Организация обучения информатике. Урок как основная форма обучения информатики
I.Характеристика классно урочной системы:
1.постоянный состав уч-ся;
2.строго определенное содержание обучения;
3.определенное расписание учебных занятий;
4.сочетание индивидуальной и коллективной формы работы;
5.ведущая роль учителя;
6.оптимизация контроля знаний и сист. проверка.
II.Классификация уроков:
1.По дидактическим целям:
a.Урок сообщения новых знаний;
b.Урок развития и закрепления ЗУН;
c.Урок контроля проверки ЗУН;
d.Урок систематизации знаний.
2.По способу проведения:
a.Школьная лекция;
b.Урок беседа, игра;
c.Урок решения задач(лабораторная работа);
d.Контрольная работа и зачет;
e.Нетрадиционные формы.
3.По методам применяемым на уроках:
a.Репродуктивный;
b.Продуктивный(объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемной ситуации; эвристический; исследовательский).
III.Урок информатики: спаренный урок раз в неделю. Структура урока: актуализация знаний, фронтальный опрос.
IV.Основные этапы урока:
1.Постановка цели;
2.Ознакомление с новым материалом;
3.Закрепление на двух уровнях(воспроизведение, творческое применение и добыв. знаний);
4.Проверка;
5.Систематизация и обобщение.
Эти этапы могут присутствовать в другом порядке. Может быть произведено более поэтапное разбиение.
V.Требования:
1.целенаправленность;
Цель – это гл. элемент отбора содержания и информации к уроку.
Отбор материала должен быть оптимальным для достижения цели.
2.рациональное построение содержания.
Все должно работать на достижение цели. Логика в изложении материала. логика в отборе упражнений.
3.оптимальный выбор средств, методов и приемов.
Метод зависит от целей, от особенностей содержания материала, от оснащенности урока(аппаратные и программ. средства), от затраченного времени на получение результата, от эргономических особенностей класса, особенностей учителя.
4.разнообразие форм организации учебной деятельности.
VI.Подготовка учителем урока.
1.подготовка к учебному процессу в целом.
Решение организационных вопросов(сколько уроков будет, будут они спарены или нет), изучение программ, отбор материала, осн. тематики на основе приоритетных целей. Исследование изучения ПО. Календарно тематическое планирование.
2.подготовка учителя к уроку:
Конспект урока:
a.Тема урока;
b.Цели урока(образовательная – знания какие хотим дать, воспитательная, развивающие цели – формирование ЗУН);
c.Оборудование (компьютер, ПО);
d.План урока с указанием времени;
e.Ход урока. В ходе урока выделяют сказанное учителем и то, что следует записать на доске, выделить вопросы к ученикам. Система упражнений для разбора в классе. Перечень задач на самостоятельное решение. Отразить все варианты письменной работы.
f.Итоги урока.
3.план комплексного методического анализа.
a.Реконструкция целей урока и их оценка достижения.
b.Научный уровень содержания отобранного для урока материала.
c.Соответствие материала урока и логики построения урока целям урока.
d.Методы обучения на уроке.
e.Деятельность учителя и учащихся на уроке.
f.Формирование учебных навыков и степень успешности.
g.Психологический аспект урока.
h.Гигиенический аспект урока.
i.Личная оценка мнений на уроке.
19. Методика изучения темы «Этапы решения задач на ЭВМ»
ЦЕЛИ: 1.Продемонстрировать универсальный подход к решению задач из конкретных областей с помощью ЭВМ
2.Научить применять подход на практике
МЕСТО В КУРСЕ(3варианта)
1.тема открывает раздел алгоритмизации
2. тема закрывает раздел алгоритмизации
3. тема изучается в разделе информационные технологии
1.Мотивация: Для практического решения задач необходимо знать как это делается.
Содержание: Построить цепочку решения задач. Реальная задача…Информационная модель…Алгоритм…Программа…Результат…отладка
Модель упрощает объект или явление, сохраняя его существенные св-ва. Информационная модель заменяет данные об объекте информацией.
1 шаг: Определить существенные и не существенные св-ва.
2 шаг: Выделить характеристики и явления значимые с очки зрения задачи
3 шаг: Определить что является результатом его ограничения
4 шаг: Определить связь между данными и результатом. Если эта связь выражена на языке математики, то говорят о математической модели.
5 шаг: Определить метод достижения результата.
После этого показать пример с построением модели. Определение алгоритма. Продемонстрировать работу программы. Закрепление(самостоятельная задача на один из шагов) Поработать с демонстрационной задачей.
Методы:Беседа, объяснение, самостоятельная работа с прогой. Контроль: дать на дом задачи
2. Мотивация: Задача с неочивидными исходными данными и результатами, большая
Содержание:
1.Этап: Постановка и формулировка задачи
2 Этап: Составление алготитма
3 Этап: Детализация алгоритма
4 Этап: Составление проги
5 Этап: Ввод проги
6 Этап: Пробный запуск
7 Этап: Отладка
8 Этап: Тестирование
9 Этап: Получение и анализ результата
10 Этап: Документирование программы
После этого предлагаем задачу и решаем(не сложная но со всеми этапами). Задача на дискете с ошибкой
Методы:школьная лекция,самостоятельная работа. Контроль: защита контрольной задачи
3.После составленияалгоритма, необязательно составлять программу, а можно воспользоваться информационными технологиями.