Политическая власть как общесоциологическая категория
Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо уяснить, что такое власть вообще, т. е. рассмотреть власть как общесоциологическую категорию.
Известно, что политическая (государственная власть) не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.
Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины, политическую (государственную), экономическую, различных общественных объединений, родительскую, церковную.
Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями.
Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различное содержание и форму.
Во-вторых, отношения по поводу власти, или влас-теотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из "господство - подчинение" и "руководство - подчинение".
В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений "господство - подчинение" и "руководство - подчинение", либо проявляться только в отношениях "руководство - подчинение". Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.
Изложенное позволяет сформулировать краткое определение понятия власти как общесоциологической категории.
Власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.
Такое определение характеризует любую общественную власть - классовую и неклассовую, государственную и негосударственную.
Политическая власть есть власть государственная, т. е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.
Государство является непосредственным воплощением, особой организацией политической власти.
Типы государства
В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
До недавнего времени формационный подход признавался в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства.
Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства.
"Исторические типы государства":рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.
Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства.
Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. В мировой литературе предлагалось немало основ классификации государств. Чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические.
В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
В тоталитарном государстве власть находится в руках правящей элиты, диктатора и его окружения. В правовом регулировании доминирует режим "Запрещено все, кроме разрешенного законом".
Авторитарное государство отличается от тоталитарного проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.
Либеральное государство формируется под влиянием либеральные идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.
В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.
Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей.