Избирательная система Республики Беларусь
Выборы в Республике Беларусь регулируются Избирательным кодексом, принятым парламентом и вступившим в силу 26 марта 2000 года. Он предусматривает, что проведение выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов осуществляется на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Беларуси не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а депутатом местного Совета – достигший 18 лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат парламента. Срок полномочий Парламента – четыре года. Право избирать, участвовать в референдуме имеет право гражданин, достигший 18 лет и проживающий на территории соответствующей области. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения - содержание под стражей. В Беларуси, как и в других странах, выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, местных Советов депутатов. Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются ее гражданами при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей в поддержку каждого.
Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов власти различного уровня осуществляется следующими способами:
1. Выдвижение кандидатов в депутаты трудовыми коллективами. Право выдвинуть кандидата в депутаты Палаты представителей имеет трудовой коллектив. При этом количество работающих должно быть не менее 300 человек, а организация должна обладать правами юридического лица. Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Палаты представителей. На собрании должно присутствовать более половины состава трудового коллектива. Кандидат в депутаты Палаты представителей может быть выдвинут от нескольких меньших коллективов с общей численностью работающих не менее 300 человек на их общем собрании. Что касается выдвижения трудовыми коллективами кандидатов в местные Советы, то собрания избирателей в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в депутаты могут проводиться:
– при выдвижении кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 150 работающих;
– при выдвижении кандидатов в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 75 работающих;
– при выдвижении кандидатов в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Советов депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 20 работающих.
2. Выдвижение кандидатов в депутаты путём сбора подписей. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей осуществляется группой избирателей (инициативной группой) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов – инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей, должно поддержать не менее 1000 избирателей, а лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов в количестве:
– в областной и Минский городской Совет депутатов – не менее 150.
– в районный, городской (города областного подчинения) Совет депутатов – не менее 75;
– в городской (города районного подчинения), поселковый и сельский Советы депутатов – не менее 20.
3. Выдвижение кандидатов в депутаты политическими партиями. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими республиканскими органами политических партий. Выдвижение кандидатов в депутаты областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно их областными, Минскими городскими, районными, городскими руководящими органами. Выдвижение кандидатов в депутаты городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов осуществляется районными, городскими руководящими органами политических партий, а также на собраниях их первичных организаций.
Открытость и прозрачность избирательного процесса. Законом предусматривается, что в день проведения голосования с момента опечатывания урн для бюллетеней до окончания подведения результатов волеизъявления народа вправе присутствовать в качестве местных наблюдателей представители политических партий, трудовых коллективов, избирателей, общественных объединений, средств массовой информации, депутаты всех уровней и члены Совета Республики, а в качестве международных наблюдателей – представители иностранных государств и международных организаций.
Согласно закону, голосование проводится с 8 до 20 часов.
Повторные выборы Президента с повторным выдвижением кандидатов назначаются: 1. Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не больше двух кандидатов и ни один из них не был избран; 2. В случае выбытия всех кандидатов; 3. Выборы признаны несостоявшимися; 4. Недействительными; 5. Второй тур голосования не позволил определить избранного президента.
Повторные выборы депутатов проводятся: 1. Если по избирательному округу при проведении первого тура выборов или второго тура голосования выборы были признаны несостоявшимися. 2. Недействительными. 3. В первом туре выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей. 4. В случае выбытия всех кандидатов в депутаты.
Второй тур голосования. Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок в избирательном округе проводится второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов. Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Отзыв депутата. В Республике Беларусь действует императивный мандат. Это означает, что депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван по инициативе не менее 20 процентов избирателей округа, от которого он избран. Инициатива выражается в виде сбора подписей. Для указанных целей создается инициативная группа на собрании избирателей, на которое обязательно приглашается депутат. Сбор подписей осуществляется аналогично указанной процедуре, применяемой при выдвижении кандидата в депутаты. Отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Референдум. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначаются:
– Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе;
– по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов каждой из палат;
– по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
Президент после внесения на его рассмотрение предложений о проведении референдума назначает республиканский референдум.
