, приказов, исходящей корреспонденции, проектов, клиентов, группового планирования и другие.

Корпорация ПАРУС (Москва) предлагает средства комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий «Парус 5.**». В составе пакета блок модулей, позволяющих решать задачи: снабжения;

управления запасами; бухгалтерского учёта; сводной отчётности; расчёта зара­ботной платы; ведения внешнеэкономической деятельности. В новой версии на Oracle реализована концепция корпоративной ERP-системы с модулями ФИ-НАНСЫ-ЛОГИСТИКА-ПРОИЗВОДСТВО-ПЕРСОНАЛ.

программное обеспечение транспортной логистики - student2.ru

Рис.11.12. Состав и содержание модулей системы KOMALOG®

Корпорация ГАЛАКТИКА[8] предлагает комплексное решение для автома­тизации управления предприятием. Система представляет собой основное опе­рационное ядро и средства настройки на бизнес-процессы предприятия. Она содержит более 40 модулей и позволяет решать задачи: классического доку­ментооборота; управления персоналом; снабжения и сбыта; бухгалтерского учёта; календарно-сетевого и финансового планирования; управления проекта­ми; финансово-экономического анализа; рекламы и анализа рынка; обеспечения удалённого доступа к системе. Известны отраслевые версии этой системы. Имеется специальный модуль "Автотранспорт". В новой версии 5.7 на Oracle модули объединены в специализированные контуры, ориентированные на ре­шение задач классической логистики крупной товаропроизводящей компании. В частности, контур "Логистика" поддерживает решение задач управления снабжением, сбытом, договорными операциями, складским хозяйством и рас­чётами с поставщиками и клиентами.

На рынке программных продуктов для делопроизводства можно найти сегодня достаточно много и других решений: от сложных модульных систем управления финансами и службами предприятия типа МАГНАТ до вполне скромных пакетов для повседневной офисной работы типа Евфрат-97. Отече­ственных автоперевозчиков может заинтересовать и программа транспортно-экспедиторского обслуживания "MICRO-SPED" немецкой фирмы GSI W&P. Система "MICRO-SPED" позволяет решать задачи организации и оптимизации перевозок грузов с учетом расстояния перевозки, включая складскую и тамо­женную переработку, а также переработку мелких партий грузов. В системе ис­пользуется карта Европы с базой данных о дорожной сети и населённых пунк­тах. К её достоинствам можно отнести совместимость с приложениями XBase. Третья версия системы "MICRO-SPED" предусмотрена для работы в среде Windows. Программа "MICRO-SPED" полностью отвечает требованиям стан­дарта электронной передачи данных EDIFACT. Недостатком является слож­ность адаптации к российским условиям.

Корпоративные информационные системы (КИС) - системы управ­ления бизнес-процессами корпорации. КИС относятся к специализированно­му интегрированному финансовому и организационно-экономическому про­граммному обеспечению. Они (табл.11.4) достаточно дороги и их внедрение часто требует реорганизации фирмы, а потому конфликтогенно. При принятии решения о комплексной автоматизации управления ТЛК на основе КИС необ­ходимо учитывать многие неформальные факторы, особенно социально-психологические. Кроме того, зарубежные системы избыточны для условий России на 30-40 % и не всегда локализованы. Вообще проблема адаптации КИС для нынешних условий хозяйствования в РФ достаточно серьёзна, ибо их внедрение - сложный процесс, обычно сопровождаемый учёбой, реорганизаци­ей производства и кадровыми перестановками.

Сегодня на рынке организационно-экономического ПО ведущие позиции в мире занимает SAP AG[9] (Германия) со своим продуктом R/3. Доля SAP на рынке ПО этого типа составила в 1997 г. 29%. Причём основным его потреби­телем явились США. Уже разработана версия системы R/3 (рис.11.1З) для рабо­ты с базами DB2 фирмы IBM на платформе Windows NT и создаётся центр ин­теграции и поддержки потребителей этой комбинации. В новой (четвёртой) версии R/3 в полном объёме реализована поддержка функций логистики (мо­дуль "Логистика"). Популярность R/3 растёт. Системой пользуются известные компании в США и в Европе, целый ряд крупных бизнес-школ и университетов США включил изучение R/3 в качестве обязательного предмета в курсах системного анализа и проектирования предприятий.

Выбор программного обеспечения для комплексной автоматизации управления ТЛК. Необходимые для автоматизации производственных про­цессов в предприятии программные продукты, представленные на современном рынке ПО, можно объединить в группы (табл.11.5). Выбор программного ком­плекса строится на сравнительном эвристическом анализе положительных и отрицательных сторон ПО (табл.11.6). Для формализации выбора можно ввести систему ценностей ПО в виде качественно описанных показателей (табл. 11.7) с рейтинговой шкалой (например, в виде пятибалльной системы с весовыми коэффициентами).

Рис. 11.13. Модульная структура и состав системы R/3
программное обеспечение транспортной логистики - student2.ru

Таблица 11.4

Наши рекомендации