Подсистемы политической системы
Предмет и метод ТГП.
Наука – это система знаний, нацеленная на поиск истины. Предмет науки – некоторые стороны, аспекты объекта, которые изучаются только одной наукой.
Объект науки – некоторые реально существующие процессы и явления действительности, которые наука изучает (Объект изучается многими науками).
Объект ТГП – государство и право или государственно-правовая сфера (действительность).
Предмет ТГП выделяют следующий: закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. (Закономерности – существенны, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между процессом и явлением, где существенные означает те, которые не могут не произойти).
Матузов и Малько относят к этому блоку: возникновение государства и права, смена их исторических типов, развитие их сущности, эволюция форм государства и права и.т.д.
•Государство и право неразрывно связаны, но выступают как самостоятельные явления по отношению друг к другу. Выполняют схожие экономические и социально-политические функции, постоянно оказывают активное взаимодействие друг на друга.
ТГП в период своего становления называлась “энциклопедия права”. Она использовала на себе влияние идей Платона, Сократа, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Энгельса, И. Канта.
Структура ТГП:
Теория общих проблем государства и права; Проблемы методологии, возникновения, типологии, познания, сущности.
Теория и проблема государства;
Проблемы теории права (самая простая структура). Некоторые теоретики также относят сюда:
Философия государства и права
Сущность государства и права
Догма права (узкий смысл)
•Отличие ТГП от обыденного сознания – знание нужно отличать от обыденного сознания (человеческое: его отличает не системность, общее представление, низкая форма познания действительности) и идеологического знания (нацеленное на обслуживание социальных интересов).
Методы ТГП:
1) Всеобщие (философские) – некоторые универсальные принципы познания, которые используются на протяжении всего познания:
Метафизический – рассматривает процесс в статике (состояние покоя)
Методиалектический – процесс развития (динамика)
2) Общенаучные –разрабатываются в рамках философии и используются на отдельных стадиях познания (Анализ, синтез, индукция, дедукция)
3) Частнонаучные – разрабатываются частными, отдельными науками могут заимствоваться (социологические, исторические, статистические, математические).
4) Частноправовые – разрабатываются в рамках самой ТГП или юр. наук и используются только юр. науками (Формально юридический – использование правил формальной логики для анализа юридических понятий. Сравнительно- правовой – приемы, способы сравнения).
В ТГП выделяют исторические типы права и государства, проводят классификацию (- это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам с учетом их основных характеристик) форм правления и форм государственного единства. Разрабатываются различные классификации норм права и др. Классификация дает возможность различить объекты по количественным и качественным параметрам.
Уровни научного исследования:
Описание
Классификация
Объяснение
Критика результатов исследования
Функции (направленное действие науки на) ТГП:
Познавательная (онтологическая)
Методологическая (приемы и способы познания)
Идеологическая (воздействие на общество и сознание людей, его формирование)
Практико-прикладная (выработка рекомендации по решению политико-правовых проблем)
Прогностическая (прогнозы на будущее)
Эвристическая (нахождение истины)
(2) Понятие и сущность государства
Существует множество точек зрения о понятии государства:
1) Государство– политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, обладает аппаратом управления и принуждения, издает общеобязательные предписания и характеризуется суверенитетом.
2) Государство – это аппарат по управлению делами классового общества, действующий преимущественно в интересах экономически господствующего класса (Сырых В.М.)
•Сущность, как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении Сущность государства – главное в государстве.
Аспекты:
1)То, что V государство – есть организация политической власти (формальная сторона)
2)То, чьим интересами служит данная организация (содержательная сторона)
Подходы:
1)Классовый – определяется как диктатура господствующего класса – власть основанная на насилии
2)Общечеловеческий (общесознательный) – власть всего общества. Государство как инструмент компромисса.
3) Религиозный – интересы определены религией: Иран, Ливия, Ватикан.
4) Национальный – интересы нации (Эстония, Латвия)
5) Расовые – интересы определенной расы (ЮАР, Индия)
С точки зрения Марксизма сущность государства – это диктатура, власть не ограниченная никакими законами, опирающаяся на насилие и принуждение господствующего класса.