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.
Таким образом, выборы – важнейший компонент современной политики. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан, они являются единственной формой реального участия в политике. Выборы – это не только существенный критерий, атрибут демократии, но и ее необходимое условие. Выборы – это барометр политической жизни. Они выполняют ряд важнейших социально-политических функций: легитимация и стабилизация политической системы; артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения; рекрутирование политической элиты, селекция политических деятелей; разрешение социального конфликта; политическая социализация населения, развитие его политического сознания и культуры; контроль над институтами власти и др. Социальная значимость и эффективность выборов зависит от политической культуры населения, наличия демократических традиций в обществе, зрелой и ответственной элиты, демократического избирательного права.
МОДУЛЬ 4.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ
1. Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление современных международных политических отношений.
2. Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Место Республики в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Республики Беларусь. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление современных международных политических отношений.
Любая страна, каждое национальное государство представляют собой лишь часть человеческого сообщества. И они не могут развиваться изолированно друг от друга: между странами, государствами неизбежно устанавливаются различного рода связи – экономические, политические, культурные.
Международные политические отношения - это совокупность связей и взаимодействий между различными субъектами международной политики, направленных на реализацию целей и интересов как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Причем вся эта сложная система взаимодействий всех элементов протекает в обширном социальном пространстве, в котором располагаются различные силы. Как правило, они обладают различными интересами, зачастую противоречивыми по отношению друг к другу, что не может не вызывать их противодействие, столкновение, борьбу между собой и необходимость смягчения, урегулирования отношений между ними, снятия напряженности, устранения серьезных трений, разногласий.
Главными субъектами международных политических отношений являются суверенные национальные государства. Каждое суверенное государство как субъект международных политических отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов. Это, прежде всего, уровень социально-экономического и политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности государства и т.д. Например, географический фактор. Он оказывает огромное влияние на осуществление внутренней и внешней политики. Все это находит концентрированное выражение в концепции национального интереса данного государства. Отношения между странами в сфере экономики, политики, культуры строятся на основе норм международного права.
Любая страна стремится не допускать вмешательства в свои дела, отстаивает свой суверенитет, территориальную целостность, стремится устанавливать отношения равноправного партнерства, развивать взаимовыгодную торговлю, экономическое и политическое сотрудничество, обеспечивать обмен культурными ценностями и т. п. Вся эта многогранная деятельность осуществляется, прежде всего, на уровне глав государств и правительств, когда в процессе встреч, переговоров урегулируются спорные вопросы, заключаются конкретные соглашения, определяются перспективы взаимного сотрудничества и сосуществования.
Второй важный субъект МПО – это группы государств, всемирные и региональные организации. Среди них особенно выделяются: ООН, ЕС, организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК), ЮНЕСКО – организация ООН, занимающаяся проблемами развития культуры, образования и науки, Международное агенство ООН по атомной энергии (МАГАТЕ), специальная организация ООН, занимающаяся разработкой и осуществлением мер по охране окружающей среды (ЮНЕП). Их классифицируют по геополитическому критерию: универсальные (ООН или Лига Наций), межрегиональные (Организация исламская конференция), региональные (Латиноамериканская экономическая система), субрегиональные (Бенилюкс) или по функциональному критерию: общецелевые (ООН), экономические (ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный Банк), научные («Эврика»), технические (Международный союз телекоммуникаций), специализированные (Международное бюро мер и весов). Возросло и число международных неправительственных организаций (Гринпис, Красный крест и др.), таких акторов глобальной социальной жизни, как движения в защиту прав человека, окружающей среды и пр., религиозные, этнические и политические диаспоры.
