Аналитическая деятельность библиотек
В основе методического обеспечения лежит аналитическая деятельность библиотек — методических центров, поскольку квалифицированные методические рекомендации I ребуют анализа существующей библиотечной практи-ки и уровня работы библиотек.
В настоящее время аналитическая деятельность методических служб испытывает серьезные затруднения, связанные с резким сокращением библиотечной отчетности и Восходящей информации от библиотек. Это обстоятельство С Особой остротой ставит проблему методического мониторинга - системы слежения за изменениями в библиотечном и- к- Он призван, во-первых, обеспечить восходящий поток информации о деятельности библиотек, анализ которой Позволил бы судить об уровне их работы, и, во-вторых, о Новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети библиотек
Хотя понятие "методический мониторинг" только еще входит в библиотечную практику, попытки построения системы слежения за работой библиотек и изменениями п ней уже давно предпринимались методическими l гужбами. Объектами такого слежения были библиотечные кадры, показатели работы библиотек, содержание их цеятельности. Его результаты отражались в сравнительных I I 11 пс гических таблицах, обзорах деятельности библиотек, I ра шинного рода картотеках: социально-экономического профиля региона обслуживания, библиотечной сети, оно тиотечных кадров и т.п. Однако всего этого еще недостаточно для оперативного слежения за изменениями и деятельности библиотек.
Смысл методического мониторинга заключается в непрерывном наблюдении за изменениями, за появлением новых сведений о работе библиотек и о библиотечных новшествах. Отталкиваясь от методической практики и задач методического обеспечения деятельности библиотек, можно выделить следующие объекты методического мониторинга:
— динамику показателей деятельности библиотек;
— движение библиотечных кадров;
— выявление и распространение новшеств;
— документальный поток по библиотечному делу. Оперативное получение этих данных, наблюдение за
их динамикой позволяет оценивать уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации по совершенствованию работы библиотек.
Источниками получения сведений является различная библиотечная документация (отчетная, плановая, информационная и др.); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в местной | периодической печати и т.п.
Основным методом, позволяющим получать и анализи- j ровать информацию, является непосредственное ознаком ление с работой библиотеки и/или ее структурных подра зделений (филиалов, отделов и т.п.), обследование их деятельности.
В отличие от проверки, являющейся основным средством контроля деятельности библиотек в системе методического, руководства, задачей обследования является изучение практики работы библиотеки в целях выявления новшеств, анализа и оценки сильных и слабых сторон ее деятельности. Обследование сопровождается оказанием коллективу; библиотеки консультационной и практической помощи и 26
проводится, разумеется, с предварительного согласия руководства обследуемой библиотеки. Обследования имеют своей целью:
— выявить в деятельности библиотеки новшества, с тем чтобы изучить их и распространить по сети библиотек;
— выяснить недостатки в работе библиотеки, установить их причины и способы устранения;
— определить, в какой методической помощи нуждается библиотека и оказать эту помощь.
Обследования библиотек могут быть фронтальными, когда анализируется работа библиотеки по всем участкам и направлениям ее деятельности, и тематическими, когда изучается работа библиотеки по определенному вопросу или теме.
Наиболее плодотворными являются тематические обследования, особенно ценные, когда они охватывают большое число библиотек. При условии тщательно продуманного плана, единого для данного вида библиотек и для его участников, тематическое обследование дает возможность составить представление о работе многих библиотек по определенной теме.
Преимущество тематического обследования состоит в I ом,что оно позволяет более глубоко и детально ознакомиться С работой библиотеки и оказать ей конкретную помощь. Однако было бы ошибкой ограничиваться только тематическими обследованиями и не интересоваться работой оиблиотеки в целом. Поэтому в практике методической работы сочетаются тематические и фронтальные обследо-мния.
В практике существуют разные подходы к отбору библиотек для обследования. Некоторые методисты полагают, что для этой цели должны выбираться библиотеки, имеющие
наиболее низкие показатели работы. Мотивируется это тем, что такие библиотеки в наибольшей степени нуждаются в методической помощи.
