Задания для практического занятия

1. Составьте схему оснований (титулов) возникновения (приобретения) права собственности и определите соотношения по­нятий «основания возникновения права собственности» (титулы соб­ственности) и «способы приобретения права собственности».

2. Дайте юридическую характеристику способу возникно­вения права собственности, предусмотренному п. 4 ст. 218 ГК РФ. Прокомментируйте, как строятся взаимоотношения граждан-пайщи­ков – членов жилищно-строительного кооператива, пользующихся предоставленной им жилой квартирой, после полной выплаты паево­го взноса. Обоснуйте, какая правовая форма является наиболее пред­почтительной и отвечающей задаче совместной эксплуатации имуще­ства кооператива, остающегося в его собственности, — создание по­требительского кооператива или простого товарищества.

3. Составьте сравнительную таблицу, показывающую осо­бенности законодательной регламентации института приобретательной давности в национальной, континентальной и англо-американской гражданско-правовых системах.

4. Выделите признаки, которые характеризуют приватиза­цию государственного и муниципального имущества как особое осно­вание прекращения права собственности публично-правовых образо­ваний (абз. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ).

5. Составьте схему, иллюстрирующую прекращение права собственности в случаях принудительного изъятия имущества у соб­ственника, показав, как соотносятся содержащиеся в ГК РФ требова­ния и условия их осуществления с необходимостью обеспечения за­щиты публичных интересов и гарантий прав частных собственников.

6. Дайте в письменной форме со ссылками на нормы права перечень прав несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и от 14 до 18 лет при осуществлении приватизации жилого помещения, в котором они проживают.

7. Сравните с точки зрения их юридического значения следующие понятия, используемые в законодательстве о приватиза­ции: «договор передачи жилого помещения в собственность» и «свиде­тельство о собственности на жилище».

8. Составьте перечень документов, которые гражданину необходимо представить в местную администрацию, если он желает получить земельный участок безвозмездно в собственность для строи­тельства жилого дома и ведения подсобного хозяйства.

9. Назовите случаи, когда допускается обращение взыска­ния кредиторов индивидуального предпринимателя, являющегося участником полного товарищества, на его долю в складочном капита­ле такого товарищества.

10. Жилой дом, в котором имелись 4 изолированные комна­ты и соответствующие подсобные помещения, принадлежал на праве общей долевой собственности Волкову (1/2 доля), Старову и Чистову (по 1/4 доли). В соответствии с достигнутым между ними соглашени­ем, нотариально удостоверенным и зарегистрированным в мест­ной администрации, Волков пользовался двумя комнатами, в пользо­вании Старова и Чистова находилось по одной комнате. В связи с переездом на новое местожительство Волков решил реализовать свое право распоряжения принадлежащей ему долей в праве обшей доле­вой собственности на дом. Одну комнату (1/4 долю в праве собственно­сти на дом) он намеревался обменять на автомашину, а вторую (1/4 долю в праве собственности на дом) — подарить своему внуку Семилетову.

Волков обратился в юридическую консультацию с вопросами: обязан ли он известить Старова и Чистова о намерении совершить упомяну­тые сделки? Возможны ли и какие именно юридические последствия, если он этого не сделает? Со ссылкой на соответствующие правовые нормы составьте пись­менный ответ юридической консультации на вопросы Волкова. Необходимы ли были нотариальное удостоверение и регистрация упомянутого в задании соглашения? Составьте проект договора между Грачевым и Ветровым об изменении долей в праве общей долевой собственности на дом в связи с возведением Ветровым надстройки дома.

Литература:

[9, 10, 12, 20, 38, 68, 73, 93, 130, 132, 251, 288-290, 292, 310, 329]

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой вещное право, и какое место занимает в системе законодательства и гражданского права?

2. Назовите основные признаки вещного права.

3. Какие виды вещных прав Вы знаете?

4. Что представляет собой собственность и присвоение как экономические категории?

5. Из каких правомочий состоит право собственности? Исчерпывается ли оно триадой правомочий владения, пользования, распоряжения имуществом?

6. Какие формы собственности допускает российское законодательство?

7. Какие основания возникновения права собственности допускает российское законодательство?

8. В чем различие оснований и способов приобретения права собственности?

9. По каким основаниям прекращается право собственности?

10. Дайте понятие добровольного и принудительного прекращения права собственности. На примере учреждений УИС приведите основания, по которым они могут быть лишены права собственности.

Тема 11. Понятие и виды ограниченных вещных прав

Лекция – 2 ч.

Семинарское занятие – 2 ч.

План

1. Понятие и признаки ограниченных вещных прав

2. Виды ограниченных вещных прав.

3. Ограниченные вещные права юридического лица (право хозяйственного ведения и право оперативного управления).

4. Иные вещные права.

Литература:

[8-10, 12, 28, 44, 52, 79, 112, 117, 131, 227, 233, 254, 291, 310]

Контрольные вопросы:

1. Назовите признаки ограниченных вещных прав.

2. В чем сходство и различие ограниченных вещных прав и права собственности?

3. Чем право хозяйственного ведения отличается от права оперативного управления?

4. Какие правомочия включает право оперативного управления?

5. Какие правомочия остаются у собственника, передавшего свое имущество в полное хозяйственное ведение своего предприятия?

6. Какие вещные права на землю Вы знаете?

7. Назовите основные отличия права пожизненного наследуемого владения от права постоянного пользования земельным участком.

8. Что такое сервитут? Приведите примеры.

Наши рекомендации