(3)ТГП в системе гуманитарных и юридических наук
Науки бывают:
• Технические (механика)
• Общественные (ТГП)
• Естественные (физиология)
___Философия играет методологическую роль для всех остальных наук (ТГП с помощью философии формирует мировоззренческие позиции)
Юридические науки – часть гуманитарных наук, поскольку государство и право является социальными интересами. В свою очередь они делятся:
1) Теоретические (одни считают, что сюда входят только Теория Права, другие – ТГП в целом, философия права и.т.д.)
2) Историкоправовые (история государства и права)
3) Отраслевые (отрасль права)
4) Прикладные (ориентированные на практику:
• Криминалистика
• Правовая статистика
• Правовая психология
• Судебная медицина
•ТГП выступает как методология в системе юридических наук: теория без истории пуста – история без теории слепа.
•Политико-юридический характер ТГП (отражается в ее названии):
1) Теория – система обобщенного знания; форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности действительности.
2) Это не абстрактная теория (конкретные явления – государство и право)
3) Это не изолированные друг от друга явления;
4) Право и государство является не естественным, а сугубо общественным и социальным явлением;
Задачи ТГП:
1) Построить логически-законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук и обобщить результаты всех этих наук в одно гармоническое целое;
2) Изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки
Гуманитарные (общественные) науки
Делятся на: Философия, Политология, Экономика, Социология, История и Юридические науки, которые в свою очередь делятся:
Теория государства и права (взаимосвязь со всеми вышеперечисленными) Историко-правовые учения (История правовых учений, История государства и права) Отраслевые науки (конституционное, административное право) Прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, правовая статистика)
ТГП рассматривает государство и право без хронологии. ТГП выступает как обобщающая категория: изучает обще закономерности, проблемы, играет методологическую роль.
(4) Республика как форма правления. Виды республик
Республика– верховная государственная власть осуществляется коллегиально, выборными органами, избираемые населением страны. Существуют следующие типы:
• Президентская (США) – Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Президент избирается народом. Президент глава исполнительной власти;
• Парламентская (Италия) – Правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним Правительство формируется из числа депутатов партий, определяющих большинство голосов в Парламенте;
• Смешанная (Россия) – правительство формируется совместно президентом и парламентом. Президент избирается народом – не является главой правительства и наделен сильными полномочиями (может распускать правительство и парламент)
(5)Первобытное общество: общая характеристика социально-экономической организации и власти.
Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (около 1млн лет) этапом в истории человечества. Существуют различные мнения (первое общество: 1-1,5 млн лет назад до 5-6 тыс. лет различалось на разных континентах.
Общество представляет собой целостный социальный организм (систему), которая отличается определенной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений – для каждого общества характерна определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм). Интересы выступают решающим личностным регулятором.
Организация социальной экономики и власти:
- Основная форма социальной организации первобытного общества род (коллектив или совокупность людей, которых объединяет общее родство, коллективный труд и общая собственность на средства производства и продукты труда.
- Отсутствовал избыточный продукт
- Все факторы определяли единство интересов общества
- Распределение продуктов осуществлялось по принципу первобытного социализма от каждого по способностям, каждому по потребностям.
Осуществление власти:
1) Первобытная демократия (т.е. объект и субъект власти здесь совпадал)
2) Базировались на семейных отношениях
3) Экономическое равенство обуславливало и политически-взрослое население – и мужчины и женщины имели право участвовать в обсуждении и решении различного рода вопросов, связанных с деятельностью рода
4) Главным институтом власти являлись – родовые собрание, вече, а так же их основные представители (Старейшины, советы старейшин, военачальниками)
5) Все органы власти основывались на власти авторитета, уважения к традициям рода)
•Социальные норма первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Регулировали определенные способы добывания пищи и.т.д.
Такие нормы называются мононормами. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни и нормами первобытной морали. Социальные нормы:
1) Регулирования отношения между людьми;
2) Реализовывались в виде обычаев;
3) Существовали в поведении и сознании людей;
4) Обеспечивались в основном силой привычки;
5) Имели в качестве ведущего способа регулирование запрет (система табу)
6) Выражали интересы всех членов рода и племени
(6)Монархия как форма правления. Виды монархий
1) Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит 1-му лицу – монарху и передается по наследству. Верховная государственная власть, осуществляемая единолично. Глава государства формально-юридически не зависит от народа (воли). Монархию можно разделить на следующие типы:
• Абсолютная монархия – вся власть принадлежит одному лицу (Саудовская Аравия). Власть неограниченна. Органы власти подотчетны монарху.