Другой подход заключается в том, что 1ЛЯ ввСЯвДО-вания выбираются библиотеки, имеющие < ре шис показатели работы, что позволяет судить о среднем уровне работы библиотек конкретной сети. При этом однако упускается из виду, что одной из основных целей обследования является выявление передового опыта. Разумеется, что логичнее искать этот опыт не в отстающих и средних, а в лучших библиотеках. По уровню работы передовых библиотек можно судить и об общем уровне деятельности библиотек сети. Поэтому при выборочном обследовании низовых библиотек и филиалов целесообразно выбирать те из них, которые имеют наиболее высокие показатели в своей работе.
К обследованиям библиотек, помимо методистов привлекаются наиболее квалифицированные сотрудники библиотеки - методического центра и работники других библиотек, особенно при взаимопосещениях библиотек. Обследование может проводиться как индивидуально одним человеком, так и группой (бригадой), в которую, наряду с методистами, могут входить и сотрудники других отделов библиотеки - методического центра, а также низовых библиотек.
Для обеспечения единства сбора материалов, их анализа и обобщения обследование проводится по заранее разработанному плану, чем достигается полнота и последовательность изучения деятельности библиотек, облегчается обобщение материала, собранного разными липами.
В библиотеках - методических центрах < оспшлиются графики посещений библиотек, в которых vk.i н.тастся, кто,
когда, какую библиотеку и с какой целью посетит. При этом надо иметь в виду, что обследование - это наиболее распространенная, но не единственная цель посещения библиотеки. Посещения могут проводиться для оказания конкретной консультационно-методической помощи, участия в мероприятии библиотеки, изучения конкретного библиотечного новшества и т.п.
Обследование требует тщательной подготовки, которая включает:
— изучение социально-экономического и культурного профиля того района, который обслуживается библиотекой;
— изучение материалов о работе библиотеки (планов, отчетов, справок о предыдущих посещениях и т.п.);
— подбор и изучение регламентирующей документации, методических и библиографических пособий по теме обследования.
На основе изученных документов и материалов составляется план обследования библиотеки. В нем намечаются тема и узловые вопросы обследования, его объекты и сроки проведения, методы и та документация, которая будет разработана методистом в ходе посещения библиотеки. Например, если методист предпримет анализ читательских формуляров, то итоговым документом этой процедуры будет сводная таблица их анализа. Результатом изучения библиотечного обслуживания населения будет карта-схема размещения сети стационарных и нестационарных библиотек и т.п.
В методической практике применяются различные методы обследования. Среди них надо выделить прежде всего метод непосредственного наблюдения. Методист наблюдает за работой библиотекарей, присутствует на
массовых мероприятиях, m»< 1 ш i......п и......|ные пункты,
изучает непосредственно ни полки* ni..........чиий фонд,
просматривает каталоги, картотеки, т.и пня и, и ШКОТЫ и т.п.
Ценность этого метода заключаете я и том, что методист может непосредственно знакомиться с работой библиотеки и оценивать ее. Вместе с тем очевидны и ограниченные возможности этого метода. Методист может наблюдать деятельность библиотеки сравнительно короткое время, что не позволяет ему делать обобщенные выводы о ее работе.
Поэтому, наряду с непосредственным наблюдением при обследовании библиотеки используется метод изучения документации. Документы привлекаются прежде всего для получения различных сведений о работе библиотеки (статистических, тематических и др.). Все извлеченные из документов сведения подвергаются качественному и количественному анализу.
Наряду с использованием документации библиотеки методист может и сам создавать документы, необходимые для сбора фактических данных и анализа деятельности библиотеки (например, разрабатывает анкету для опроса библиотекарей и/или читателей; собирает отзывы читателей о работе библиотеки и т.д.).
При обследовании используется также метод бесед с библиотекарями, в которых уточняются детали деятельности библиотеки, выясняются положительные стороны, недостатки и трудности в ее работе; мотивы действий библиотекаря в конкретных ситуациях и т.д. Беседы с библиотекарями позволяют также выявить уровень их профессиональной и общекультурной подготовки.
Используется также метод бесед с читателями. Такие беседы проводятся прежде всего с активистами, членами читательского совета, а также с посетителями библиотеки. Основная цель заключается в том, чтобы выяснить мнение читателей о работе библиотеки, ее фонде и справочно-библиографическом аппарате, о проводимых массовых мероприятиях и т.д.
Все названные методы используются в сочетании, взаимно дополняя и контролируя друг друга.
Обследование начинается с общего ознакомления с работой библиотеки, с условиями, в которых она работает, с ее кадровым составом. Методист беседует с директором и другими руководителями библиотеки, знакомится с планом работы, с организационно-распорядительной документацией.
