Региональный экономический интерес и его персонификация

Поведение субъекта регионального управления можно выразить исходя из рассмотрения регионального экономического интереса.

Региональный экономический интерес — это система экономических интересов групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую-либо собственность.

Региональные интересы существуют столь же объективно, как и групповые интересы трудовых коллективов предприятий, отраслей хозяйства, представляя особые, вызванные реальной спецификой условия, мотивы и способы действий проживающих в данном регионе людей. Эти интересы направлены на воспроизводство факторов жизни и труда в региональном звене производственной и социально-экономической структуры общества и на удовлетворение материальных и духовных потребностей жителей региона посредством эффективного территориального хозяйствования.

Региональный интерес реализуется в эффективном использовании имеющихся на территории региона производственных, трудовых и природных ресурсов, а также в присвоении определенной части результатов от их использования.

Экономический интерес — понятие, необходимое для определения тенденций развития экономики и политической сферы региона. Его выявление предполагает изучение действий и поступков различных субъектов хозяйственной деятельности, анализ их объективного положения, а также определение перспектив формирования и направлений трансформации интересов отдельных групп населения.

Экономические интересы являются тем инструментом, который используется в хозяйственном механизме. Именно через них можно оказать воздействие на характер и темпы рыночных преобразований в регионе.

В условиях рыночных отношений и в связи с предоставлением регионам (субъектам Российской Федерации) большей самостоятельности неизбежно возрастают значимость и противоречивость региональных экономических интересов.

Важнейшими компонентами регионального интереса являются две составляющие: прямая и косвенная. Приоритет отдельных составляющих регионального интереса зависит от тесноты связи того или иного элемента с потребностями региона.

Прямая составляющая включает компоненты, которые отражают непосредственные потребности региона, — обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения: удовлетворение потребностей в товарах народного потребления, создание благоприятной экологической обстановки, обеспеченность в услугах социальной инфраструктуры, обеспечение потребностей населения в труде.

Косвенная составляющая включает такие компоненты, которые отражают потребности системы более высокого уровня (народного хозяйства), в которую регион входит как подсистема. Это прежде всего производство продукции, удовлетворяющей потребности федерального уровня. На это направлены действия отраслей специализации, и это является прямой составляющей отраслевого интереса.

Прямые составляющие являются объектом непосредственной деятельности субъектов интересов, а косвенные составляющие — областью их взаимодействия.

Экономическим интересам в регионе свойственна определенная противоречивость, которая вытекает, прежде всего, из объективных противоречий между интересами разных групп населения: личными и общественными, отраслевыми и региональными, региональными и групповыми. Единство всех видов региональных интересов может быть обеспечено путем проведения большой организационной работы по согласованию и сглаживанию существующих противоречий. Единство интересов является не столько исходной предпосылкой, сколько конечным результатом деятельности субъектов регионального хозяйствования, который может быть получен в результате согласования противоречий в системе экономических интересов.

Проводниками экономических интересов на региональном уровне являются субъекты экономической политики. Субъектов экономической политики в регионе можно условно подразделить на три группы: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носителями хозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по уровню доходов, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам.

В число носителей хозяйственных интересов входят такие группы населения, как: наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, работники военно-промышленного комплекса и т.д.

У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и т.д., обращаются с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

Реакция органов государственного регулирования экономики на инициативы носителей экономических интересов может быть различной. Письмо отдельного производителя в Министерство экономического развития и торговли с предложением ограничить импорт дешевых американских куриных окорочков может быть воспринято в лучшем случае как информация о настроениях определенных профессиональных и региональных групп. Иная ситуация возникает, если с ходатайством или требованием обращается крупная фирма, занимающая господствующее положение в производстве курятины. Не реагировать на пожелания такой фирмы государственные хозяйственные органы (тем более регионального уровня) не могут, так как от нее в определенной степени зависит состояние региональной экономики. Кроме того, крупная фирма может организовать лоббирование своих интересов в структурах власти.

Выразителями хозяйственных интересов являются специализированные организации, объединяющие носителей экономических интересов, которые выражают и отстаивают экономические интересы данной группы населения региона. К числу таких организаций относятся: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, фермеров, маклеров и т.п.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов — это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они могут оказать реальное воздействие не только на региональную, но и на общегосударственную экономическую политику.

Политические партии являются выразителями более широкого круга интересов населения: политических, социально-экономических, религиозных, культурных, экологических. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют от имени общенациональных интересов, но вместе с тем они тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Например, во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные христианско-демократические, либеральные партии.

Исполнители хозяйственных интересов призваны осуществлять государственную экономическую политику региона. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), построенные по иерархическому принципу (федеральный, региональный и муниципальный уровень).

Существуют разнообразные каналы воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды — от местных до международных, кампании гражданского неповиновения и т.д.

У выразителей хозяйственных интересов имеются печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признакам, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые объединения.

Наиболее действенным каналом воздействия является обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органам хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.