Главным субъектом мпо является ООН (создана 24 октября 1945 года. Цели ООН изложены в Уставе:
-Поддерживать международный мир и безопасность;
-Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
-Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;
-Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. В соответствии с Уставом учреждены шесть гл. органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Межд. Суд, Секретариат. Как и отдельно взятая политическая система, система международных отношений преследует вполне определенную цель. Однако это не совокупность целей отдельных национальных государств. Для системы в целом выделяется своя глобальная цель, имеющая глубоко объективный характер. Эта стратегическая цель неразрывно связана с существованием и развитием человечества. Речь идет о сохранении человеческого рода как такового и создании благоприятных условий для его развития.
Особенно остро данная проблема встала в связи с угрозой всеобщей термоядерной катастрофы, накоплением огромных запасов термоядерного оружия, с ухудшением экологической ситуации. Поэтому необходимость сохранить такое уникальное явление, как человеческая цивилизация, не может не стоять перед мировым сообществом. Проблема выживания человечества становится тем самым важнейшим аспектом политики различных стран и международных организаций, различных массовых движений.
Следовательно, на систему международных отношений постоянно идет воздействие самых разнообразных факторов – военных, экологических, экономических, культурных и других, на которые она должна реагировать, обеспечивая свою стабилизацию. С учетом этого и строится как мировая политика в целом, так и внешняя политика каждого отдельного национального государства.
Ведущее значение в осуществлении многообразных связей, развитии всесторонних отношений приобретает, естественно, институциональный механизм, который формулирует внешнеполитические цели, намечает пути их достижения и осуществляет конкретные действия. Причем внешнеполитические решения формулируются, принимаются и реализуются во многом под давлением различных социальных сил общества, а зачастую и личностного элемента.
Так, в связи с угрозой термоядерной катастрофы широкое развитие получил целый ряд массовых движений, включающих в себя представителей самых различных социальных групп, которые оказали непосредственное воздействие на заключение ряда международных соглашений в этой области. На принятие внешнеполитических решений оказывают давление различные фракции, политические группы, отдельные политические деятели. В частности, решение о вводе советских войск в Афганистан было принято ограниченным кругом лиц и серьезно воздействовало на международные отношения.
Развал социалистической системы, исчезновение блокового противостояния и идеологического противоборства существенным образом воздействовало на международные отношения и во многом определило новые приоритеты, новую мировую политику. «Холодная война», жесткая конфронтация двух блоков, перманентное ядерное и идеологическое противостояние двух сверхдержав ушло в прошлое. Россия и США стремятся строить отношения на новой основе, в которой нет места классовому подходу и идеологическим различиям. Результатом нового подхода стал прорыв в области ядерного разоружения, уменьшение вероятности развязывания войны, укрепление атмосферы доверия, дружественных связей, широкое развитие экономических, политических и иных отношений.
Основные школы в теории международной политики.Идеалистическая школа. Деятельность Лиги Наций и связанных с нею научных институтов базировалась на идеалистическом подходе к международным отношениям, представителей которого в политической науке называют идеалистической школой. Одним из основоположников этой школы в теории и политике был В. Вильсон. Идеалистический подход по сравнению с другими подходами отличает ярко выраженная этическая позиция. Он исходит из позитивной оценки природы человека как существа разумного, способного к нравственному совершенствованию и социальному прогрессу. Ради общего блага государства должны отказаться от господствовавшей на протяжении многих веком политики силы и стремления к доминированию. Им следует развивать нравственные начала в международной политике и добровольно подчинить свои действия общим для всех правилам, международному праву.
«Идеалисты» стремились создать гармоничную, лишенную военных конфликтов модель международных отношений. Путь к этому – расширение и институционализация международного сотрудничества. Институционализация означает упорядочивание и регулирование взаимоотношений между народами с помощью международных организаций, правил, норм, международного арбитража.
Политику тайной дипломатии необходимо заменить постоянным сотрудничеством политиков в международных организациях, открытым обсуждением спорных проблем на переговорах и конференциях с участием широкой международной общественности.