Дальнейшая последовательность обследования не имеет принципиального значения и устанавливается в зависимости от местных условий. Как показывает практика, его целесообразнее вести по структурным подразделениям библиотеки, знакомясь со всеми направлениями их деятельности.
При определении последовательности обследования работы структурных подразделений исходят, в основном, из конкретных условий библиотеки, учитывают выходные дни отдела или филиала, часы работы, время наибольшего наплыва читателей и т.д. Методист стремится так организовать знакомство, чтобы в максимально возможной степени не нарушать обычную работу структурного подразделения. Например, для знакомства с работой отдела обслуживания используются часы, отведенные на внутреннюю работу и часы наименьшего наплыва читателей. В часы наибольшей посещаемости методист может лишь вести наблюдение, не вмешиваясь в работу библиотекаря.
Сведения об аналогичных процессах, осуществляемых в разных отделах библиотеки (например, информационно
библиографическое обслуживание, массоини работа и т.п.), в дальнейшем обобщаются методистом
Обычно обследование начинают с библиотечного фонда, так как именно его состав во многом определяет как содержание, так и объем работы библиотеки и во многом влияет на характер выводов о ее работе.
При знакомстве с фондом обращается внимание на его состав, комплектование, использование, очищение от устаревшей литературы, правильность учета, меры по обеспечению сохранности. При этом методист активно использует документацию (тематико-типологический план комплектования, картотеки комплектования, документы суммарного и индивидуального учета и т.п.). Эти документы привлекаются для извлечения из них и последующего анализа и оценки статистических данных. Одновременно изучается правильность составления и ведения планово-учетной документации. Используется и метод непосредственного изучения библиотечного фонда, особенно фонда открытого доступа, его организации, расстановки, раскрытия. Поскольку фонд, представленный на стеллажах, далеко не полно отражает его состав, так как наиболее спрашиваемая литература находится у читателей, методист изучает состав фонда выборочно по систематическому каталогу.
При знакомстве с каталогами обращается внимание на их организацию, на соблюдение правил библиографического описания, на правильность классификации, качество редактирования. Как правило, такое изучение проводится ввиду его трудоемкости выборочно.
Суждения методиста о формировании фонда уточняются в беседах с членами Совета библиотеки и читателями, в ходе которых выявляются их мнения о качестве его комплектования. Разумеется, что обследование фонда, как и всех остальных участков работы библиотеки, проводится в присутствии библиотекарей, ведущих работу по комплектованию, организации и использованию библиотечного фонда, что позволяет как уточнять сведения, извлекаемые ш документов, так и одновременно консультировать библиотекарей
При изучении использования библиотечного фонда обращается внимание не только на статистические показатели (количество выданной литературы, обращае мость фонда и т.п.), но и на работу с отказами. При этом важно познакомиться не только с учетом, но и с работой по их ликвидации.
При знакомстве с каталогами выборочно анализируется полнота отражения в них библиотечного фонда, своевременность извлечения карточек на выбывшую литературу, точность расстановки карточек, своевременность выделения новых рубрик и т.д.
При изучении обслуживания читателей методист, наряду с учетной документацией для извлечения статистической информации в целях ее последующего анализа (количество и состав читателей и книговыдач, читаемость, посещаемость и т.п.), использует метод выборочного анализа чтения по читательским формулярам или требовательным листкам.
Качество индивидуальной работы с читателями оценивается путем непосредственного наблюдения, когда методист наблюдает работу библиотекаря с читателями и ведет записи их бесед. Разумеется, что в дальнейшем эти наблюдения уточняются в беседах с библиотекарями. О качестве обслуживания читателей методист судит и по их отзывам.
Наряду с изучением обслуживании чиипелсй в отделах и филиалах стационарной библиотеки обе юдуется работа передвижных библиотек (библиобусов) и выборочно — библиотечных пунктов. При этом видимо целесообразно выбирать для обследования библиотечные пункты, работающие в разных условиях (например, на производственном участке и в общежитии).
При изучении работы с читателями одновременно обследуется и их справочно-библиографическое и информационно-библиографическое обслуживание. Выясняется наличие и качество справочно-библиографического аппарата, картотек, архива выполненных справок. Просматриваются картотеки информационного обслуживания, анализируется качество библиографических и информационных материалов, подготовленных обследуемой библиотекой.