• Ограниченная (ограничена Конституцией, неписанным правом), которая в свою очередь делится на:
Парламентская – властные полномочия у парламента;
Дуалистическая – власть разделена между парламентом и монархом.
(7)Причины и общие закономерности возникновения государства.
Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
С точки зрения современной науки возникновение государства обусловлено развитием экономики, производственных сил общества.
Так же появление государства обусловлено переходом от присваивающего хозяйства к производственному ~ 10-12 тыс. лет назад.
Общественное разделение труда:
1) Отделение скотоводства от земледелия;
2) Отделение ремесла от земледелия;
3) Появление торговли (купечество)
Рост производительных сил общества и появление избыточного продукта: распределение неравномерно социальное неравенство (богатые и бедные); после появления избыточного продукта становится экономически-возможной и выгодной эксплуатация – присвоение труда (чужого) Появляются социальные классы Противоречия между властвующими и угнетенными классами начало социальной борьбы (на смерть) возникают органы власти, основанные на принуждении возникают органы государства.
В.И. Ленин: “Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, государство появляется там, тогда и поскольку: где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могу быть примирены”
Т.е. с точки зрения диалектического материализма: Государство появляется тогда, как орган усмирения классовых противоречий, чтобы общество не погибло, и, с другой стороны, как орган защиты господства экономически сильных классов.
Причины (в различных теориях разные):
• Теологическая (божественная сила)
• Договорная (сила разума, сознания)
• Психологическая (биологические факторы)
• Материалистическая (социально-экономический фактор)
• Теория насилия (военно-политические факторы)
(8)Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма гос. устройства – категория, характеризующая территориальное устройство, строение, соотношение центральных и местных органов власти (или органов государств, образующие союз);
Государственное устройство может быть:
1) Унитарное – простое государство, состоящее из административных территориальных образований, не обладающих элементами государственного суверенитета:
- Единая система верховной государственной власти;
- Единая правовая система и одна конституция;
2) Федеративное – состоит из государственных образований, наделенных государственным суверенитетом:
- множество правовых систем; договорные;
- наличие у субъектов конституций; конституционные;
- огромная территория и этнос;
•Конфедерация – временный союз государств, созданный для достижения политической, экономической и иных целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом. Нет единого законодательства (США 60-ые годы)
(9) Классические формы возникновения государств.
Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становлением государственной власти в различных исторических условиях имел свои специфические особенности. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
- Азиатский путь возникновения государства (На Востоке: Египет, Вавилон, Китай, Индия). Первые государства в мире IV – III тыс. д.н.э:
• Неразвитая частная собственность, преобладает государственная собственность;
• Основные, эксплуатируемые не рабы, а свободные крестьяне-общинники (строительство пирамид, восточная деспотия).
Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружения, организация поливного земледелия и.т.д). Поэтому здесь устойчивым оказались социально-экологические структуры родового строя (земельная община, коллективная собственность и др., которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач).
В Европе преобладали другие формы:
Формирование государства в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
--- Афинский (греческий) – способ производства и путь возникновения государства (Энгелсь считал, что это наиболее классическое государства, возникшее непосредственно из классовых противоречий). Две революции, происшедшие на протяжении 1-го столетия и закрепленные реформами Солона (594 д.н.э.) и Клисфена (509 д.н.э.) привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления. Привели к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, совещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной границей.
--- Римский(древний) путь возникновения государства. Процесс был ускорен борьбой плебеев (свободные жители покоренных земель) с патрициями (римской родовой знатью). Плебеи не являются частью римского народа. Владея земельной собственностью должны были платить налоги и отбывать военную службу, лишены права занимать государственные должности. Не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями.
Борьба плебеев (основная революционная сила) против патрициев – это борьба против другого общественного строя, основанного на кровных узах. Победа принесла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественном различии.
