Способы защиты коммерческой тайны

Тема: Работа с документами , которые содержат коммерческую тайну.

План:

Понятие коммерческой тайны.

Основные условия отнесения информации к коммерческой тайне.

Виды коммерческой тайны.

Способы защиты коммерческой тайны.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду[1]. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Условно информацию, составляющую коммерческую тайну предприятия, можно разделить на деловую и научно-технической (технологической) информацию.
К деловой информации относятся сведения о размерах доходов, себестоимость выпускаемой продукции; планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, данные о характере и объем торговых операций, уровень цен, наличие товаров), сведения о финансовом аспекте деятельности предприятия (за исключением финансовых отчетов) ; планы рекламной деятельности; списки торговых и других клиентов, посредников, конкурентов, сведения об их финансовом положении и т.п..
В научно-технической информации относятся: методы и способы производства (особенно новые разработки), новые технологии, направления модернизации известных технологий и процессов, сведения о конструкции машин и оборудования, чертежи, схемы, программное обеспечение ПК и т.д..
Основные условия отнесения информации к коммерческой тайне:
- Действительная или потенциальная коммерческая важность информации;
- Отсутствие свободного доступа к информации на законных основаниях;
- Принятие мер обладателем информации для ее охраны и сохранения конфиденциальности.
Для организации хранения конфиденциальной информации коммерческого предприятия необходимо определить информацию, составляющую коммерческую тайну и обеспечить порядок ее защиты.
Если эти условия не будут выполняться, то предприятие не будет иметь законных оснований для привлечения работников к ответственности за разглашение или передача информации, содержащей коммерческую тайну.
Разглашением коммерческой тайны является сообщение посторонним лицам без согласия уполномоченного лица сведений, которые в соответствии с действующим законодательством Украины коммерческую тайну, людьми, которым эти сведения были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей, если это нанесло или могло причинить ущерб хозяйствующему субъекту (предпринимателю).
В целом это понятие, как и понятие «сбор», «использование" разъяснено в Законе Украины от 7 июня 1996 "О защите от недобросовестной конкуренции" / Ведомости Верховной Рады Украины. - 1996. - № 36. - Ст. 164 /.
Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, порядок сохранности и доступа к конфиденциальной информации, а также правила ее использования определяет руководитель.
Органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в определение и сохранность коммерческой секретности низменные (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством).
Основная цель защиты конфиденциальной информации заключается в том, чтобы предотвратить разглашения информации и владению ею конкурентами. Часто необходимо обеспечивать защиту и "чужих" коммерческих тайн, о которых можно узнать из "дополнительных" источников. Если не будет такой защиты, то предприятие может потерять клиентов и выгодных партнеров.


3. Меры по защите коммерческой тайны


Защита коммерческой тайны заключается в осуществлении следующих мероприятий:
- Обеспечение учета и сохранности документов, содержащих коммерческую тайну;
- Использование организационных, технических и других средств защиты конфиденциальной информации;
- Ограничение доступа к носителям конфиденциальной информации;

Установление правил отнесения информации к коммерческой тайне;
- Разработка инструкций по соблюдению режима конфиденциальности и выполнение их лицами, имеющими доступ к конфиденциальной информации;
- Осуществление контроля за соблюдением установленного режима охраны коммерческих тайн.

С целью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую тайну, руководитель должен издать специальный приказ о введении "Перечня сведений, содержащих коммерческую тайну предприятия", с указанием мероприятий по охране этих сведений, определение круга лиц, имеющих доступ к этой информации, правил работы с документами, имеющими гриф "коммерческая тайна".Ответственные работники предприятия должны под расписку ознакомиться с приказом и приложением к нему.
Образец перечня сведений, являющихся коммерческой тайной предприятия:
Приложение к приказу от 01.04.07 Директор фирмы "Поиск"
Перечень сведений, являющихся коммерческой тайной фирмы "Поиск"
Размер кредитов, которые взяла или планирует принять фирма. Объем производства продукции (за месяц, квартал, год). Названия фирм-контрагентов.
Размер прибыли, полученной за месяц, квартал, год.Распределение прибыли.
Цель, задачи и тактика переговоров с деловыми партнерами.Условия коммерческих контрактов, платежей, услуг.Потребность в приобретении товаров или получении услуг.Заработная плата работников предприятия. Характер и репутация персонала фирмы. Регионы сбыта продукции.
Тематика маркетинговых исследований на предприятии.
Директор_____С.Д.Букорос п

Наши рекомендации