Особое внимание обращается на организацию и качество пропаганды библиотечно-библиографических знаний. При этом, наряду с изучением соответствующей ЮХументации, методист использует и метод непосредственною наблюдения (например, за обслуживанием читателей в библиографическом отделе, за проведением занятий по библиотечно-библиографической грамотности и т.д.), а также беседы с читателями о качестве их справочно-библиографического и информационного обслуживания.
При обследовании массовой работы библиотеки методист широко использует метод непосредственного наблюдения. Он стремится по возможности лично присутствовать на массовых мероприятиях, изучает наглядную пропаганду литературы в библиотеке. Разумеется, что привлекаются и документы, характеризующие массовую работу (протоколы читательских конференций, программы тематических вечеров, тексты обзоров литературы, схемы книжных выставок и т.п.). Детали подготовки и проведения массовых мероприятий уточняются в беседах с библиотекарями и читателями.
Методист знакомится с деятельностью клубов и объединений по интересам при библиотеке, присутствует на их занятиях и заседаниях, беседует с руководителями и участниками.
Обследуется так же деятельность читательского совета (его планы, протоколы заседаний). Методист беседует с активистами библиотеки, консультирует их по вопросам помощи библиотеке и общественного контроля за ее деятельностью. Одновременно с изучением деятельности актива методист интересуется тем, как библиотека работает с активом, привлекает его к помощи библиотеке, инструктирует, поощряет и т.д.
Если библиотека является методическим центром, то изучается, как она оказывает методическую помощь библиотекам. При этом знакомятся не только с методической документацией (планы методической помощи, методические материалы, справки о посещениях библиотек, учебные планы и программы повышения квалификации библиотекарей и т.п.), но и обязательно посещают несколько библиотек или филиалов, которым данная центральная библиотека оказывает методическую помощь.
Методист стремится посетить отдельные мероприятия по повышению квалификации (курсы, семинары, школы передового опыта) и, как правило, не только присутствуют на занятиях, но и принимают участие в их проведении.
Обследуется и состояние организации управления библиотекой и прежде всего работа с кадрами: наличие и качество должностных инструкций, планирование и
нормирование библиотечного труда наличие организационно-распорядительной документации и i и Методист знакомится с составом кадров библиотекарей (по образованию, стажу и т.п.), изучает причины сменяемости.
Особое внимание уделяется тому, как библиотекари повышают свой профессиональный и образовательный уровень. Методист изучает учебные планы производственной учебы, присутствует на занятиях и принимает участие в их проведении. Профессиональный и общеобразовательный уровень библиотекарей уточняется в ходе бесед с ними, которые должны носить непринужденный характер и не превращаться в экзамен для библиотекаря. Вообще в ходе общения с библиотекарями методист должен проявлять максимум доброжелательности и такта.
Методист выявляет также, как обследуемая библиотека взаимодействует с другими библиотеками, учреждениями культуры, общественными организациями, органами НТИ и т.д. В этих целях методист изучает координационные планы, беседует с директором библиотеки и руководителями структурных подразделений. В необходимых случаях вместе с директором обследуемой библиотеки посещает те библиотеки, учреждения и организации, с которыми библиотека не имеет взаимосвязей, или с которыми эти взаимосвязи необходимо укрепить.
При посещении библиотеки методист не только обследует библиотеку, но и оказывает ей консультативную и практическую помощь. Однако такая помощь не должна заключаться в стремлении что-то сделать за библиотекаря Основная задача помощи — научить библиотекаря передовым методам работы.
Собранный при обследовании фактический материал подвергается анализу и оценке, на основе которых делаются выводы об уровне работы библиотеки, об успехах и недостатках ее деятельности.
Итоги обследования отражаются в справке. В ней указывается тема и сроки проведения обследования, перечисляются посещенные библиотеки, указываются лица, принявшие участие в обследовании.
Далее в справке рассказывается о том положительном, что имеется в практике обследованной библиотеки. При этом особое внимание обращается на новшества, выявленные в ее деятельности; отмечаются существенные недостатки (если они обнаружены); анализируются их причины и способы устранения. В справке перечисляется также работа, проведенная методистом во время посещения библиотеки (доклады, консультации, практическая помощь и т.п.).