--- Др. Германский путь возникновения государства:
Одни считают, что в связи с завоеванием германскими племенами западной части Римской империи эти племена, имевшие родовое устройство, не могли управлять римскими провинциями понадобился специальный аппарат: военачальник монарх.
Другие считают Германия, Россия и др. возникли не как феодальные (крестьяне, крупная частная собственность на землю), а как прафеодальный (знать еще не имела крупной частной собственности на землю., Крестьяне свободны, имели собственность, землю).
!Таким образом. Государство существует не всего, оно возникло как продукт социально-общественного развития, на определенном этапе, когда появилась в этом потребность под влиянием множества факторов.
(10) Федерация как форма государственного устройства
Федеративное– состоит из государственных образований, наделенных государственным суверенитетом:
- множество правовых систем; -->договорные;
- наличие у субъектов конституций; --> конституционные;
- огромная территория и этнос;
Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio - союз, объединение), - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государственные образования - субъекты федерации - обладают определенной юридической и политической самостоятельностью.
(11) Теории происхождения государства: содержание и познавательная ценность.
Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер, позволяет глубже понять социальную природу, их особенности и черты; проанализировать причины и усилия их возникновения и развития; определить их функции и.т.д.
Теологическая теория – времена Средневековья. Основателем обычно считают Ф. Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Его учения были объявлены, как наиболее соответствующие духу и задачам католицизма.
Патриархальная теория – (Аристотель, англ. мыслитель XVIIв, Р. Фильмер, русский социолог Н.К. Михайловский) по этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к общению, что приводит к возникновению семьи à развитие и увеличение числа семей приводит к их объединению и образованию государства. Власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Как и отце, монарх не выбирается, не назначается, не сменяется подданными, ибо они – его дети. Теория создает ореол святости, уважение государственной власти, всеобщей родственности, но она слишком упрощает процесс возникновения государственности.
Договорная теория – (распространена в XVII – XVIII в, в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.) Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в “естественном первобытном состоянии”. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге возникает круг прав и обязанностей.
Теория насилия – (наиболее логически основана в XIX в., в трудах Е. Дюринга. Считали, что военно-политический факторы – население, порабощение одних другими племенами. Для управления завоеванными территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате воли племена à касты, классы; Завоеватели превращали покоренных в рабов. С одной стороны, эти факторы нельзя полностью отвергать, с другой – степень их везде была разная.
Органическая теория – (2 половина XIX в, в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса). Под мощным влиянием теории Ч. Дарвина на науку, государство считалось организмом. В государстве существовало постоянное взаимоотношение между его частями, также и отношения между частями живого существа. Государство – это продукт социальной эволюции. Правитель à Мозг и.т.д.
Материалистическая теория – (Карл Маркс, Фридрих Энгельс). Причины возникновения государства – социально экономические. Первостепенное значение для развития экономики. Совершенствование орудий труда и непосредственно разделение труда дали скачок производительности à появляется избыточный продукт à частная собственность à деление на классы (бедные и богатые) à эксплуататоры и эксплуатируемые. Возникает публичная власть, не совпадающая с интересами общества. Для защиты своих экономических интересов они создают государства.
Психологическая теория – (Петрацкий, Г. Тард, З. Фрейд). Происхождение государства связано с свойствами человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми. Стремление подчиняться, подражать. Причины заключаются в тех особенностях, которые приписывали вождю, шаману à создается условие зависимости сознания человек от этой элиты à возникает государственная власть. Но всегда существуют люди не согласные с властью, для удержания подобных психических качеств личности возникает государство. Психические свойства в теории преувеличены.
Патримониальная теория – государство, как и земля – частная собственность правителя. Правители господствуют над территорией в силу исконного права на собственность. Народ à арендаторы. Чиновники à приказчики. Минус – в период возникновения государственные институты не всегда в полном распоряжении правителя.
Ирригациональная теория – (гидравлическая теория, немецкий ученый Карл Виттфогель) процесс возникновения государства связан с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновником, государственных людей, эксплуатация граждан. Государство ведет жестокую политику (Египет, Индия, Кидай. Минус – ирригационные причины были характерны для некоторых регионов Востока.
