ЛЕКЦИЯ 5. Государственные органы антимонопольного регулирования
Важнейшим антимонопольным органом в РФ является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, а также на рынке финансовых услуг и рекламы.
Функции ФАС:
- обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства;
- предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- осуществление госконтроля за экономической концентрацией.
Полномочия ФАС:
1. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
2. Выдача хозяйствующим субъектам необходимых для исполнения предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции:
- о восстановлении положения;
- существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
- о перечислении в федеральный бюджет дохода полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдача обязательных для исполнения предписаний:
- об отмене или изменении актов;
- нарушающих антимонопольное законодательство;
- о прекращении или изменении соглашений нарушающих антимонопольное законодательство;
- о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
4. Направление в федеральные орган исполнительной власти по рыку ценных бумаг и ЦБ предложений о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством принятых ими актов.
5. Направление в федеральные органы исполнительной власти и ЦБ предложений о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством приятых ими актов.
6. Привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих и некоммерческих организаций и их должностных лиц.
7. Обращение в арбитражный суд с исками и заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства.
8. Участие в рассмотрении судебных споров о нарушении антимонопольного законодательства.
9. Ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций).
10. Размещение на сайте решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределённого круга лиц.
11. Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями.
12. Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определённых товаров.
13. Утверждение форм представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок.
14. Издание нормативно-правовых актов и разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
15. Осуществление международного сотрудничества в антимонопольной сфере;
16. Ежегодное представление в Правительство РФ доклада о состоянии конкуренции в РФ и своей деятельности по её защите.
ЛЕКЦИЯ 6. Порядок рассмотрения дел антимонопольным органом.
Антимонопольный орган рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства в строгом соответствии с установленной процедурой. Эту процедуру можно разделить на 2 стадии:
1. Получение заявления (сигнала) о фактах, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства;
2. Рассмотрение обращения.
Если в ходе рассмотрения выявлены признаки нарушения, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела. В решении обязательно должны указываться следующие сведения:
- наименование антимонопольного органа;
- факты о наличии признаков нарушения;
- нормы законодательства, обязательные к применению;
- сведения о лицах, участвующих в деле;
- перечень документов и даты их востребования.
- соответствующая дата и место рассмотрения дела.
После этого принимается решение о формировании Комиссии антимонопольного органа по рассмотрению конкретного дела.
Нормативные сроки рассмотрения дела – от 30-и дней до 3-х месяцев. Этот срок может приостанавливаться для таких целей, как проведение экспертизы, установление местонахождения хозяйствующих субъектов и т.д.
Производство по антимонопольному делу может быть прекращено по следующим основаниям:
1. Неподтверждение фактов нарушения законодательства;
2. Ликвидация юридического лица без правопреемства;
3. Смерть физического лица, выступающего стороной по делу;
4. Принятие другим антимонопольным органом решения по названным фактам;
5. нНевозможность установления лица, нарушившего законодательство.
В результате рассмотрения дела комиссией выносится соответствующий акт, а антимонопольный орган принимает решение по делу. По результатам рассмотрения может быть:
- наложено взыскание;
- выдано предписание о прекращении нарушения законодательства;
- вынесено решение о направлении исковых требований в суд;
- применены иные меры воздействия.
Антимонопольный орган в 15-дневный срок направляет решение по делу лицам, участвующим в нём.