Идеалистическая школа оказала большое влияние на международное сотрудничество. Наиболее сильно ее воздействие на политику проявилось в создании в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В отличие от Лиги Наций ООН получила полномочия по контролю за соблюдением международного права и обеспечением его реализации. Такого рода функции уполномочен осуществлять Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 членов, 5 из которых – постоянные члены: США, Россия (ранее – СССР), Великобритания, Китай и Франция имеют право вето на принимаемые решения.
Идеалистический подход проявился также в создании организаций, устанавливающих международные режимы. Международный режим – это система принципов, норм и правил поведения частных лиц и организаций, а также процедур принятия общих решений в различных областях интернационального сотрудничества: экономике, торговле, использовании радиочастот, воздушного и космического пространства и т.д. Помимо интернациональных, общемировых, в различных частях света возникли региональные организации, в значительной степени регулирующие соответствующие сферы международных отношений. Это, например, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Американского Единства (ОАЕ), Европейский Союз и т.д. Создание наднациональных организаций, наделенных правом принимать обязательные для их членов решения, существенно изменяет характер международной политики. В тех случаях, когда международные организации демократически организованы и свободны от диктата мировых или региональных сверхдержав, их деятельность укрепляет шансы на сохранение мира и решение целого ряда глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Однако это происходит далеко не всегда. В мировой политике, в том числе и современной, установки идеалистической школы на обуздание национального эгоизма, создание мира, основанного на равноправном сотрудничестве и принципах морали, очень часто ставятся под сомнение сторонниками школы политического реализма.
Политический реализм. Идейные истоки школы политического реализма коренятся в воззрениях мыслителей прошлого: Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Л. фон Ранке (немецкий историк XIX в.), А.Тойнби (английского историка XX в.), а также теоретиков геополитики. Непосредственным идейным вдохновителем этой школы выступил протестантский теолог Р. Нибур. Ее современные представители – Дж. Кеннан, У. Липпман, Р. Арон, Дж. Фрэнкель, 3. Бжезинский, У. Ростоу, Г. Киссинджер, К. Томпсон, С. Хантингтон и др.
Школа политического реализма в основном сформировалась во второй половине 40-х гг. в США под воздействием импульсов «холодной войны». Она длительное время господствовала в научных кругах, непосредственно влияющих на американскую внешнюю политику.
Всех реалистов объединяет понимание человека как существа несовершенного, движимого эгоистическими интересами, проявляющимися в непрерывной борьбе за существование.
Еще Гоббс уподоблял человека волку и считал, что естественному состоянию людей соответствует борьба всех против всех, сдержать которую, обеспечить порядок и безопасность в обществе может лишь государство – Левиафан.
Идеи предвестников реалистов развил применительно к послевоенному устройству мира американский политолог Ганс Моргентау. Он создал из отдельных идей политического реализма целостную теорию и поэтому заслуженно считается главным представителем этого направления общественной мысли.
Согласно этой теории, единственными важными акторами международной политики являются национальные государства. Международная политика, как и любая политика, есть борьба за власть. Власть же означает господство одного человека над другим, неважно в каких формах это господство осуществляется.
С помощью внешней политики одни государства стремятся добиться власти над другими, расширить и укрепить свое доминирующее положение, обеспечить себе превосходство. Ограничить властное устремление одного актора международной политики можно лишь с помощью силового противодействия другого субъекта. Мир и стабильность обеспечиваются через равновесие или баланс сил. При этом мир понимается как отсутствие войны. Чтобы быть успешными, переговоры и дипломатия в целом должны опираться на военную мощь.
Баланс сил формируется в результате создания блоков и союзов во главе с наиболее мощными державами. Он служит самой надежной гарантией мира. Нарушения силового равновесия влечет за собой войны или же активизирует подготовку к ним. Вследствие этого достижение и поддержание баланса сил – важная цель международной политики. Однако длительный прочный мир в принципе невозможен в силу конфликтности человека по своей природе, его эгоизма.
