Классификация налогов российской системы налогообложения
Оглавление
Введение. 3
Система налогов в России. 4
1. Система налогообложения в России. 4
2. Классификация налогов российской системы налогообложения. 5
2.1. Федеральные налоги и сборы.. 6
2.2. Региональные налоги и сборы.. 9
2.3. Местные налоги и сборы.. 9
3. Общие условия установления налогов и сборов. 10
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
Для успешного функционирования любого государства должна быть построена эффективная система налогообложения. Известно, что еще в древние времена собирались дани и подати, которые были необходимы для содержания управляющего аппарата, армии. С течением времени произошло много изменений, однако, принцип взимания налогов и сборов сохранился до сих пор. Благодаря налоговой системе современным государствам удается перераспределять полученные доходы среди граждан, например, за счет выплат субсидий малоимущим, обеспечивать достойный уровень жизни властной структуре, поддерживать разные сферы социальной жизни и т.д.
Все это говорит о неизменной важности существования налогов для обществ разных эпох. В данной работе будет проанализирована система налогов и сборов современного российского государства. Будет кратко описана система налогообложения РФ, рассмотрены основные виды налогов, проанализированы статистические данные по основным налогам и сборам в России.
Система налогов в России
Система налогообложения в России
Прежде чем подробно останавливаться на описании системы налогов, необходимо иметь общее представление о системе налогообложения в Российской Федерации. Система налогов представляет собой совокупность взимаемых на территории РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов (о которых будет подробно рассказываться в следующем пункте работы) и предусматривает три режима налогообложения:
ü общепринятая система;
ü упрощенная система;
ü налогообложение единым налогом на вмененный доход.
Общепринятая система предполагает, что малые предприятия являются плательщиками тех же налогов и сборов, что и любые другие крупные и средние коммерческие предприятия. Как показывает подробный анализ литературы, при такой системе налогооблагаемая база по большинству налогов исчисляется на основании данных бухгалтерского учета с некоторыми корректировками.
Упрощенная система налогообложения непосредственно предусматривается для субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия при такой системе уплачивают единый налог с совокупного дохода или с валовой выручки.
«Налогообложение единым налогом на вмененный доход - режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой и рассчитывается вмененный доход и налог на него»[1].
Важно обратить внимание на то, что специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Законодательной базой, которая регулирует налоговые отношения, права и обязанности налогоплательщиков, порядок расчета и уплаты налогов, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), а также принятые в соответствии с НК федеральных и региональных законов о налогах и сборах. В соответствии с российским законодательством налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений.
Проведя краткий обзор по системе налогообложения в РФ, необходимо обратиться к анализу системы налогов и сборов в России, именно это и станет объектом исследования следующего параграфа работы.
Классификация налогов российской системы налогообложения
Под любой системой понимается совокупность элементов, которые в их совокупности формируют единую систему. Когда речь идет о системе налогов и сборов, то имеют в виду следующее: «Система налогов и сборов РФ - это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством»[2].
Как отмечают специалисты, структура системы налогов и сборов РФ напрямую связана с бюджетным устройством страны. Бюджетная система России включает три уровня:
ü федеральный бюджет;
ü бюджеты субъектов РФ;
ü местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Система налогов и сборов РФ также состоит из трех уровней трех подсистем более низкого порядка:
ü подсистемы федеральных налогов и сборов;
ü подсистемы региональных налогов и сборов;
ü подсистемы местных налогов и сборов.
Таким образом, по критерию принадлежности к одной из этих подсистем налоги и сборы РФ подразделяются на три вида: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы; местные налоги и сборы. Тем не менее, ключевое отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.
Необходимо отметить, что существуют рациональные принципы, которые учитываются при определении того или иного налога к категории федерального, регионального или местного.
Разделение налогов по уровням власти, как считает Миляков Н.В., целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
- налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточным для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
- чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. В связи с этим на федеральном уровне целесообразно закреплять налогообложение физических и юридических лиц, а на иных уровнях – налогообложение имущества[3].
Федеральные налоги и сборы должны устанавливаться НК РФ и обязательны к уплате на территории всей страны. Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.
Проанализируем выделенные виды налогов подробнее.