Существует несколько направлений обратной связи между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов. Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, увеличении занятости, улучшении структуры хозяйства, положительном платежном балансе региона, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: уровень социальной напряженности, оценка государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов непосредственно или через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей и профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами.

Система хозяйствующих субъектов региона — взаимосвязанный набор реально действующих институтов, оказывающих воздействие на общественное воспроизводство в регионе.

В условиях перехода к рынку система хозяйствующих субъектов коренным образом меняется. Если раньше в качестве субъектов экономики региона выступали только государственные структуры, то теперь в регионах страны сформировалось многоукладное хозяйство, включающее предприятия и организации различных форм собственности, в том числе иностранные. Существенно возрастает в новых условиях роль местных администраций не только как субъектов управления экономикой регионов, но и как субъектов хозяйствования.

Перечень важнейших хозяйствующих субъектов региона включает предпринимательский сектор, частные некорпорированные предприятия, частные корпорированные предприятия, население (домашние хозяйства), местные органы управления и органы самоуправления.

В состав предпринимательского сектора входят наряду с государственными предприятиями акционерные общества, арендные предприятия, товарищества, частные фирмы, иностранные компании, совместные предприятия и др., а также коммерческие банки, биржи, финансовые группы, страховые компании, внешнеторговые фирмы, представительства иностранных фирм и др.

Государственное предприятие, являясь субъектом региональной экономики, интегрируется в систему рыночных структур региона. На основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о ценах предприятия приобретают на рынке для нужд собственного производства средства производства, сырье и материалы. При этом государственные предприятия взаимодействуют с рыночными структурами различных форм собственности, товарными биржами, внешнеэкономическими посредническими фирмами, торговыми домами, иностранными и совместными фирмами и другими субъектами экономики регионов.

К числу частных некорпорированных предприятий относятся индивидуальные предприятия, а также мелкие предприятия типа обществ с ограниченной ответственностью, товариществ и пр.

К числу частных корпорированных предприятий относятся корпорации различного типа, включая иностранные и совместные предприятия, коммерческие банки, другие объекты рыночной инфраструктуры.

В условиях рыночной экономики население (домашние хозяйства) выступает как активный субъект, участвующий в предпринимательской деятельности, формировании рынков потребительских товаров, услуг, жилья, ценных бумаг, рабочей силы. В сферу деятельности населения в условиях рыночной экономики включаются потребительская деятельность, индивидуально-трудовая, частнопредпринимательская, финансово-экономические операции между отдельными гражданами, участие в финансировании развития экономики региона.

В структуре населения региона можно выделить четыре группы:

1. работающие на государственных предприятиях;

2. работающие на акционерных, частных, совместных предприятиях и в фирмах;

3. работающие в бюджетных организациях (просвещения, здравоохранения, науки, управления и др.);

4. неработающие (пенсионеры, студенты, учащиеся и др.).

Население, работающее на государственных предприятиях, заинтересовано прежде всего в росте заработной платы, других выплат, а также льгот, получаемых из фондов социального развития (жилье, санаторно-курортное обслуживание, дошкольные учреждения и т.д.). Не являясь совладельцами собственности предприятия, представители этой группы населения мало заинтересованы в его развитии, повышении производительности труда, экономии ресурсов и т.д.

В отличие от этой группы лица, работающие на акционерных, частных, совместных предприятиях, в коммерческих структурах, непосредственно заинтересованы в перспективном их развитии, в росте прибыли и дивидендов.

Работающие в бюджетных организациях и неработающие граждане, получающие средства из бюджета, заинтересованы в перераспределении доходов частнопредпринимательского сектора через бюджет в свою пользу.

Различие интересов различных групп населения следует учитывать при разработке механизма согласования интересов всех субъектов.

К местным органам управления наряду с государственными органами региональной власти относятся также органы местного самоуправления. Их основная функция — экономическое регулирование поведения субъектов рыночных отношений. Органы управления, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должны заниматься формированием социально-экономической среды региона, в чем заинтересованы все предприятия и население.

Экономические возможности региональных органов управления по регулированию системы воспроизводственных циклов, связанных с формированием социально-экономической среды в регионе, зависят от эффективности функционирования предприятий, поскольку финансово-экономическая база региона строится на основе эквивалентных экономических связей между предприятиями и региональными органами власти.

Взаимоотношения местных органов власти, предпринимателей и населения должны рассматриваться с учетом множественности интересов каждого субъекта (финансовых, инвестиционных, технологических и др.). Так, решения по вопросам местного налогообложения оцениваются предпринимателями с позиций влияния на прибыль, инвестиции, технологию, а для местных органов власти важна возможность свободы в выборе налоговой системы, установления налоговых ставок, проведения независимой политики регионального развития, а также получения внешних источников доходов.

Отношения предприятий и местных органов власти должны строиться на принципах партнерства. При этом местные налоги выступают как эффективное средство поддержания взаимовыгодных отношений. Располагая соответствующей базой налогообложения, местные власти могут обеспечить совершенствование условий конкуренции в регионе, улучшение условий жизни населения.

Наши рекомендации