Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе от своего имени участвовать в ООО.

Учреждения могут быть участниками ООО с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Так, автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда) (ч. 6 ст. 3 ФЗ «Об автономных учреждениях).

ООО могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ за исключением случаев, предусмотренных законом.

Вкладом участника ООО в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных обществ и товариществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные и иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам (ст. 66.1 ГК РФ).

Денежная оценка вклада участника ООО подлежит независимой оценке и не может превышать сумму оценки, определенную независимым оценщиком. Размер уставного капитала ООО не может быть менее 10 тыс. рублей. Минимальный размер уставного капитала ООО, осуществляющих банковскую, страховую и иную подлежащую лицензированию деятельность, устанавливается законами, определяющими особенности правового положения указанных ООО.

При оплате долей в уставном капитале ООО не денежными средствами, а иным имуществом, участники ООО и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации ООО или внесения в устав общества соответствующих изменений (ст. 66.2ГК РФ).

Минимальный уставный капитал ООО должен быть оплачен деньгами. Не менее 3/4 уставного капитала ООО должны быть внесены его учредителями до государственной регистрации общества, а оплаченная часть в течение первого года деятельности ООО.

Уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей участников, не допускается освобождение участника ООО от обязанности уплаты доли в уставном капитале. Только при увеличении уставного капитала ООО допускается оплата уставного капитала ООО путем зачета требований к обществу в случаях, предусмотренных законами об ООО.

Права и обязанности участников ООО определяются ст. 65.1 ГК РФ как участника коммерческой корпорации, ст. 67 ГК РФ как участника ООО, статьями Закона об ООО <1>. Необходимо отметить, что названные нормы Закона об ООО в той или иной степени дублируют или уточняют права и обязанности, предусмотренные ГК РФ. Характерным отличием прав и обязанностей участников ООО является возможность предусматривать иные дополнительные права и дополнительные обязанности. Они могут быть предусмотрены либо уставом общества, либо предоставлены (возложены) по решению участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Дополнительные права участников ООО и дополнительные обязанности участников ООО могут быть установлены помимо тех, которые предусмотрены в Законе об ООО, а также в ГК РФ.

Учредители (участники) ООО вправе заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления этих прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздержаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества (п. 3 ст. 8 Закона об ООО).

Ныне в ст. 67.2 ГК РФ предусмотрен корпоративный договор об осуществлении участниками хозяйственного общества или некоторыми из них своих корпоративных (членских) прав. Корпоративный договор не может обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества, а также не может определять структуру органов общества и их компетенцию, за исключением случаев, когда правила ГК РФ или Закона об ООО допускают их изменение уставом общества. Участники ООО, заключившие корпоративный договор, обязаны уведомить это общество о факте его заключения. Если иное не предусмотрено законом, информация о содержании корпоративного договора не подлежит раскрытию и является конфиденциальной.

Кредиторы общества и иные третьи лица могут заключить договор с участниками ООО, по которому последние в целях обеспечения охраняемого законом интереса третьих лиц обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом или воздерживаться (отказываться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников ООО, осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли вего уставном капитале по определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздержаться от отчуждения доли до наступления определенных обстоятельств. К такому договору соответственно применяются правила о корпоративном договоре.

Статья 91 ГК РФ об управлении в ООО признана утратившей силу, а особенности управления в хозяйственных обществах ныне определяются ст. 67.1 ГК РФ. К исключительной компетенции общего собрания ООО наряду с вопросами, указанными в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, также относятся:

1) изменение размера уставного капитала общества, если иное не предусмотрено Законом об ООО;

2) принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), а также утверждение такого управляющего (управляющей организации) и условий договором с ним;

3) распределение прибылей и убытков ООО.

Принятие решения общим собранием участников ООО и состав участников, присутствующих при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом ООО либо решением общего собрания участников, принятым единогласно.

ООО вправе (а в случаях, предусмотренных законом, обязано) для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Внешний аудит может быть произведен по требованию любого участника ООО.

Акционерное общество

Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников (акционеров).
Правовое регулирование акционерного общества наряду с ГК РФ определяется ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1996 г. № 208-ФЗ. Акционерные общества создаются в учредительном порядке, но ФЗ «Об акционерных обществах» разделяет общий и специальный порядок учреждения, уделяя особое внимание образованию акционерных обществ путем их реорганизации (слияния, присоединения, выделения и разделения), а также преобразования обществ.

Учредители акционерного общества:
1) граждане;
2) юридические лица;
3) иностранные лица.