(12) Политический режим: понятие и виды.
Политический режим – способы, приемы и методы осуществления политической власти. Разделяют на 2 основных вида: демократические и недемократические.
•Демократические – народ принимает активное участие в жизни государства. Основные признаки таких государств:
Признание и гарантирование осуществления широкого круга прав и свобод человека и гражданина
Выборность и сменяемость органа государственной власти
Политический плюрализм (многопартийность, свобода создавать партии, отсутствие политической цензуры).
Наличие в стране разделение властей;
Наличие правового государства и гражданского общества;
•Недемократические – народ не участвует вовсе или очень ограниченно в политической жизни государства:
Тоталитарный – использование систематического террора в отношении населения;
Авторитарный – ограничение представительской демократии;
Невозможность избрания другого правителя;
Систематическое нарушение право и свобод граждан, вмешательство в личную жизнь;
Деспотический режим – полное бесправие подданных, жестокое подавление всякой воли, возмущений и.т.д.
(13)Диалектико-материалистическая теория происхождения и сущности государства.
Представители – Феербах (идеалист), Гегель (материалист), Маркс и Энгельс – на основе их учений создали диалектико-материалистическую теорию.
•С точки зрения даилектико-материалистической науки: государство появляется как орган усмирения классовых противоречий и с другой, как орган защиты господства экономически сильных классов.
В.И. Ленин: “Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, государство появляется там тогда и поскольку: где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены”.
•Процесс появления противоречий: Разделение труда (отделение скотоводства и ремесла от земледелия, появление торговли) à рост производительных сил общества и появление избыточного продукта à распределение неравномерно, соответственно появляется социальное неравенство (богатые и бедные). После появления избыточного продукта становится экономически возможной и выгодной эксплуатация (присвоение чужого труда) à появляются классы, частная собственность à начинается социальная борьба à противоречие между властвующими и угнетенными классами нарастает à возникают органы власти, основанные на принуждении à возникают органы государства.
Сейчас российские политологии и правоведы предпринимают попытки развить материалистическое учение. Ф. Энгельс “Происхождение семьи”.
(14) Механизм государства. Понятие и структура.
Механизм государства – система органов и организаций, которые осуществляют функции государства и реализуют государственную власть.
-Есть 3 точки зрения на соотношение:
“Механизм государства” = “государственный аппарат”;
“Механизм государства” более широкое понятие чем “государственный аппарат”.
Государственный аппарат рассматривается в более узком смысле как аппарат государственного управления (т.е. система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, наделенных дл этого властными полномочиями).
При этом “механизм государства” включает, наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также такие составляющие, как вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения, опираясь на который, государственный аппарат действует;
“Государственный аппарат” – все органы государства в динамике (государственный аппарат в динамике), их деятельность, взаимосвязь между собой в процессе осуществления функций государства.
Структура механизма государства:
Органы государственной власти – (самый важный элемента – действует на основании НПА и от имени государства осуществляет государственную власть) подразделение механизма государства, которое наделено государственно-властными полномочиями. Органы исполнительной власти могут использовать силу государственного принуждения. Существует разделение на законодательную, исполнительную и судебную власть;
Государственные учреждения – подразделение механизма государства, которые наделены властными полномочиями, но осуществляют практическую деятельность по реализации функций государства в социальной, образовательной, культурной и иных сферах общественной жизни;
Государственный предприятия – подразделения механизма государства, которые не наделены властными полномочиями, но осуществляют деятельность по производству товаров, выполнению работа, оказанию услуг (производственная деятельность);
Государственные служащие – лица, которые осуществляют деятельность, связанную с реализацией государственной власти и функций государства;
Армия или вооруженные силы – применяют меры государственного принуждения;
(15) Договорная теория происхождения государства
Отдельные элементы этой теории были разработаны еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако оформилась она лишь в XVII – XVIII в.в.
Представители: Г.Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж. Руссо.
