Краеведческая деятельность библиотек

8.1. Реализация краеведческих проектов, в том числе корпоративных.

8.2. Анализ формирования и использования фондов краеведческих документов и местных изданий (движение фонда, источники поступлений, выдача).

8.3. Формирование краеведческих баз данных и электронных библиотек.

8.4. Основные направления краеведческой деятельности – по тематике (историческое, литературное, экологическое и др.) и формам работы.

8.5. Выпуск краеведческих изданий.

8.6. Раскрытие и продвижение краеведческих фондов, в том числе создание виртуальных выставок и музеев.

8.7. Создание в муниципальных библиотеках историко-краеведческих мини-музеев, краеведческих и этнографических комнат и уголков и т.п.

8.8. Краткие выводы по разделу. Перспективные направления развития краеведческой деятельности в регионе.

Автоматизация библиотечных процессов

9.1. Состояние компьютерного парка муниципальных библиотек, библиотек – структурных подразделений организаций культурно-досугового типа и иных организаций, оказывающих библиотечные услуги населению. Наличие локальной вычислительной сети и высокоскоростных линий доступа в Интернет. Динамика за три года в целом по региону на основе форм государственной статистической отчетности 6-НК и 7-НК:

- число персональных компьютеров;

- число персональных компьютеров для пользователей;

- число муниципальных библиотек, имеющих доступ в Интернет, в том числе с устройства пользователя;

- число единиц копировально-множительной техники;

из них:

- число техники для пользователей;

- число техники для оцифровки фонда.

9.2. Анализ состояния автоматизации библиотечных процессов в библиотеках, находящихся в составе библиотечной сети, а также в библиотеках – структурных подразделениях организаций культурно-досугового типа (если таковые имеются).

9.3. Общие выводы о проблемах технологического развития муниципальных библиотек и библиотек – структурных подразделений организаций культурно-досугового типа в области внедрения информационных систем в работу с пользователями и внутренние технологические процессы.

Организационно-методическая деятельность

10.1. Характеристика функционирования системы методического сопровождения деятельности поселенческих библиотек со стороны библиотек (районных, городских и межпоселенческих), наделенных статусом центральной (ЦБ).

- нормативно-правовое обеспечение методической деятельности в разрезе муниципальных образований. Отражение методических услуг/работ в Уставах ЦБ. Перечень наименований муниципальных методических работ/услуг, включенных в муниципальные задания ЦБ.

10.2. Виды и формы методических услуг/работ, выполненных ЦБ: для учредителей муниципальных библиотек, для ЦБ РФ и для муниципальных библиотек, культурно-досуговых учреждений и иных организаций, предоставляющих библиотечные услуги населению

- количество индивидуальных и групповых консультаций, в т.ч. проведенных дистанционно; 9

- количество подготовленных информационно-методических материалов в печатном и электронном виде, включая годовой аналитический отчет о деятельности библиотек муниципального района (городского округа, городской территории города федерального значения);

- количество организованных совещаний, круглых столов и др. профессиональных встреч, в т.ч. в сетевом режиме;

- количество проведенных обучающих мероприятий, в т.ч. дистанционно;

- количество выездов в библиотеки с целью оказания методической помощи, изучения опыта работы;

- мониторинги (количество, тематика, итоги).

10.3. Кадровое обеспечение методической деятельности в разрезе региона (наличие должности методиста по библиотечной работе в штатном расписании ЦБ или иной организации).

10.4. Повышение квалификации библиотечных специалистов.

10.5. Профессиональные конкурсы.

10.6. Публикации в профессиональных изданиях.

10.7. Краткие выводы по разделу. Приоритеты развития методической деятельности ЦБ муниципальных образований.

Библиотечные кадры

11.1. Изменения в кадровой ситуации в библиотечной сфере, обусловленные реализацией правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней (Указа Президента РФ № 597, федеральных и региональных «дорожных карт» и др).

11.2. Общая характеристика персонала муниципальных библиотек, библиотек – структурных подразделений организаций культурно-досугового типа и иных организаций, оказывающих библиотечные услуги населению. Динамика за три года (на основе суммарных данных по 6-НК и 7-НК):

- штатная численность библиотечных работников;

- число библиотекарей, работающих на неполную ставку;

- число библиотечных работников, имеющих подготовку по использованию ИКТ;

- состав специалистов по образованию;

- состав специалистов по профессиональному стажу;

- состав специалистов по возрасту.

11.3. Оплата труда. Средняя месячная заработная плата работников библиотек в сравнении со средней месячной зарплатой в регионе. Динамика за три года по региону в целом и в разрезе муниципальных образований.

11.4. Краткие выводы. Проблемы обеспечения муниципальных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров.

Наши рекомендации