Число учредителей закрытого акционерного общества не может превышать пятидесяти лиц.
Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.
Акционерное общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Учредительный документ - устав, который должен содержать все основные характеристики акционерного общества. Законодательство различает два типа акционерных обществ:

1) закрытое. Это общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц;

2) открытое. Это общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции различным лицам без согласия других акционеров.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск, связанный с их деятельностью, в пределах принадлежащих им акций. Акционерное общество должно иметь наименование и свое местонахождение. При этом наименование акционерного общества должно содержать указание на то, что это акционерное общество, и его тип. Минимальный размер уставного капитала акционерного общества определен законодателем для открытых обществ не менее 1000-кратной, а закрытого общества не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества. Управление акционерным обществом осуществляется:

1) общим собранием;

2) советом директоров (наблюдательным советом), который создается в обязательном порядке, если в обществе более пятидесяти участников;

3) исполнительным органом.

В компетенцию общего собрания акционеров входит решение следующих вопросов: реорганизация и ликвидация общества, увеличение и уменьшение уставного капитала; образование исполнительного органа; утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков и др.
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания. Руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется единолично или коллегиальным органом.

6. Предпринимательская деятельность обособленных подразделений юридических лиц.

Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном или регулярном совершении каких-либо действий за пределами места своего нахождения. С этой целью оно вправе создать обособленное подразделение в другом месте. Понятие "обособленное подразделение" не раскрывается в гражданском законодательстве. В ст. 55 ГК РФ названы всего два вида обособленных подразделений - филиалы и представительства, без определения их родового понятия.

Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал определяется законодательством как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В нашем законодательстве не разъясняется, что следует понимать под "местом нахождения": конкретный адрес, населенный пункт, административный район или субъект РФ, в котором было зарегистрировано юридическое лицо. Практическое значение этого вопроса заключается в том, насколько должно быть удалено обособленное подразделение от самой организации, чтобы находиться "вне места ее нахождения". Например, если признать местом нахождения организации конкретный почтовый адрес, то следует признать, что офис организации, находящийся в соседнем доме, является ее филиалом.

Судебная практика в этих вопросах довольно противоречива. В частности, рассматривался спор с участием филиала организации, расположенного в другом населенном пункте того же субъекта РФ (Воронежской области). В другом деле рассматривался вопрос о правомерности налоговых проверок филиалов общества и самого общества, которые находились в различных населенных пунктах Ленинградской области. В одном из судебных решений был сформулирован вывод о том, что "местом нахождения колледжа является г. Прокопьевск, местом нахождения центра также является г. Прокопьевск, следовательно, центр не может являться филиалом колледжа, так как он расположен в месте нахождения юридического лица"*(5). Чаще понятие "вне места нахождения" трактуется в судебно-арбитражной практике как "в другом населенном пункте".

Квалифицирующим признаком обособленного подразделения по гражданскому законодательству является осуществление каких-либо функций юридического лица вне места его нахождения. Филиалы могут заниматься предпринимательством и выполнять представительские функции, а представительства непосредственно предпринимательской деятельностью заниматься не могут. Представление интересов юридического лица и их защита могут быть разными, например реклама продукции, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, иная маркетинговая деятельность, лоббирование интересов компании в различных государственных, коммерческих и иных структурах, судебная защита интересов юридического лица, реализация продукции. Однако производственной деятельностью (оказанием услуг), которая является функцией головной организации, представительство заниматься не может, оно лишь создает условия для осуществления этой деятельности. Поэтому принято говорить, что представительство расширяет деятельность юридического лица функционально.

Филиалы и представительства создаются по решению уполномоченного органа управления коммерческой организации, принятому в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности их создания. Так, решение о создании филиала или представительства акционерного общества принимает совет директоров*(6), в обществе с ограниченной ответственностью принятие данного решения входит в компетенцию общего собрания участников*(7).

В отличие от ранее действовавшего законодательства сейчас не предусмотрена государственная регистрация территориально обособленных подразделений. В п. 3 ст. 55 ГК РФ содержится требование о необходимости указывать в учредительных документах юридического лица сведения о созданных им филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе организации, связанных с изменением сведений о ее филиалах и представительствах, передаются органу государственной регистрации в уведомительном порядке. Эти изменения в уставе приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа.

Отсутствие в учредительных документах изменений, связанных с созданием территориально обособленных структурных подразделений, является одним из случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Это может повлечь для должностных лиц организации административную ответственность в форме предупреждения или штрафа в размере до 50 МРОТ за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц*(8).