В заключение дается общая оценка деятельности библиотеки и предложения по улучшению ее работы. Предложения следует давать конкретные, с указанием реальных сроков проведения той или иной работы.
Справка об обследовании передается директору библиотеки. Один экземпляр справки хранится в методическом отделе библиотеки, осуществлявшей обследование. Методический отдел собирает и хранит справки и другие материалы посещений библиотек независимо от того, каким отделом библиотеки — методического центра было осуществлено обследование.
Итоги обследования обсуждаются на производственном совещании коллектива обследованной библиотеки, или на совете при директоре, а также на заседании читательского совета. С его результатами знакомят учредителя, в ведении которого находится обследованная библиотека.
Накоплению опыта обследования библиотек способствует обсуждение его результатов в методическом отделе,
в ходе которого должен проводиться ЮТМЬНЫЙ разбор методики обследования. В дальнейшем меТОДЖЯ обязан систематически поддерживать контакты с обследованной библиотекой, помогать ей советами.
Несмотря на то, что обследования являются одной из основных форм методической помощи библиотекам, библиотекарями приезд методиста в библиотеку зачастую оценивается довольно низко по сравнению с другими формами методической помощи.
Причины такого отношения заключаются в том, что оценки библиотекарей отражают объективно существующее противоречие между тем, что хочет библиотекарь получить при посещении библиотеки методистом, и тем, что дает ему методист. Библиотекари видят наибольшую ценность посещения библиотеки методистом в информации о новом в библиотечном деле и оказании практической помощи.
Поэтому не следует забывать, что основной целью обследования является не проверка, а анализ деятельности библиотеки, на основе которого и устанавливается, в какой конкретной методической помощи она нуждается. На этой основе разрабатываются методические пособия и рекомендации, осуществляется повышение квалификации библиотекарей.
Восходящий от библиотек поток информации, выявленные сведения об их работе кумулируются в информационной базе методического мониторинга, в информационно-поисковом аппарате, позволяющем оперативно вводить и извлекать необходимые данные.
Для методической практики важными являются проблемы:
— создания информационной базы методического мониторинга, т. е. путей получения сведений по интересующим методистов вопросам;
— кумулирование этих сведений в методическом центре;
— построение поискового аппарата, позволяющего оперативно вводить и извлекать из системы необходимые данные.
Решение этих проблем требует создания автоматизированной базы данных, включающей как "электронное досье" на каждую библиотеку (ее реквизиты; статистические данные о ее деятельности; сведения о кадрах; фактографические данные о ее работе и нововведениях и т.п.), так и постоянно пополняемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактографические и библиографические сведения о новшествах и их распространении в библиотеках.
Идеальным является создание такой ИПС, которая объединяет сведения о всех объектах такого мониторинга, что позволит следить за всеми параметрами библиотечной системы и изменениями в ней для принятия как оперативных, так и прогнозных методических решений
В основе принятия таких решений лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ развития и состояния деятельности как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. На этой основе осуществляется методическое влияние на работу библиотек в целях методического обеспечения их деятельности, разработка методических рекомендаций, оперативная консультационно-методическая помощь библиотекам и т.д.
Библиотеки — методические центры осуществляют анализ как на основе непосредственного ознакомления с работой библиотек и библиотечных сетей, так и косвенным путем через изучение отчетных, плановых, информационных и других документов библиотек.
Анализ деятельности библиотек и библиотечных систем позволяет оценить уровень их работы, выявить положительные
и негативные стороны деятельности, наметить пути ликвидации недостатков и улучшения работы
Аналитическая деятельность методических центров служит предпосылкой для повышения их организующей роли и научного уровня работы, принятия наиболее оптимальных решений и выработки перспектив дальнейшего совершенствования библиотечного дела. Результаты анализа используются в перспективном планировании методического обеспечения деятельности библиотек, в подготовке для библиотек различных методических пособий и рекомендаций, в мероприятиях по повышению квалификации библиотечных кадров.
Анализ библиотечной практики включает:
— выявление существенного и типичного в собранном фактическом материале о деятельности библиотек;
— установление места каждого факта в общей системе библиотечной практики;
— сравнение фактов для установления связей между явлениями.
Главная задача анализа — выделить из массы собранного фактического материала о деятельности библиотек действительно передовое, достойное распространения. Анализ должен привести к обобщенным выводам о ценности опыта библиотеки, к практическим рекомендациям по применению этого опыта в работе библиотек. Наряду с этим в анализе большое место занимает выявление конкретных недостатков библиотечной практики.
