Еще раз о цифровой централи
Необходимость более всего стимулирует изобретательность. «Эппл» начала писать приложения для «ОС Икс» лишь потому, что этого не хотели делать другие компании, и в результате это сослужило очень хорошую службу.
В 2000 году «Ай-Мак» был основным продуктом «Эппл», но попытки Джобса убедить разработчиков писать программы для «ОС Икс» оставались в основном безуспешными.
Договор с Биллом Гейтсом гарантировал, что «Майкрософт» выпустит для «ОС Икс» новую версию «Офис» и «Интернет эксплорер». Но «Адоб», один из крупнейших производителей программного обеспечения для «Мак», категорически отказался переписывать свои программы под новую операционную систему.
Как заявил Джобс журналу «Форчун»: «Они просто категорически отказались. Мы были шокированы, потому что раньше они поддерживали „Мак“. Но мы решили — хорошо, раз никто не хочет нам помогать, мы все сделаем сами».
В то же время потребители начали покупать все больше устройств, совместимых с компьютером — «Палм пайлот» и цифровые камеры, — но, по мнению Джобса, хороших программ для работы с фотографиями или видео не существовало ни для «Мак», ни для «Виндоуз».
Джобс решил, что если «Эппл» сможет создать приложения для этих устройств, например, позволяющие легко редактировать отснятые ролики, пользователи будут покупать для этого «Мак» и синхронизировать с ним мобильные телефоны. «Мак» станет домашней цифровой централью, коммутирующей все цифровые устройства.
Как говорилось в главе 6, Джобс объявил на «Макуорлд» 2001 года о наступлении третьей эры ПК, «порожденной повсеместным распространением цифровых технологий: CD-плейеров, MP-плейеров, мобильных телефонов, карманных органайзеров, цифровых камер и многого другого. Мы уверены, что „Мак“ может быть центром этого нового цифрового стиля жизни, повышая значимость всех цифровых устройств».
Концепция цифровой централи пришла на замену традиционной стратегии «неотразимых предложений/приложений», в течение длительного времени предопределявшей технологический бизнес. Пользователи редко покупают компьютеры лишь ради «железа», их больше интересуют программы, способные на них работать. Эксклюзивного «неотразимого приложения» обычно бывает достаточно, чтобы гарантировать успех компьютера. «Эппл-II» стала сенсацией благодаря первой динамической таблице «ВизиКальк». Игровая приставка «Нинтендо» завоевала популярность благодаря игре «Марио бразерс». А продажи «Мак» пошли в гору только после того, как «Адоб» выпустил «ПостСкрипт» — стандартный язык для документов и принтеров, революционировавший в настольные издательские системы.
Стратегия цифровой централи Джобса имела переменный успех. Появившиеся приложения, такие как айфото, аймуви и «Гараж-бэнд», получили высокую оценку критиков, и некоторые считают их лучшими на рынке. Но сами по себе они не смогли привлечь большого количества новых пользователей на «Мак». «Неотразимыми приложениями» они не стали.
Тем не менее как корпоративная стратегия идея цифровой централи была (и продолжает быть) феноменально успешной.
Хотя большинство наблюдателей, сравнивающих «Эппл» и «Майкрософт», не видели ничего, кроме традиционной борьбы за рынок, Джобс фокусировал внимание на потребителях и вовремя заметил приближение цифровой революции в сфере развлечений. Компьютеры становились ключевой технологией цифрового образа жизни, а не просто ключевой технологией работы. Идея цифровой централи вдохновила создание программных продуктов, ставших эквивалентом «Офис» от «Майкрософт». И как отмечалось, она дала импульс разработке айпод, айтюнс и невероятно успешных магазинов «Эппл-стор».