Перспективные задачи реформирования исторической науки

В системе образования в 90-е годы произошла смена парадигмы. Вместо классической утвердилась личностная (личностно ориентированная) парадигма, основанная на признании уникальности интересов и образовательных потребностей каждого конкретного человека. Личностно ориентированная парадигма предполагает приоритет следующих принципов построения системы исторического образования и подготовки учителей истории:

целостность, последовательность, системность и интегративность; вариативность и плюрализм;

гуманическая направленность;

несколько уровней системы образования;

интернационализация образования,

включение российской системы образования в международное образовательное пространство;

творчески-проектный и опережающий характер подготовки учителей истории.

Созданы вариативные комплексы учебников для начальной, основной и старшей школы. В теоретическом отношении эти учебники написаны на основе разных авторских концепций, методологических и методических подходов, что затрудняет учебную деятельность педагогов и учащихся. Поэтому одной из актуальных задач является подготовка концептуально однородных и совместимых по вертикали учебно-методических комплексов. Эти учебные книги могут быть написаны на основе разных концепций:

гражданско-патриотических,

цивилизационных,

демократических,

либеральных.

Но учащиеся должны быть обеспечены целостными учебными комплексами, построенными на основе единой методологии.

В связи с предполагаемым переходом на 12-летнюю модель среднего образования должно быть подготовлено новое поколение учебников для обычных и специализированных школ и классов.

Среди нерешенных проблем исторического образования выделяется отсутствие принятой педагогическим сообществом фундаментальной научной концепции исторического и обществоведческого образования, в частности для средней школы.

Перспективной задачей для всех общеобразовательных учреждений является построение целостной системы исторического, обществоведческого и гражданского образования, а также общественного воспитания, основанной на сочетании российских ценностей и общемировых достижений. В связи с этим для России особенно актуален поиск оптимального баланса общефедеральных, национально-региональных и локальных компонентов содержания образования.

Отсутствие сформулированных на основе согласия между различными политическими силами идеологических основ Российского государства затрудняет формирование и реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого.

В связи с этим необходимо провести широкую общественно-педагогическую дискуссию по проблемам государственной политики в области школьного исторического и обществоведческого образования, включая проблемы разработки фундаментальной концепции социально-гуманитарного образования, а также механизм подготовки, экспертизы и обеспечения школ учебной литературой нового поколения. Направлением этой дискуссии может стать поиск эффективных форм и методов повышения квалификации учителей истории, преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.

ЕГЭ по истории.

Анализ ситуации в области проведения ЕГЭ по истории выявил несколько актуальных как теоретико-методологических, так и практических проблем.

Важнейшей методологической проблемой является определение адекватного подхода к измерению образовательных достижений учащихся при изучении гуманитарных предметов — истории и литературы.

Конкретными проблемами являются особенности конструирования контрольно-измерительных материалов ЕГЭ в условиях принятой экспертным сообществом современной концепции исторического образования.

В настоящее время всё ещё действуют нормы федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), утверждённые в 2004 г. ФК ГОС вызывает много критических замечаний, он не стал основой консолидации научного и педагогического сообщества.

Практика показала, что в условиях введения ЕГЭ в штатном режиме цели образования трансформируются и подстраиваются под особенности контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, а сами эти измерительные материалы, как свидетельствуют общественные дискуссии, представляются спорными по самой методологии их построения.

В этих условиях фактически снижается роль истории как мировоззренческого учебного предмета, одной из важнейших функций которого является воспитание гражданской позиции и формирование ценностных ориентиров школьников.

Вывод

Серьёзная проблема в развитии системы исторического образования, на наш взгляд, заключается в том, что не преодолено противоречие между современными мировыми тенденциями и традиционными для отечественной системы классическими подходами к изучению истории, не определены пути адаптации мирового педагогического опыта к условиям Российской Федерации.

У нас приоритетом образовательного процесса по-прежнему остаётся преимущественно усвоение фактических знаний, а не формирование умения применять эти знания в конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем мировая образовательная практика всё более ориентируется на освоение востребованного информационной эпохой компетентностного подхода, предполагающего в первую очередь приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям.

Важнейшим фактором достижения целей модернизации является профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринять новые ценности и цели образования, обеспечить изменения в области содержания образования, в образовательных технологиях, в способах измерения образовательных достижений, в решении всего комплекса социально-педагогических задач, стоящих перед учителем в современной школе.

Предложения и рекомендации Совета Европы по преподаванию исторической науки в общеобразовательных школах:

Во-первых, по мнению европейских экспертов, нужно поощрять организацию исследовательской деятельности учащихся. Так, конкурсы исследовательских работ учащихся стимулируют учителей постоянно совершенствовать методику этой работы.

Во-вторых, Совет Европы рекомендует формировать аналитическое и критическое мышление учащихся; развивать способности к интерпретации и анализу исторических фактов, а также умения выявлять и анализировать их влияния на современные события в различных контекстах: социальном, географическом, экономическом и т.д.

В-третьих, Совет Европы рекомендует “знакомить будущих преподавателей истории со всеми новинками новых технологий и современными средствами связи”. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные, межкурсовые и внутрикурсовые связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

В-четвёртых, Совет Европы предлагает “уделить особое внимание подготовке профессорского состава, в чью задачу входит повышение профессионального уровня преподавателей истории”.

С нашей точки зрения, предложенные рекомендации Совета Европы показывают возможные направления модернизации системы школьного исторического образования и могут быть реализованы в условиях современной российской школы.

Литература

1. Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новании/сост. Е.Е. Вяземский, Ю.В. Романов[электронный ресурс]- на сайте - http://xn--c1arjr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/10/Problemyi-prepodavaniya-istorii-sbornik.pdf- дата обращения: 23.11.2016.

2. Е.Е. Вяземский Школьное историческое образование в России в начале ХХ1 века: основные тенденции и проблемы[электронный ресурс]- на сайте - http://his.1september.ru/article.php?id=201000606 – дата обращения: 23.11.2016.

3. Е.Е. Вяземский Школьное историческое образование: опыт и проблемы. [электронный ресурс]- на сайте -http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/FREE/NNI_HIS.HTM – дата обращения:23.11.2016.

Наши рекомендации