Основные модели электронного бизнеса и коммерции
Новый рынок основан на применении современных информационных технологий и ориентирован на оперативное взаимодействие с потребителем (в режиме онлайн).
Сегодня основными моделями ведения электронного бизнеса в Интернет являются схемы В2С и В2В
Схема «бизнес-потребитель» В2С (Business-to-Consumer) представляет собой розничную продажу товаров и услуг частным лицам через Интернет. К системам В2С относятся Web-витрины, Интернет-магазины, торговые Интернет-системы.
Схема «бизнес-бизнес» В2В (Business-to-Business) включает в себя все уровни электронного взаимодействия на уровне компаний с использованием специальных технологий и стандартов электронного обмена данными. Через виртуальные площадки В2В предприятия и компании получают возможность обмениваться информацией, находить новых партнеров и поставщиков и проводить торговые операции. К системам В2В относятся, в частности, Интернет-биржи.
Получила определенное развитие схема бизнес-отношений «равный-равный» Р2Р (Peer-to-Peer или Partner-to-Partner). Она предполагает бизнес-отношения в Интернет между партнерами, находящимися в равном положении. Основу схемы Р2Р составляют Интернет-аукционы. Начинают развиваться и другие модели ведения бизнеса в Интернет.
Схема B2C
С коммерческой точки зрения схема «бизнес-потребитель» В2С представляется наиболее перспективным направлением электронной коммерции, так как основу его составляет электронная розничная торговля. Розничные продажи через Интернет являются быстро развивающимся сектором экономики и составляют значительную долю рынка электронной коммерции. Занимая в настоящее время пока лишь 5% от всего объема интернет-сделок, потребительный сектор электронной коммерции активно развивается.
К системам В2С относятся:
- Web-витрины - оформленные средствами Web-дизайна прайс-листы торговых компаний;
- Интернет-магазины, которые, как правило, содержат кроме витрины всю необходимую бизнес-инфраструктуру для управления процессом электронной торговли через Интернет;
- торговые Интернет- системы (ТИС), представляющие собой Интернет-магазины, back-office (внутренняя система предприятия) которых полностью интегрирован с торговыми бизнес-процессами компании.
Хотя во всех трех случаях осуществляется продажа через Интернет, однако каждый вариант системы имеет разную степень автоматизации торгового процесса. В зависимости от сложности системы обслуживание покупателей находится на разном уровне, различны и затраты на ведение торговли.
Web-витрины представляют собой относительно недорогие и достаточно простые в реализации сайты. С технической точки зрения Web-витрина - это совокупность каталога, системы навигации и оформления заказа (с последующей передачей менеджеру для дальнейшей обработки), то есть при помощи Web-витрины организовывается торговля на заказ.
На таком сайте выставляется список товаров (прайс-лист) определенной компании в виде онлайнового каталога. Через Web-витрину можно сделать заказ товаров, а иногда осуществляется и выставление счета, однако на этом функции собственно электронной системы заканчиваются, далее с клиентом начинает работать менеджер по продажам.
Следует заметить, что рентабельность Web-витрины мало отличается от рентабельности обычных методов ведения торговли.
Интенет-магазины. Информационная технология электронного Интернет-магазина позволяет потенциальному покупателю, имеющему доступ в Интернет, не выходя из дома, ознакомиться с ассортиментом товаров и услуг различных фирм, получить информацию об их качестве и стоимости, осуществить оплату по Интернет и сделать покупку с доставкой на дом. Организация торгового процесса с помощью Интернет- магазина больше подходит для торговой компании, которая хочет реально контролировать весь процесс электронной торговли и маркетинг и стремится уменьшить операционные издержки.
В общем случае основными функциями Интернет-магазина являются: информационное обслуживание покупателя, обработка заказов, проведение платежей, а также сбор и анализ различной статистической.
Защиту личной информации покупателя необходимо обеспечить при его регистрации в Интенет-магазине и при оплате оформленного заказа в онлайновом режиме в выбранной электронной платежной системе.
