Меры государственного принуждения (санкции), применяемые к нарушителям данной нормы

Характерная особенность содержания нормы права состоит в том, что она отражаетнаиболее важные, основные, существенные признаки, свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конк­ретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру, одно из наиболее распространенных отноше­ний — купли-продажи. В такие отношения ежедневно вступают мил­лионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлет­ворения своих потребностей в продуктах питания, станках, оборудо­вании, полуфабрикатах и иных материальных благах. И тем не менее все многообразие правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, рынках, а также субъектов и объектов этих пра­воотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ. Индивидуальные черты граждан, организаций, учреждений, пред­приятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как по­купатель и продавец. Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, выступающий объектом догово­ра купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия покупателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совер­шение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость.

Благодаря тому, что норма права отражает наиболее важные, глав­ные черты, свойства конкретных правоотношений, она и приобре­тает способность быть регулятором общественных отношений. Пра­вовая норма представляет собой как бы каркас, основу обществен­ных отношений, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В правоотношениях эти устойчивые, типичные черты могут сколько угодно дополняться и конкретизироваться индивидуальны­ми, специфическими признаками. Причем последние могут играть решающую роль в возникновении, изменении или прекращении кон­кретных правоотношений.

Конкретные правоотношения всегда возникают между индиви­дуально определенными лицами, как правило, по их добровольному согласию и желанию, зависят от материального благополучия субъек­тов правоотношения, их потребностей в том или ином материаль­ном благе, его качестве и качестве и других обстоятельств. Однако любое правоотношение, каким бы своеобразным оно ни было, мо­жет возникнуть и существовать при одном непременном условии — правоотношение должно полностью соответствовать всем требова­ниям, общим, типичным признакам, закрепленным соответствую­щей нормой права. Несоблюдение тех или иных требований нормы права неизбежно влечет негативные последствия, которые могут быть самыми различными: от отказа государства в защите прав в правоот­ношении, возникшем не в полном соответствии с действующими нормами права, до признания правоотношения правонарушением и привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Свойство правовой нормы отражать наиболее важные, характер­ные, устойчивые черты, свойства общественных отношений возника­ет не само собой, автоматически, аявляется результатом творческой мыслительной деятельности ученых-юристов и правотворческого орга­на, принявшего соответствующий нормативно-правовой акт. Процесс создания нормы права, ее конкретных требований сводится к абстра­гированию от всего случайного, второстепенного, не имеющего су­щественного значения для правого регулирования общественных от­ношений и поиску главного, устойчивого, необходимого в таких от­ношениях. Эта сложная мыслительная деятельность не всегда может завершаться познанием всех необходимых для конструирования нор­мы права свойств, признаков общественных отношений.

Вполне возможны ситуации, когда норма права отражает соответ­ствующие общественные отношения неполно или неточно. Такая не­совершенная норма не может в полной мере реализовать свое назначе­ние регулятора общественных отношений и действует недостаточно эффективно либо вовсе неэффективно. В конкретных правоотношениях неизбежно возникают конфликты, которые не удается разрешить с по­мощью несовершенной нормы права, либо закрепленные нормой тре­бования приводят к нежелательным экономическим, социальным, по­литическим и иным негативным последствиям.

С учетом результатов действия несовершенной нормы права пра­вотворческий орган принимает меры по улучшению ее содержания путем внесения соответствующих изменений и дополнений. И та­ким образом, постепенно, путем проб и ошибок правовая наука и



правотворческий орган находят оптимальное содержание нормы права, приводят ее в полное соответствие с главными, необходимы­ми, устойчивыми признаками, свойствами регулируемых этой нор­мой общественных отношений.

В числе специфических признаков нормы права в юридической литературе чаще всего называют нормативность, формальную опре­деленность и ясность.

Нормативность характеризует юридические свойства нормы, ее способность выступать регулятором общественных отношений. Нор­мативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки об­щественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений.

При этом следует учитывать, что нормативность является необ­ходимым признаком нормы права. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут исполь­зоваться в качестве регуляторов общественных отношений. Это, в частности, могут быть индивидуальные предписания, касающиеся непосредственно лиц, поименно названных в тексте нормативно-правового акта, либо так называемые организационные предписа­ния, направленные на исполнение действующих норм права, либо предписания-рекомендации и др.

В указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Пра­вительства РФ, иных нормативно-правовых актах могут содержать­ся одновременно как нормативные, так и ненормативные предписа­ния. В то же время нередко возникают ситуации, когда достаточно сложно отличить нормативные предписания от ненормативных, ру­ководствуясь лишь общим пониманием нормативности.

Например, распоряжением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 1128-р разрешается приватизация предприятия «Степная геоло­го-разведывательная экспедиция» с преобразованием его в акцио­нерное общество. Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 298-р в Сихотэ-Алинский государственный природный био­сферный заповедник передаются земли лесного фонда Мельнично­го лесхоза площадью 40 232 га. Являются ли эти распоряжения нор­мативными или представляют собой разновидность индивидуальных организационно-распорядительных предписаний?

Наши рекомендации