Анализ библиотечной практики - это анализ всей работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности.
При анализе содержания работы основное внимание направляется на активный характер деятельности библиотек, на связь их работы с жизнью, на место работы по изучаемой теме в общем комплексе деятельности библиотеки.
Содержание работы библиотек находит свое выражение в тематике их деятельности. Поэтому анализ содержания — это прежде всего анализ тех тем и вопросов, которые нашли отражение в практической деятельности библиотек
Однако тематика сама по себе, как бы полно она не отвечала задачам, стоящим перед библиотекой, еще не определяет качества ее работы. Тематика отражается во всем комплексе деятельности библиотеки, в применении ею разнообразных методов и рациональных организационных форм работы. Поэтому при анализе библиотечной практики важно не только проанализировать тематику работы библиотеки, но и пути, которыми она осуществлялась в ее деятельности.
Анализ методов имеет своей целью выявить, в каких конкретно формах выражается работа библиотеки, какими путями она решает поставленные задачи, раскрыть систему ее работы. При этом важно выявить особенности изучаемой библиотеки, своеобразие применения в ее практике различных форм и методов.
Важнейшее место в анализе библиотечной практики занимает анализ результатов работы, так как только на его основе можно делать обобщающие выводы о том, является ли данный опыт передовым, заслуживающим распространения по всей сети библиотек. При этом важно установить связь между изменениями, внесенными в практику библиотеки, и достигнутыми результатами.
В изучении библиотечной практики используется сочетание методов количественного и качественного анализа.
Количественный анализ библиотечной практики опирается на методы, выработанные библиотечной статистикой. Многообразная деятельность библиотеки выражается в различных числовых показателях (абсолютных, относительных, средних), характеризующих библиотеку как с количественной, так и с качественной стороны. Эти показатели неравноценны по своему объему и содержанию, а, следовательно, и по значению, для анализа библиотечной практики. Одни из них регистрируют отдельные факты работы библиотеки. Другие отражают работу библиотеки за длительный период, обобщают массу отдельных фактов.
Статистика, анализируя обобщающие показатели, устанавливает связи и зависимости изучаемых явлений библиотечной практики и таким образом отражает тенденции ее развития. На фоне средних статистических величин легко сопоставлять факты, легко увидеть новое и передовое, редкое и распространенное. Следуя статистическим правилам, можно с достоверностью говорить на основе выборочного изучения фактов о всей их совокупности.
Количественный анализ работы библиотеки должен не только сравнивать однотипные обобщающие показатели с плановыми, раскрывать их динамику, но и показывать взаимосвязь различных обобщающих показателей, их влияние друг на друга. При анализе библиотечной практики необходимо абсолютные, относительные и средние величины рассматривать в сочетании, т. е. сравнивать одни величины с другими; выводы, полученные на основе анализа одних величин, проверять выводами, полученными с помощью других величин. Только при этом условии можно дать объективную оценку деятельности библиотеки, сделать обобщенные выводы, которые и являются результатом количественного анализа.
Количественный анализ деятельности библиотеки дает возможность сделать обобщенные выводы об объеме и содержании ее работы, о достигнутых результатах, установить связь между явлениями в библиотечной практике. Он позволяет выявить передовые библиотеки, добившиеся наилучших результатов в своей деятельности. Однако при анализе библиотечной практики мы не можем ограничиваться только количественным анализом деятельности библиотек. Это относится к анализу как методов библиотечной практики, так и достигнутых результатов.
Изучение явлений библиотечной практики состоит прежде всего в выявлении их качественной природы. Если бы мы всегда оперировали только обобщающими показателями для всего изучаемого процесса в целом, то многие индивидуальные факты, имеющие особо прогрессивное значение, остались бы незамеченными. Отклонения, выходящие за рамки "статистического среднего", свидетельствуют, как правило, о появлении нового. Для изучения этих качественно новых явлений необходимы не только количественно-статистические, но и соответствующие качественные методы.
Совершенно недостаточен количественный анализ и при определении результатов деятельности библиотеки. Ее работу нельзя оценивать только по количеству выданных книг или проведенных массовых мероприятий. Количественные показатели, отвечая на вопрос, что сделано, что достигнуто, не могут дать ответа на другой, на менее важный вопрос — как это достигнуто. Поэтому количественный анализ может дать правильные объективные выводы только в том случае, если он сочетается с тщательным и всесторонним качественным анализом.