Во многих работах договорная теория рассматривалась как естественно-правовая, но их нужно рассматривать отдельно, т.к. 1-ая акцентирует внимание на государстве, тогда как 2-ая – на праве, но и сама договорная теория очень противоречива: А. Радищев считал, что государство возникает как следствие договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Цель государства – блаженство граждан. Ж. Руссо – связывал возникновение государства с появлением частной собственности (работа “Об общественном договоре или принципы права”.). Задача общественного договора – найти такую форму организации, при которой личность и имущество будут защищены и останутся свободными обязательные взаимные условия и их соблюдения, чтобы договор не был формальностью.
Каждый отдается в руководство общей воли. Ж. Русо выдвигает свою теорию – правление осуществляется народом (общая воля). Законы принимаются только на основе референдума. В качестве суверенитета – обладателя верховной власти выступает народ.
•Теория несколько утопична, но время было другим, когда она рассматривалась. Правитель всегда хочет власти, поэтому естественное право человека противостоять этому.
(16) Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства в политической системе общества.
Система – (от древнегреческого - множество элементов в целостном единстве) упорядоченная определенным образом совокупность элементов взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Это единство обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Особенность системы – наличие интегративных качеств, т.е. свойств, не присущих каждой в отдельности.
Виды социальных систем:
Правовая
Идеологическая
Политическая!
Экономическая
Экологическая
Необходимо отметить, что в отличии от других систем, политическая и социологическая связаны с волевой деятельностью человека. Теоретиками политической системы являлись американские ученые: Парсонса, Апонда.
Формирование политической системы осуществляются при помощи деятельности человека.
Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм, совокупность институтов (государственных органов, партий, движений, общественных организаций) в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Сущностная характеристика политической системы – политическая власть (система волевых отношений различных социальных классов и групп).
Подсистемы политической системы
Институциональные – состоящие из политических институтов: государство, партии, движения, церковь;
Нормативная – регулирует общественные отношения;
Функциональная;
Идеалистическая;
Коммуникативная;
Политическая власть регулирует эти подсистемы. Государство занимает особе место т.к. имеет влияние на все сферы жизни общества, обладает властным полномочиями:
Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.
Является единственным носителем суверенитета;
Обладает специальным аппаратом, предназначенным для управления обществом. Имеет силовые структуры (ВС, полиция, ФСБ и.т.д.);
Обладает, как правило, монополией на правотворчество;
Владеет специфическим набором материальных ценностей (гос. бюджет, гос. собственность, валюта);
Определяет главные направления развития общества.
Расшифровка политических подсистем:
1) Идеологическая:
Идеология – система политических прав, философских, религиозных, моральных взглядов и идей, в которых выражается сознание и оценка отношения людей к действительности. В соответствии с ней осуществляется деятельность государства.
Политическая идеология – система концепций о характере данного общества, совокупность взглядов о его закономерностях развития. С политической идеологией связана правовая идеология.
Политическое сознание – многообразие проявления духовностей, в которых отражается деятельность политической власти.
Политическая культура – система ценностей, понятий, идей, убеждений принятых членами общества.
2) Функциональная подсистема – выражается в формах и направлениях политической деятельности в методах, т.е. совпадает с политическим режимом.
3) Нормативная подсистема – (важная форма регулирования общественных отношений) состоит из:
Правовых принципов – имеющих политическое содержание; принципов; содержатся в партийных органа; политические традиции и обычаи, принципы и нормы морали.
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая при этом следующими полномочиями:
Может устанавливать в законодательстве правовой режим организаций и функционирование всех иных субъектов политики;
Регулирует их соответствующими органами и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
Меры принуждения за соответствующие нарушения;
(17)Основные признаки государства.
Государство характеризуют определенные признаки, отличающие его от догосудасрвтенных, так и негосударственных организаций:
Публичная власть (аппарат управления и принуждения) – особая группа людей, которая выделена из общества, занимающаяся либо управлением, либо принуждением (чиновники, армия) à также сюда многие включают материальные придатки (тюрьмы, исправительные учреждения).
Организация населения по территориальному признаку (защита своего населения);
Налоги (система обязательных платежей государству) – основная доходная часть бюджета, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата.
Право (юридические рамки и формы осуществления функций государства).
Монополия на правотворчество;
Монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
Устойчивая правовая связь с населением проживающее на территории государства (гражданство, подданство);
Обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики