Идеи развития кооперации для освобождения труда от капитала
Великие утописты кооперацию понимали широко в виде универсальных общин (коммун), перестраивающих всю жизнь своих членов; потом понятие кооперации сузилось, и она стала рассматриваться как все многообразие кооперативов, обслуживающих лишь отдельные стороны жизни людей.
Некоторые сторонники великих социалистов-утопистов общественное предназначение уже этой узко трактуемой кооперации тоже видели в освобождении труда от капитала.
Ученик и последователь Оуэна, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из первых теоретиков и практиков кооперативного движения. Будучи оуэнистом, он всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся. Поселившись в г. Брайтоне, он развернул бурную пропагандистскую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежемесячный журнал "Кооператор", чем способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению кооперативного движения.
Оуэн, как известно, рассчитывал на финансовую помощь фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные средства строить новый мир
По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно' 1) создать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств путем взносов, 2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала,
3) открывать производственные предприятия этих кооперативов для увеличения капитала и обеспечения заработками членов кооперативов; 4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в собственность или в аренду земельные участки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины В итоге трудящиеся перестают работать на хозяев, труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала.
Так полагал Кинг Он надеялся достичь этого без вмешательства государства, правда, при материальном содействии профсоюзов кооперативам.
История свидетельствует, что Кинг как кооператор был оригинален в теории и неудачлив на практике
Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского социализма, возникшего в 30-40-х годах XIX века в европейских странах Вместе с тем известно, что еще до новой эры в Иудее предшественники христианства - ессеи - жили обособленными общинами с общим имуществом, коллективным трудом и бытом. Современный христианский социализм исходит из того, что христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, а социализм является средством для выполнения христианских заповедей, исполняет правду христианства в хозяйственной жизни
Одну из попыток строить экономическую жизнь на кооперативной основе предпринял идеолог французского христианского социализма Филипп Бюше (1796-1865), в прошлом последователь великих утопистов. Бюше первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремесленников и рабочих А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею - отчислять 20 % прибылей ассоциации в "нераздельный и неотчуждаемый фонд". Другое назначение этого неделимого фонда- приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий производства, расширение общего дела Не менее практичными были и остальные принципы предложенные Бюше распределение 80 % прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократическое управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму стать ее членами по истечении года
Бюше увлек своими идеями и английских христианских социалистов - Чарльза Кингсли (1819-1875), Денисона Мориса (1805-1872), Эдуарда Нила (1810-1892) и др Это были честные и бескорыстные люди Нил, например, многократно ссужал рабочие ассоциации деньгами для открытия кооперативных мастерских, но каждый раз дело кончалось неудачей, а деньги пропадали На этих попытках Нил обеднел, но продолжал верить в успех
Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении, явились проповедниками производственной кооперации среди пролетарских слоев, с этой целью некоторые из них писали книги-наставления, рассказы и даже поэмы, выступали с идеей участия рабочих в прибылях кооперативных товариществ (копартнершип) Своей деятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативного закона
Конечно, не все христианские социалисты являются кооператорами и не все из них разделяют мнение о необходимости развития кооперативного хозяйства под флагом религии Так, Сергей Булгаков (1871-1944), русский экономист, философ и богослов, писал, что принципиально христианский социализм вполне возможен В то же время он отрицательно относился к производственным кооперативам, действующим под покровительством церкви
Если план Бюше был рассчитан преимущественно на ремесленников, то его соотечественник социалист Луи Блан (1811-1882) решил приспособить его для объединения промышленных рабочих В своей книге "Организация труда" (1841) Блан обосновал идею устройства кооперативных мастерских на средства государства Он доказывал, что правительство должно стать "банкиром бедных" и на первых порах организовать управление этими мастерскими Блан выдвинул принцип солидарность вместо взаимной борьбы Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками будущей системы ассоциации, где не останется места кризисам и безработице Однако попытка осуществления этих идей в период революции 1848 г окончилась полной неудачей
Тем не менее один из деятелей германского рабочею движения Фердинанд Лассаль (1825-1864), адвокат по профессии, тоже выдвинул программу учреждения производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством Он рассчитал, что для начала достаточно было бы получить 100 тыс талеров Как склонить правительство к оказанию помощи ассоциациям9 Лассаль предложил для этого создать рабочую партию, добиться всеобщего избирательного права и народного большинства в парламенте В этом он видел возможность перехода в Германии к "свободному народному государству"
В то же время Лассаль считал бесполезными и даже вредными увлечения немецких рабочих потребительскими обществами
Однако реальности таковы, что еще с тех времен постоянно доминировало кооперативное движение потребителей и лишь с недавних пор произошло заметное оживление кооперативного движения производителей