После получения и обработки запроса торговая система осуществляет автоматическую обработку поступающих заказов - резервирует товар на складе, контролирует оплату и доставку товара.
Для функционирования Интернет-магазина необходим следующий минимум компонентов:
- Web-сервер - распределяет поступающие запросы, проводит разграничение доступа;
- сервер приложений - управляет работой всей системы, в частности бизнес-логикой Интернет-магазина;
- СУБД - осуществляет хранение и обработку данных о товарах, клиентах, счетах и т.п.
К этому комплексу подключаются платежные системы, а в некоторых случаях и системы доставки (рис. 1.). Для полной интеграции с бизнес-процессами компании может быть организован шлюз для электронной передачи данных между Интернет-магазином и внутренней системой автоматизации документооборота.
Рис. 1 Управление Интернет- магазином
В отличие от Web-витрин, в Интернет- магазине менеджер только контролирует работу системы, проводит необходимый анализ и в случае необходимости принимает решение о переконфигурации. Системы Интернет- магазина выполняют большую часть задач, не решаемых в рамках Web-витрины. В принципе Интернет- магазин может работать и в автоматическом режиме, без какого-либо вмешательства извне: самостоятельно получать и оформлять заказ, резервировать товар на складе, генерировать счет, контролировать платеж и отправлять извещения в службу доставки, на склад, управляющему магазином и поставщикам. Именно непрерывный автоматический режим работы является характерным свойством электронного бизнеса.
Хотя затраты на программное обеспечение (ПО) и поддержание полноценного Интернет-магазина значительно больше, чем у Web-витрины, его возможности гораздо шире и рентабельность выше. Кроме того, благодаря динамической обработке информации и наличии баз данных Интернет-магазин имеет возможность работать индивидуально с каждым зарегистрировавшимся покупателем.
Торговая Интернет-система (ТИС) является высшей ступенью развития розничной Интернет-торговли. Основное отличие ТИС от Интернет-магазина заключается в интеграции торговой системы в автоматизированную корпоративную систему продавца, что позволяет оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность компании.
ТИС является наилучшим выбором для компаний-производителей, планирующих организовать прямые продажи через Интернет. В этом случае торговая Интернет-система становится тем звеном, которое объединяет информационную систему сбыта с системой планирования производства и организации поставок. Применение ТИС ведет к сокращению многих статей расходов, в том числе расходов на складирование больших запасов готовой продукции, комплектующих и т.д.
Компания, открывшая и поддерживающая работу полноценного Интернет-магазина или торговой Интернет-системы, намного привлекательнее для покупателя по сравнению с компанией, осуществляющей торговлю через простую Web-витрину.
При реализации систем электронной розничной торговли необходимо надежно обеспечить безопасность электронных сделок. Открытый характер сети Интернет приводит к тому, что передаваемая по ней информация становится доступной всем желающим. Необходимы развитые методы проверки подлинности участников деловых операций, надежные способы защиты конфиденциальности и целостности данных при проведении платежей в Интернет, юридические обоснования законности электронных сделок.
Схема B2B
Схема «бизнес-бизнес» В2В представляет электронное взаимодействие компаний друг с другом с использованием соответствующих информационных технологий и стандартов электронного обмена данными. Через специальные виртуальные площадки В2В (электронные биржи) предприятия и компании получают возможность обмениваться информацией, находить новых партнеров и поставщиков и проводить торговые операции.
Примерная схема В2В-площадки (электронной биржи) представлена на рис. 2.
Как видно из схемы, торговая В2В-площадка объединяет решения для потребителей и поставщиков в единое целое на базе централизующего Web-портала. В качестве поставщиков и потребителей могут выступать крупные, средние и малые компании.