Концепции неореалистов. Слабости теории Моргентау пытались преодолеть более поздние представители школы политического реализма – неореалисты (С. Д. Краснер, Р. Гильпин и др.). Они стремились осмыслить новые политические реалии, возникшие в 80-е годы в связи с завершением периода разрядки в международных отношениях после ввода советских войск в Афганистан и прихода к власти в США президента Р. Рейгана, публично объявившего СССР «империей зла».
В отличие от классических реалистов, объясняющих международную политику главным образом стремлением к власти, неореалисты учитывают влияние на нее экономических акторов как носителей национальных интересов государства. Они вводят в проблематику международных конфликтов вопрос о распределении экономических ресурсов, борьба за которые, а не только за власть, также движет мировую политику. Международные отношения формируются под влиянием конкурентной борьбы, в которой одни государства стремятся улучшить свои экономические и иные позиции за счет других. При этом в отличие от идеалистов и транснационалистов, считающих, что от международного сотрудничества могут выиграть все его участники, они трактуют такое взаимодействие как игру с нулевой суммой (т.е. когда выигрыш одного участника означает такой же проигрыш другого).
Неореалисты разработали концепцию национальных интересов, ядро которых составляют постоянные интересы: национальная безопасность (защита от внешней опасности), экономические интересы (развитие связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка) и интересы поддержания мирового порядка. Кроме того, национальные интересы включают и относительно второстепенные, текущие интересы.
Защищаемая реалистической школой и в общем-то не новая концепция баланса сил и сегодня играет важную роль в теории международных отношений и в определении практической полиики в области государственной безопасности. Необходимостью обеспечения этого баланса часто объясняется стремление государств к наращиванию вооружений. Как показала новейшая история, нарушение военно-стратегического равновесия после распада СССР и роспуска военного блока стран Варшавского Договора действительно усилило нестабильность в мире и активизировало гегемонистские устремления внешней политики США.
Марксистский подход к международной политике. Марксистская концепция объясняет международную политику классовыми интересами. Она утверждает, что антагонизм классов внутри наций и государств порождает антагонизм в отношениях между ними.
Основанный на непримиримых классовых противоречиях капиталистический строй после вступления в свою последнюю, империалистическую стадию отличается особой агрессивностью и стремлением ведущих держав к переделу сфер влияния и к мировому господству. С появлением социалистических государств определяющее влияние на международную политику оказывает борьба двух противоположных систем: социалистической и капиталистической, которая завершится победой социализма и коммунизма в мировом масштабе и постепенным «слиянием наций».
Марксистский подход к международным отношениям отразил реальную зависимость внешней политики от политики внутренней, от гуманности внутригосударственного устройства и политической культуры, от уровня благосостояния граждан и социальной справедливости.
Транснационалистская школа. Идейное кредо транснациональной школы достаточно полно представлено в теории взаимозависимости. Она отразила возрастание количества субъектов международной политики, расширение международного сотрудничества и усложнение системы взаимосвязей между народами. В 60-е годы в основном завершился процесс деколонизации, в результате которой на мировую арену вступили десятки новых государств. Многие из них активно включились в международную политику, в том числе в рамках влиятельного международного объединения – Группы неприсоединившихся стран.
Разрядка международной напряженности способствовала созданию многочисленных неправительственных организаций (сегодня в мире их насчитывается свыше 10 000), в том числе влиятельных транснациональных корпораций, углублению международного разделения труда, развитию хозяйственной кооперации и интеграции, особенно в рамках крупных регионов: Европы, Америки и т.д. В международную жизнь активно включились партии, профсоюзы, защитники окружающей среды и прав человека, церковь и другие организации.
Согласно теории взаимозависимости, все эти политические акторы в большей или меньшей степени влияют на международную политику. Она утверждает, что национальные государства постепенно утрачивают свою роль главных субъектов международной политики и свой суверенитет в пользу международных организаций. В силу растущей взаимозависимости различных стран разграничение внутренней и внешней политики государств становится все более относительным: не только внешняя политика зависит от внутренней, но и внутренняя от внешней, причем во все большей мере. Многосторонняя зависимость государств делает невыгодным силовое разрешение конфликтов, в то время как международная кооперация, активизируемая в том числе с помощью международных режимов торгового, валютного и другого сотрудничества, создает возможности выигрыша для всех ее участников.
Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Место Республики в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Республики Беларусь. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
Внешняя политика, её сущность и функции. Внешняя политика – это разновидность политики, регулирующая отношения государства с другими государствами и народами, которые обеспечивают реализацию его потребностей на международной арене. Сущность внешей политики состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы имеют следующую структуру:
1. Интересы различных социально-политических сил;
2. Национальные интересы;
3. Общечеловеческие интересы.
Национальные интересы – это общие потребности всего общества, а именно безопасность и целостность государства, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения. Возможности осуществления интересов зависят от наличия средств соответствующего воздействия на международную систему. Различают информационно-пропагандистские (идеологические), политические, экономические, военные средства. Сегодня положение государства на международной арене всё больше определяется его экономическим потенциалом, уровнем развития науки и технологии, а также приверженностью к праву и моральным авторитетам. Также внешнеполитический потенциал зависит от геополитического положения государства, стабильности политического режима. Внешнеполитический потенциал регулирует процес преобразования интересов в цели. В настоящее время большинство развитых государств преследуют в своей внешней политике следующие цели:
• Повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства
• Обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности
• Недопустимость вмешательства во внутренние дела государства извне
• Повышение престижа и роли государства на международной арене
• Защита определённых политических и экономических позиций государства во внешнем мире.
Реализация реальных целей зависит от способа внешнеполитического действия, т.е. от очерёдности использования ресурсов. Совокупность внешнеполитических целей и способов их реализации составляет концепцию внешней политики. Она обычно включает 3 момента. Во-первых, общее представление об оптимальном состоянии международной системы. Во-вторых, общее представление о том, каким образом может быть создана эта система. В-третьих, она содержит обоснование места и роли данного государства в создании этой системы. Внешнеполитическая концепция реализуется через внешнеполитический курс, т.е. целевую направленность внешнеполитической деятельности государства.
Функции внешней политики:
1. Охранительная функция предусматривает охрану прав и интересов страны и её граждан за границей и в международных делах.
2. Информационно-представительская, выражается в деятельности по созданию положительного имиджа страны и формированию благоприятных условий для решения внешнеэкономических задач. Одновременно эта функция предусматривает накопление и обработку данных о состоянии международных дел, о намерениях других государств и так далее.
3. Организационная функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий деятельности государтва на мировой арене, координацию усилий по решению глобальных проблем.
4. Идеологическая функция заключается в пропаганде преимуществ своей системы, а также в разработке, сохранении и передаче от поколения к поколению универсальных цивилизованных форм поведения государств на мировой арене.
Внешнеполитическая деятельность осуществляется с помощью специально созданного механизма, т.е. системы органов внешних взаимоотношений, которые делятся на 2 группы:
1. Внутригосударственные органы (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и т.д.)
2. Зарубежные органы
а. постоянные – консультва, посольства и т.д.
б. временные
Во внешней политике государства исходят из реальных условий, реагируют на них, используя различные средства. В результате внешнеполитиеская деятельность приобретает определённые виды и формы. Выделяют следующие виды внешней политики:
1. Пассивная внешняя политика, сущность которой заключается в приспособлении к международной конъюнктуре.
2. Агрессивная внешняя политика, т.е. в стремлении принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.
3. Активная внешняя политика, для которой характерен интенсивный поиск равновесия между внутренней и внешней политикой.
4. Консервативная внешняя политика, направленная на охрану достигнутого ранее положения.
Форма внешней политики выражает её содержание в конкретных системно-структурных условиях:
• нейтралитет
• политика союза
• политика равновесия сил
• политика изоляционизма
• политика балансирования
Методы внешней политики:
• дипломатия
• война