Актуальность, степень изученности и научной разработанности темы исследования
Методологический аппарат научного исследования
Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.
Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам.
При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.
На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования. Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.
На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие - выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.
На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема – это возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. При обосновании актуальности выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать.
На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования.
Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности.
Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется место собственного исследования в конкретной области знаний.
Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рис. 2.1.
Рис. 2.1.Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности
При обосновании актуальности и описании степени изученности и научной разработанности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в таблице 2.1
Таблица 2.1. Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования и описании степени её степени изученности и научной разработанности | |
Группа | Примеры |
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования | · Отсутствие отработанных методик (подходов, концепций) ... препятствует эффективному принятию решений в области…., что определяет необходимость разработки (подготовки, проведения)..... · Анализ практического опыта проведения ИТ-проектов... выявил наличие таких проблем, как….Это обуславливает целесообразность разработки (подготовки, проведения)..... · Многочисленные исследования... показали, что одной из основных проблем в области… является…., поэтому необходимо.... · Необходимость создания (подготовки, разработки).... обусловлена отсутствием.... · При проведении ИТ-проектов…. существует ряд трудностей, поэтому … · Выявленная проблема … ещё не решена. · Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: 1. ... 2. ... 3. ... · Необходимость проведения исследования на выбранную тему обусловлена…. · Для решения проблемы… необходимо… , что определяет актуальность темы исследования |
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при описании степени изученности и научной разработанности темы | · Основополагающие научные разработки в области … представлены трудами авторов … · Вопросы... подробно освещены в работах авторов… · В работах …. отмечается (обосновывается), что… · В работах … вопросы… рассматриваются без учета… · В работах … указывается, что… , таким образом, можно сделать вывод… · При решении проблемы … авторы … приходят к общим выводам .... · По вопросам … есть различные мнения. Автор …..считает, что… В то же время автор…. отмечает, что… · В работах авторов… рассматриваются подходы к решению проблемы… Вопросам… уделяется незначительное внимание. · Рассматривая проблему… , авторы не затрагивают вопросы… · В научных трудах и практических рекомендациях не нашли отражения вопросы (проблемы)… , поэтому существует потребность в подготовке (разработке, создании)… · В настоящее время вопросы…. мало освещены в теоретических исследованиях и/или практических разработках, что определяет необходимость проведения исследований в области… |
Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при обосновании актуальности темы исследования и описании степени её изученности, приведены в таблице 2.2.