Нерешенные задачи реформирования к началу 1997 г

Реструктуризация и развитие конкуренции.

Частично проведенная реструктуризация электроэнергетики и замедление процессов развития конкуренции не позволили реализовать экономические преимущества ФОРЭМ. Созданная система оптовой торговли осталась полностью регулируемой ФЭК России, которая устанавливает индивидуальные тарифы для каждой электростанции ФОРЭМ с учетом ее потребности в покрытии планируемых затрат и получении прибыли, а также тарифы на поставки электроэнергии с ФОРЭМ. В пределах каждого периода регулирования тарифы оставались неизменными и не отражали изменений текущих условий производства и спроса на электроэнергию.

Масштабы оптовой торговли на ФОРЭМ остались довольно ограниченными, что стало результатом неполной реализации указа Президента Ґ 923.

В условиях избытка генерирующих мощностей вместо отбора лучших мощностей и вывода из эксплуатации неэффективных мощностей произошло нерациональное распределение нагрузки между всеми производителями электроэнергии.

Вытеснение бартерными операциями нормальных схем денежных расчетов за поставленную электроэнергию сильно усложнило и повысило затраты на функционирование расчетной системы ФОРЭМ. Непрозрачность механизма платежей и отчетности на ФОРЭМ затруднило контроль за проведением расчетов между участниками оптовой торговли, что не могло не отразиться на снижении доверия к оптовому рынку и заинтересованности производителей и покупателей электроэнергии участвовать в такой оптовой торговле.

Регулирование цен.

Ценовое регулирование электроэнергетики, основанное на чисто затратных принципах (при ограниченных возможностях ФЭК России и региональных энергетических комиссий по проверке этих затрат), не стимулировало к эффективной работе предприятия отрасли, а возникающие в связи с этим дополнительные затраты перекладывались на потребителей электроэнергии.

Контроль за инвестициями.

Постановлением Правительства Российской Федерации Ґ 48 от 29 января 1992 г. для финансирования капиталовложений в электроэнергетику было разрешено образование целевых инвестиционных фондов, расходы из которых относились на себестоимость продукции (услуг). С незначительными изменениями этот порядок финансирования был сохранен до конца 1996 г. постановлениями Правительства Российской Федерации Ґ 513 от 29 июня 1993 г. и Ґ 140 от 13 февраля 1996 г. Однако из-за отсутствия должного контроля со стороны государства не было обеспечено использование инвестиционных средств предприятиями отрасли рациональным образом и только по прямому назначению.В результате за последние годы неоправданно разрослось число новых инвестиционных проектов, имеющих сомнительную эффективность и не обеспеченных финансовыми источниками.

Отчисления в инвестиционные фонды, увеличивая уровень тарифов на электрическую и тепловую энергию, ухудшали ситуацию с платежами потребителей, что не позволяло в полной мере аккумулировать планируемые инвестиционные ресурсы.

Участие представителей государства в акционерном управлении.

Не была выработана концепция участия государства в акционерном управлении, определяющая в чем заключаются имущественные и иные интересы государства в этой отрасли, а также механизмы их представления и защиты. В число представителей государства в совете директоров РАО «ЕЭС России» входил Президент РАО «ЕЭС России», а почти все представители субъектов РФ и акционеров в этом органе управления являлись одновременно генеральными директорами АО-энерго. В результате государство, являющееся самым крупным владельцем акций РАО «ЕЭС России», практически полностью потеряло возможности осуществлять внутренний акционерный контроль за работой аппарата управления этого акционерного общества.

Программа 1997 г.

С целью создания структурных предпосылок для развития конкуренции намечены следующие меры по реструктуризации:

· создание независимой организации — оператора оптового рынка;

· создание на базе тепловых электростанций РАО «ЕЭС России» ряда генерирующих компаний, каждая из которых не будет занимать монопольное положение ни в одной из зон оптового рынка.;

· ГЭС, выполняющие общесистемные функции, сохранятся в составе РАО «ЕЭС России». Тарифы на электрическую энергию и мощности, поставляемые этими ГЭС на оптовый рынок, будут регулироваться Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

В сфере государственного регулирования намечены сдежующие шаги.

1. Завершить формирование федеральных и региональных органов регулирования сферы естественной монополии в электроэнергетике.

2. Разработать и утвердить комплекс нормативно-правовых документов по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые должны обеспечить:

· включение в тарифы всех обоснованных производственных затрат регулируемых организаций электроэнергетики и получение обоснованной прибыли на используемый капитал;

· дифференциацию тарифов для различных групп потребителей и регионов Российской Федерации, в наибольшей мере отражающую различие издержек в энергоснабжении;

· поэтапное прекращение перекрестного субсидирования;

· введение тарифов на транспортировку электрической и тепловой энергии.

Структурную реформу предполагается осуществлять в три этапа. Подготовительные этапы рассчитаны на 1997 и 1998 гг., а к 2000 г. предусмотрены:

· переход к конкуренции электростанций по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;

· расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок;

· участие в оптовом рынке ТЭЦ в составе региональных акционерных общества энергетики и электрификации;

· прекращение регулирования цен на электроэнергию, формируемых на спотовом рынке, развитие контрактных отношений на оптовом рынке;

· формирование окончательной структуры энергетических компаний, которая будет соответствовать условиям конкуренции.

Наши рекомендации