Интерфейс Web-портала, включает в себя:
- карту сайта;
- заполняемые элементы для входа в систему (на основе идентификационного номера и пароля);
- заполняемые элементы для регистрации (в качестве покупателя, продавца или гостя);
- информацию о торговых партнерах;
- собственную начальную страницу каждого зарегистрированного участника;
- место покупателя/место поставщика - совокупность маркетинговой информации, ориентированной на покупателей/поставщиков.
Торговая В2В-площадка предоставляет комплекс разносторонних услуг:
- услуги по управлению контентом;
- транзакционные услуги;
- дополнительные услуги по поддержке бизнес-процессов.
В зависимости от конкретного типа торговой площадки создатели делают акцент на реализацию компонентов, необходимых либо потребителям, либо поставщикам.
При построении и эксплуатации В2В-площадки следует учитывать важность обеспечения информационной безопасности. Через торговую В2В-площадку проходят важные сведения, касающиеся платежных средств компании, и другая информация, имеющая стратегическое значение.
Рис. 2 Схема B2B- площадки
Решающее значение для установления доверительных отношений с бизнес-партнерами имеют проблемы информационной безопасности: обеспечение конфиденциальности, целостности и аутентичности передаваемых и обрабатываемых данных. Поэтому создателям В2В-площадки необходимо обеспечить безопасность проведения электронных платежей и передачи ценной информации. Основными задачами сферы информационной безопасности являются: создание и применение механизма гарантированной идентификации, поддержка различных форм шифрования и кодирования данных. Интернет- биржи поддерживают закупки и продажи по каталогам, планирование цепочек поставок, совместное конструирование и разработку продуктов, торговлю через аукционы и т.п. В конечном итоге Интернет-биржи способствуют оптимизации взаимодействия партнеров по бизнесу и повышают в целом эффективность бизнеса.
В целом по сравнению с В2С обращение к В2В-площадкам относительно невысок, однако коэффициент пользователей, делающих покупки на В2В, выше. Если на В2С-сайтах gокупают в среднем 12% посетителей, то у В2В этот показатель больше. Рынок В2В, увы, очень насыщенный На нем удерживаются лишь компании, нашедшие нужную нишу и правильно позиционирующие себя на нем. В Интернет уже появилось эмпирическое "Правило 70/3": "Три торговые площадки обеспечивают 70% оборота онлайновой торговли в данном секторе рынка".
Пример
Два года назад на международный онлайновый рынок химической промышленности ринулись все, и на нем было создано более 30 бирж. Ни одна из них не смогла набрать достаточного числа клиентов и менее чем через год большинство из них сошли со сцены. Остались практически только три: Elemica, ChemConnect и CheMatch.
Схема P2P
Схема бизнес-отношений «равный—равный» Р2Р предполагает бизнес-отношения в Интернет между партнерами, находящимися в равном положении. Коммерческий потенциал Р2Р не столь высок, как у В2В или В2С, однако довольно перспективен.
Основу схемы Р2Р составляют Интернет-аукционы. На Интернет-аукционах осуществляется покупка/продажа различных товаров и услуг (драгоценностей, антиквариата, картин, коллекций, музыкальных товаров, компьютеров, автомобилей, бытовой электроники и др.). Аукционы проводятся при помощи специального программного обеспечения, установленного на сайте организатора торгов. Для участия в Интернет-аукционе необходимо стать клиентом одного из аукционных WWW-серверов и заявить о своем желании приобрести товар (или выставить для продажи свой товар) через Интернет. Для регистрации достаточно иметь электронный счет в банке. После регистрации пользователь указывает свой пароль.
Согласно статистике, объем мирового рынка онлайновых аукционов составляет примерно 6,5 миллиардов долларов. В Интернетнасчитывается около 1000 Web-сайтов, занимающихся аукционной деятельностью, среди которых несомненными лидерами являются eBay, где проходит 76% всех торгов, Yahoo! - 12%, Amazon - 8% и, конечно, Sothebys.
Аукционный бизнес в Интернет - относительно молодая, но достаточно перспективная сфера электронной коммерции.