Концепция реформирования государственной службы в России, ее цели и задачи

В реформировании государственной службы можно выделить несколько этапов. На первом этапе реформ (1992-1993 гг.) инициативная группа специалистов объединилась во круг идеи создания централизованной организации, ответственной за разработку и осуществление общеорганизационной политики в области государственного управления и государственной службы – Роскарды.

Основные результаты первого этапа: институциональное оформление государственной службы; создание системы обучения государственных служащих; постановка вопроса об особенностях и специальном назначении государственной службы, ее ключевом значении в построении эффективного государственного аппарата; закрепление за государственной службой особого статуса; выделение на ее содержание и развитие материальных и иных ресурсов.

Первым значительным нормативным актом является указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. №361, который ввел в законодательство понятие «государственная служба». Необходимо также отметить указ Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» от 22 декабря 1993г. № 2 267, который можно рассматривать в качестве одного из результатов государственного переустройства сентября-октября 1993г., закрепившем в нормативном плане политические результаты.

«Федеральный закон « Об основах государственной службы РФ» 31 июля 1995 г. №119-ФЗ определил начальный этап формирования нормативно-правовой базы государственной службы. Он установил правовые основы организации такой службы и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации.»

На втором этапе (1997-1998гг).

Главным достижением второго этапа реформ явилось выстраивание идеологической основы реформы, создание ее теоретической базы. Были выделены и обоснованы стержневые направления реформы государственной службы, сформулированы механизмы проведения реформ в жизнь.

Третий этап реформ (1999-200гг.). Была практически завершена подготовительная работа по разработке Концепции, Программы реформирования.

Переломным моментов в процессе реформирования государственной службы стало принятие «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» от 15 августа 2001 г.

В концепции вводилось понятие государственной службы не как профессиональной деятельности , а как «комплексного, публичного, социального, правового, организационного института по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства….». Несомненным достоинством Концепции, несмотря на недостаточную содержательную проработанность, является ориентацией на кадровую политику и работу с кадрами государственной службы как основы ее реформирования.

«Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1 336 утверждена федеральная программа «Реформирования государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг.)» Цель Программы - повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.

Ожидаемые результаты реализации Программы были: приведение нормативно-правовой базы системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями; создание профессиональной государственной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих; внедрение должностных регламентов государственных служащих достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг; создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу; создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения федеральной государственной службы; повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава государственных служащих; внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих; повышение профессионального уровня государственных служащих; оптимизация численности федеральных государственных служащих; создание материально-технических условий для эффективного исполнения федеральными государственными служащими должностных обязанностей; формирование системы управления государственной службой».

На этапе реформирования государственной службы в 2006-2007 годах запланировано в полном объеме реализовать приоритетные направления реформы государственной службы Российской Федерации, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336, продолжить работу по формированию целостной системы государственной службы, решить комплекс задач, связанных с нормативным правовым оформлением и совершенствованием механизмов функционирования видов государственной службы, оптимизацией кадрового состава государственных служащих, формированием системы управления государственной службой.

На втором этапе (2011 - 2013 годы) предстоит осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершить формирование единой системы управления государственной службой.

Наши рекомендации