Качественный анализ дает возможность оценить как совокупность фактов деятельности библиотеки, так и
отдельный, индивидуальный факт, отражающий новое в библиотечной практике. Его задача - ра юбраться в массе накопленных фактов, отделить основное, существенное от случайного и малозначимого; выделить конкретное, своеобразное в работе библиотеки. Важнейшей задачей качественного анализа является объяснение фактов библиотечной практики, раскрытие их значения.
Сложность объяснения фактов библиотечной практики связана с многогранностью ее явлений. Этим обусловливается необходимость применения совокупности качественно различных методов анализа в зависимости от цели и объекта изучения.
Большое значение в анализе библиотечной практики имеет структурно-функциональный анализ. В нем объект изучения рассматривается как система, соответственно расчлененная на составные части, причем определяются функции каждой. Так при изучении практики проведения читательских конференций анализируются отдельные элементы подготовки и проведения этого массового мероприятия, их место и значение для читательской конференции в целом.
Большое значение имеет анализ по аналогии, т.е. сравнение сходных по характеру или происхождению фактов деятельности библиотек. Такое сравнение может быть проведено как на фактическом материале о деятельности одной библиотеки, так и на собранном из практики ряда библиотек. Посредством этого метода устанавливается сходство или различие изучаемых явлений, их соответствие выдвинутым теоретическим положениям и методическим рекомендациям. Например, в приведенном примере путем анализа по аналогии сравниваются между собой отдельные читательские конференции, устанавливаются те общие элементы, из которых они состоят, определяются существенные различия.
Важное значение имеет также причинно-следственный анализ. Он позволяет раскрыть взаимодействие фактов, показать, как один факт(причина) влияет на другой факт (следствие). В нашем примере такой анализ поможет выяснить, как применение тех или иных методов подготовки и проведения читательской конференции отразилось на ее результатах.
Применение различных методов качественного анализа для объяснения фактов библиотечной практики позволяет всесторонне рассмотреть явления практики и оценить их Методы количественного и качественного анализа тесно связаны между собой, взаимно обусловливают друг друга. Как невозможно только по числовым показателям дать обоснованную оценку качества деятельности библиотеки, так нельзя по отдельным фактам или даже их совокупности, без количественного анализа, дать обобщенные выводы о работе библиотеки. Количественный и качественный анализ — это две стороны единого процесса анализа библиотечной практики. Важным этапом анализа библиотечной практики является систематизация фактического материала. Она предполагает известную упорядоченность ряда фактов, их группировку по тем вопросам, по которым осуществлялся анализ.
Одним из средств такого перехода от непосредственных данных анализа к их систематизации являются статистические методы обработки. Применение их к более или менее значительному ряду фактов, выявленных в процессе анализа, позволяет получить вместо множества единичных фактов обобщенный факт. Итоги такого подсчета отражаются в статистических сводках, диаграммах и графиках и служат основой для последующего анализа.
Статистические сводки ежегодно составляются методическими центрами в целях количественной и качественной характеристики деятельности библиотек на обслуживаемой территории на основе статистических отчетов библиотек. Все итоги отражаются в сводках, как правило, в сравнительных числовых показателях (в сравнении с планом, с прошлым годом и т.д.). При этом используются как абсолютные, так и средние и относительные показатели, которые даются, как правило, по каждой библиотеке и итоговые по сети библиотек.
Статистические сводки включают и текстовую часть (объяснительную записку), в которой анализируются и оцениваются количественные показатели и их динамика, даются конкретные предложения, адресованные библиотекам.
Другим итогом аналитической деятельности являются ежегодно составляемые заключения по отчетам и планам библиотек. Заключение дается на отчет и план конкретной библиотеки или ее структурного подразделения (филиала).
Составляя заключение по плану и отчету, методист анализирует, насколько правильно и конкретно определены задачи библиотеки на текущий год, как они выполнены, какими мероприятиями обеспечена их реализация, какова эффективность работы библиотеки, какие существенные недостатки имеются в ее деятельности, насколько удачно по форме составлен план или отчет. В конце заключения даются предложения, направленные на совершенствование деятельности библиотеки.