Структура информационной системы
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
Системы классифицируются по происхождению и по типу связи с окружающей средой.
Классификации систем по происхождению.
Естественные (природные):
— неорганические;
— биологические;
— экологические и др.
Искусственные:
— материальные;
— абстрактные;
— абстрактно-материальные.
Смешанные:
— социально-технологические;
— организационно-технические;
— социально-экономические и др.
Классификация систем по типу связи с окружающей средой.
Закрытые системы:
— замкнутые системы, способные к частичному взаимодействию со средой;
— изолированные системы, в которых взаимообмен со средой невозможен.
Открытые системы — находятся в постоянном взаимодействии со средой.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
8. Информация — это совокупность знаний, получаемых от различных источников с помощью знаков и сигналов.
Информация отражает мир предметов и явлений, играя тем самым немаловажную роль в существовании и развитии человека. Она характеризуется ясностью, полнотой, достоверностью и актуальностью.
Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, реализующих информационные процессы с целью поиска, обработки, хранения, распространения, передачи и представления информации, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи.
Информационные системы способствуют осуществлению различных видов деятельности. Так, внедрение информационной системы необходимо для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Это осуществляется посредством обращения информации, применения новых методов управления с использованием компьютерных технологий, средств телекоммуникаций, глобальных и локальных сетей и других достижений информационной эпохи.
Внедрение информационных систем началось в 1950-е гг. Их применение было обусловлено необходимостью обработки счетов, расчета заработной платы, для чего использовались электромеханические бухгалтерские счетные машины. Это способствовало некоторому сокращению затрат и времени на обработку бумажных документов.
Развитие информационных систем начинается в 1960-х гг. В это время начинается освоение компьютерных технологий. С их помощью информационные системы стали внедряться в сферах управления и контроля. Основной задачей систем являлось ускорение процесса принятия решений.
С конца 1980-х гг. меняется концепция использования информационных систем. Информация представляется как стратегия существования той или иной организации, поэтому приоритетным становится применение информационных систем в стратегическом планировании.
Информационные системы сегодня играют роль глобального источника информации и используются во всех отраслях и в любых организациях для создания новых видов товаров и услуг, поиска новых поставщиков, потребителей и т.д. Тем самым информационные системы способствуют повышению конкурентоспособности производственных субъектов. В то же время находят свое применение автоматизированные офисы, необходимость в которых возникла с увеличением объема получаемой информации, а значит, с увеличением темпов роста производства.
СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Структура информационной системы состоит из взаимосвязанных отдельных ее частей. Эти части, которые обеспечивают систему техническими и программными средствами, информацией, организационным и правовым регулированием, называются подсистемами.
Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующую документацию, определяющую эти средства и обеспечиваемые ими технологические процессы. Комплекс технических средств состоит из компьютеров, устройств сбора, обработки и передачи информации.
Математическое и ПО представляет собой совокупность алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также для нормального функционирования комплекса технических средств.
К программному обеспечению относятся:
общесистемное ПО или совокупность программ, предназначенных для решения типовых задач;
специальное ПО, рассчитанное на конкретную систему;
техническая документация (план алгоритмизации, экономико-математическая модель задач).
Информационное обеспечение включает совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методологию построения баз данных.
Организационное обеспечение является совокупностью методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение призвано выполнять следующие функции: анализ системы управления, существующей на предприятии в данный момент, и выявление потребностей предприятия в автоматизации; определение эффективности информационной системы.
Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, определяющих юридический статус и нормы функционирования информационных систем. Оно регламентирует порядок получения, преобразования и использования информации.
Правовое обеспечение состоит из законов, указов, постановлений органов власти, приказов, инструкций и других нормативных документов.