Какие конкретно сведения о филиалах и представительствах должен содержать устав, в законодательстве не сказано; этот вопрос решается самой организацией. Однако устав не нужно перерегистрировать в связи с внесением в него дополнений и изменений, связанных с созданием или ликвидацией филиалов и представительств.

Инициатором создания обособленного подразделения выступает, как правило, исполнительный орган юридического лица - директор или правление (дирекция). Они же вносят соответствующее предложение в совет директоров (наблюдательный совет) или на общее собрание участников, которые и принимают соответствующее решение. После его принятия генеральный директор подписывает приказ об утверждении Положения о филиале или представительстве организации. Положение о представительстве значительно проще по своему содержанию, чем положение о филиале, поскольку функции представительства значительно эже.

Обратим внимание, что в обществах с ограниченной ответственностью филиалы (представительства) создаются по решению общего собрания, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа не предусмотрена уставом. Таким образом, речь идет о квалифицированном большинстве голосов именно всех участников общества, а не только лиц, присутствующих на данном собрании.

Территориально обособленное подразделение не является юридическим лицом. Взаимоотношения между ним и головной организацией строятся на основе нескольких документов: решения о создании филиала (представительства), учредительных документов юридического лица, положения о филиале (представительстве), а также доверенности, выданной руководителю филиала (представительства).

Юридическое лицо вправе наделять филиал (представительство) своим имуществом. При этом обособленность имущества весьма относительна, поскольку оно продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Имущество филиала образуется из средств, закрепленных за ним организацией, а также приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате собственной производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с полномочиями, предоставленными учредившим его юридическим лицом.

Гражданским кодексом РФ не предусмотрено обязательное выделение имущества обособленного подразделения организации на отдельный баланс. Так, по общему правилу, это имущество может (по усмотрению самого юридического лица) учитываться только на его балансе либо выделяться на отдельный баланс, который представляет собой часть общего баланса организации. Лишь для обособленных подразделений акционерных обществ установлено особое правило: имущество учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе самого акционерного общества. Под отдельным балансом структурного подразделения понимается система показателей, формируемая подразделением и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности. У организации, обособленные подразделения которой не имеют отдельного баланса, не возникает обязанности уплачивать налог на имущество и представлять налоговые декларации по месту нахождения таких обособленных подразделений*(9).

Филиал по усмотрению юридического лица, его создавшего, может по месту своего нахождения иметь в отделениях банка или иных кредитных организаций расчетный или текущий счет (рублевый или валютный). Наличие или отсутствие такого счета не влияет на правовой статус обособленного подразделения. Филиалы осуществляют предпринимательскую деятельность от имени создавшего их юридического лица. Компетенцию филиала составляют делегированные ему юридическим лицом полномочия.

Филиалом управляют:

а) органы управления создавшей его организации в соответствии с полномочиями, возложенными на них;

б) руководитель (директор) филиала.

К компетенции головной организации могут быть отнесены: определение профиля и основных направлений деятельности филиала, утверждение его производственных планов и отчетов об их выполнении, утверждение Положения о филиале, определение его организационно-хозяйственной структуры, назначение и досрочное прекращение полномочий директора филиала, проведение аудиторских проверок, принятие решения о прекращении деятельности филиала и проч.

Директор филиала действует на основании положения о филиале и выданной ему доверенности.

Правоспособность обособленного подразделения во многом зависит от полномочий его руководителя. В рамках, определенных доверенностью, он совершает действия от имени юридического лица, осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала в соответствии с утвержденным бизнес-планом, распоряжается средствами филиала, издает распоряжения относительно работников филиала и осуществляет прочие полномочия, необходимые для достижения целей и задач обособленного подразделения.

Хотя филиалы и представительства являются обособленными подразделениями организации, они все же не выделяются из нее в качестве самостоятельных юридических лиц и, следовательно, не могут обладать гражданской правоспособностью. Именно поэтому доверенность выдается не филиалу (представительству) в целом, а непосредственно его директору. У руководителя филиала или представительства доверенность должна быть и в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами юридического лица*(10). Дело в том, что руководитель филиала (представительства) не является органом юридического лица, поэтому его полномочия на выступление от имени организации не могут основываться на положении о филиале (представительстве) либо учредительных документах юридического лица. Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица, а не "от имени" филиала или представительства.

Итак, не являясь юридическим лицом, филиал (представительство) осуществляет свою деятельность, в том числе заключает сделки, от имени головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) несет организация даже в тех случаях, когда эти действия осуществлялись якобы не от ее имени. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо. Взыскание производится судом с нее или в пользу нее*(11).

