Правовые средства антимонопольного регулирования. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Правовые средства антимонопольного регулирования — это правовые явления (инструменты и процессы), которые применяются антимонопольным органом и призваны обеспечивать создание условий для эффективного функционирования товарных рынков и достижение иных целей, установленных ст. 1 Закона о защите конкуренции.

Правовые средства антимонопольного регулирования характеризуются в связи с рассмотрением основных прав антимонопольного органа, позволяющих осуществлять такое регулирование[559]. Предлагается и классификация правовых средств антимонопольного регулирования в зависимости от цели их применения[560].

Определим правовые средства антимонопольного регулирования, которые, исходя из направленности воздействия в общем виде, могут быть разграничены на: а) правовые средства, способствующие предупреждению и выявлению нарушений, и б) правовые средства, обеспечивающие принятие мер по прекращению нарушений и восстановлению конкурентного правопорядка[561].

Применение правовых средств антимонопольного регулирования обеспечивается полномочиями антимонопольного органа, установленными Законом. В частности, должностные лица антимонопольного органа имеют право на получение документов и информации от хозяйствующих субъектов, включая конфиденциальную информацию (ст. 24, 25 Закона).

Предупреждению и выявлению нарушений антимонопольного законодательства способствует осуществление проверок его соблюдения, порядок проведения которых установлен Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, определенных Законом о защите конкуренции. Антимонопольный орган может выдать предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, а в случаях, определенных Законом, до возбуждения дела обязан выдать предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Для обеспечения выявления нарушений антимонопольного законодательства антимонопольные органы возбуждают и рассматривают дела. Порядок рассмотрения дел определен гл. 9 Закона о защите конкуренции, срок давности рассмотрения дела составляет три года.

По итогам рассмотрения дела антимонопольным органом выносится решение, которым устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства. На основании решения ответчику по делу выдается предписание. Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия (выдачи).

Обеспечению принятия мер по прекращению нарушений и восстановлению конкурентного правопорядка способствует предписание антимонопольного органа, которое является санкцией. Санкции, применяемые антимонопольным органом, могут быть различной направленности, например, предписание о прекращении недобросовестной конкуренции является пресекательной санкцией, а предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, — восстановительной санкцией.

Сложность представляет решение вопроса о правовой природе предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующим субъектом вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Представляется, что это восстановительная санкция. В случае выдачи такого предписания группе лиц обязательно установление вины каждого хозяйствующего субъекта, входящего в группу, и указание суммы, которую он обязан перечислить в федеральный бюджет[562].

Прекращение нарушений антимонопольного законодательства и восстановление конкурентного правопорядка осуществляется также посредством применения в судебном порядке мер защиты: признания сделки по экономической концентрации недействительной (срок исковой давности составляет один год); принудительной ликвидации коммерческой организации, созданной без согласия антимонопольного органа, либо принудительной реорганизации коммерческой организации, реорганизованной без согласия антимонопольного органа (ст. 34 Закона). Антимонопольным органом в судебном порядке могут быть заявлены и иные требования.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства рассматривается в качестве разновидности санкции и состоит в претерпевании правонарушителем неблагоприятных последствий имущественного или личного (организационного) характера.

Меры ответственности могут воздействовать на имущественную сферу хозяйствующего субъекта и выражаться, например, в возмещении убытков, уплате административного штрафа, который может исчисляться в процентном отношении от размера выручки от реализации товаров, полученной правонарушителем за предшествующий выявленному нарушению календарный год (ст. 14.31, 14.32 КоАП РФ).

Меры ответственности могут воздействовать на личную (организационную) сферу хозяйствующего субъекта. К таковым относятся, например, применяемые на основе судебных актов принудительная реорганизация в формах выделения либо разделения организаций при систематическом осуществлении ими монополистической деятельности выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением (ст. 38 Закона), принудительная ликвидация коммерческой организации, созданной в процессе реорганизации в формах слияния либо присоединения без согласия антимонопольного органа (ст. 34 Закона).

Меры гражданско-правовой ответственности применяются исключительно в судебном порядке. Следует обратить внимание, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов (в частности, защищать субъективные гражданские права контрагента по договору), но вправе при наличии ходатайства вынести предписание об изменении условий заключенного договора, о его расторжении[563].

Административно-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства применяется антимонопольным органом, постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения. КоАП РФ установлена ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности; недобросовестную конкуренцию (ст. 14.31—14.33).

Хозяйствующий субъект привлекается к административной ответственности за невыполнение в срок предписания антимонопольного органа, непредставление в антимонопольный орган ходатайств, уведомлений, сведений (информации) (ст. 19.5, 19.8[564] КоАП РФ).

Уголовно-правовая ответственность применяется исключительно в судебном порядке за недопущение, ограничение или устранение конкуренции по ст. 178 УК РФ.

В зарубежной практике применения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лицо освобождается от ответственности при условии сотрудничества с органами власти. Подобные нормы содержатся и в российском законодательстве (см. примечания к ст. 14.32 КоАП РФ, ст. 178 УК РФ).

Наши рекомендации