Следует обратить внимание, что имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.

Гражданско-правовой и налоговый статусы обособленных подразделений имеют ряд принципиальных отличий. Так, в налоговом законодательстве в отношении филиалов и представительств используется общее понятие "обособленное подразделение организации", под которым понимается любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место - это то место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя*(12). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Вместе с тем судебная практика пока не выработала единого подхода к решению вопроса о возникновении стационарного рабочего места при выполнении работ командировочным методом. В ряде случаев суды признавали, что при направлении работников в служебную командировку сроком свыше одного месяца у организации появляется обособленное подразделение*(13), хотя встречаются и противоположные решения*(14).

Таким образом, для целей налогообложения неважно, есть или нет в учредительных документах юридического лица сведения о созданных им филиалах и представительствах. Подразделение признается территориально обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Территориально обособленные подразделения коммерческих организаций пользуются существующей в месте их функционирования инфраструктурой и должны вносить свою долю в создание и поддержание этой инфраструктуры, в том числе путем отчисления определенных налогов по месту своей хозяйственной деятельности. Фактически многие территориально обособленные подразделения юридических лиц пока еще не оформлены в соответствии с нормами гражданского законодательства. А поскольку, основываясь исключительно на этих нормах, нельзя добиться внесения налогов и сборов обособленными подразделениями, юридически не оформленными как филиалы и представительства, в налоговом законодательстве, по сути, выработано понятие "филиал defacto". Поэтому исполнение филиалом налоговых обязанностей не зависит от того, утверждено ли положение о нем, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах юридического лица и т.п.

Обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками, они выполняют функции юридического лица по уплате налогов лишь в качестве структурной части самого юридического лица и, следовательно, не обладают налоговой самостоятельностью (ст. 19 НК РФ). Следовательно, ответственность за своевременную уплату налогов и сборов возлагается на само юридическое лицо, имеющее обособленные подразделения. Взыскание по налоговым недоимкам и другим долгам филиала может быть обращено на имущество самого юридического лица. Именно поэтому при ликвидации филиала уведомлять кредиторов не требуется.

В налоговом законодательстве используется также термин "постоянное представительство" применительно к деятельности иностранных организаций на российской территории (ст. 306-312 НК РФ). Под ним понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Именно регулярность предпринимательской деятельности через представительство иностранной организации предопределяет его преобразование в постоянное.

Если действия представительства не направлены на получение регулярного дохода от предпринимательской деятельности (например, представительство производит расходы на оплату рекламы продукции иностранной организации, проводит выставки, маркетинговые исследования, командирует сотрудников представительства для целей сервисного обслуживания продукции иностранной организации), оснований для изменения его статуса на постоянное представительство в налоговых целях не имеется. Например, при регулярном подписании представительством на территории России договоров с целью продажи производимых иностранной компанией товаров такое представительство будет квалифицировано как постоянное.

Таким образом, постоянное представительство означает регулярный характер деятельности иностранной организации на территории РФ для целей уплаты налога на прибыль.

Сопоставив понятия филиала и представительства в гражданском законодательстве с понятием обособленного подразделения в налоговом праве, можно сказать, что в гражданском праве филиал и представительство - это всегда обособленные подразделения, а с налоговой точки зрения они могут не считаться обособленными подразделениями, если в них не созданы стационарные рабочие места.

Налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения своих обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ). Целью данного учета является уплата организацией налогов в местные бюджеты. Заявление о постановке на учет подается по истечении одного месяца после создания обособленного подразделения. В этой связи возникает вопрос об определении момента его создания. В судебно-арбитражной практике таким моментом считается дата создания стационарных рабочих мест. Например, приказ директора о создании рабочих мест, начало деятельности по месту нахождения обособленного подразделения, начало исполнения обязанностей директором и (или) главным бухгалтером обособленного подразделения, вступление в силу договоров на пользование коммунальными услугами и телефонной связью.

Некоторые организации создают обособленные подразделения, которые находятся на территории того же налогового органа, что и сама головная организация. В этом случае вставать на учет повторно в той же налоговой инспекции не нужно*(15). Однако для крупных городов, таких, как Москва и Санкт-Петербург, актуальна другая проблема: необходима ли постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений, если они созданы на территории другого налогового органа, но в пределах одного населенного пункта? Считается, что поскольку контроль на территории города осуществляется разными налоговыми органами, то налоговая инспекция вправе требовать постановки на учет организации, чье обособленное подразделение находится на подведомственной ей территории.

Наши рекомендации