Образование древнерусского государства
ДОГОВОР РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ (911)
В лето 6420. Послал Олег мужей своих установить мир и заключить договор между греками и Русью... Мы от рода Русского <следует перечень имен>, посланные от Олега, великого князя Русского, и от всех подвластных ему светлых бояр к вам, Льву, Александру и Константину, божьей милостью великим самодержцам, цесарям греческим, для подтверждения и укрепления существующей уже много лет дружбы между Христианами и Русью, согласно желанию и повелению наших князей и всей подвластной им Руси... Прежде всего заключим с вами, греками, мир и станем дружить друг сдругом всей душой и не допустим, по нашему общему стремлению, никакого беспорядка или обиды... Если ж убьет Русин Християнина или Християнин Русина — пусть умрет там, где совершил убийство. Если же убийца скроется, а окажется имущим, то ту часть имущества, которая принадлежит ему по закону, пусть возьмет близкий родственник убитого... Если кто ударит другого мечом или каким-либо другим орудием, то пусть за этот удар или избиение заплатит потерпевшему 5 литров серебра по за кону Русскому.. Если Русин Християнину или Християнин Русину нанесет какое-либо мучение и насильно захватит чужое имущество, и это будет доказано, то пусть виновный возместит убытки потерпевшему в тройном размере. Если ладья сильным ветром будет выброшена на чужую землю и будет обнаружена кем-либо из Руси, то они будут охранять ее с ее снаряжением и товарами и отошлют ее в землю Христианскую… Также, если случится несчастье с ладьей Русской около земли Греческой, <мы> проводим ее в Русскую землю… Если пленник, удерживаемый любой из сторон, Русью или греками, будет продан в иную страну и будет обнаружен Русином или Гречином <соотечественником пленного>, то дозволяется его выкупить и возвратить выкупленного в свою страну. Если челядин Русский будет украден или убежит, или будет насильно продан и Русь на это пожалуется, и это будет подтверждено челядином, то пусть Русь возьмет его. О находящихся на службе в Греках у христианского цесаря людей из Руси. Если кто из них умрет, не оставив завещания о своем имуществе, а своих <родственников> здесь у него не будет, то пусть его имение возвратят ближним родичам на Русь. Если же он сделает завещание, то пусть его имущество возьмет тот, кому он его завещал, и наследует его…
Цесарь же Леон почтил послов Русских дарами, золотом, шелками и драгоценными тканями. И отпустил их в свою землю с честью великой…
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.-
М., 1989. С. 42.
«ХРОНИКА» ТИТМАРА МЕРЗЕБУРГСКОГО (1018)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
В этом огромном городе1,который является столицей того царства, имеется более 400 церквей и 8 рынков, жителей же — неведомое множество <Город>, подобно всей этой области, до сих пор сопротивлялся чрезвычайно вредящим ему печенегам и побеждал других <врагов> силою беглых сервов2, собирающихся сюда отовсюду, и в особенности быстрыми данами3.
Латиноязычные источники по истории Древней Руси
Германия IX — первая половина XII в. – М.-Л., 1989. С. 69.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (1113)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
Владимир любил дружину, и с ней совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны, и жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским И были между ними мир и любовь
Памятники литературы Древней Руси.
Начало русской литературы XI-XII вв. С. 141.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (1113)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян и северян и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
В лето 6370 (862). Изгнали варягов заморе и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи, весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом озере, атретий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские - от варяжского рода, прежде же были словене. Два года спустя умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один, Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубить — тому Полоцк, другому Ростов, этому Белоозеро. И по тем городам варяги пришельцы, а первоначальное население в Новгороде — словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове, в Белоозере - весь, в Муроме — мурома, и всеми ими обладал Рюрик.
И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали вокруг себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде…
В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
В лето 6390 (882). Выступил в поход Олег, набрав с собой много воинов варягов, Чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И убили Аскольда и Дира. И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене, и, прочие — прозванные Русью. Это Олег начал ставить города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и уставил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава.
В лето 6391 (882). Начал Олег воевать пробив древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил их и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, сказав; «Я им противник, а вам — незачем».
В лето 6393 (885). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но дайте мне». И дали Олегу по щелягу4, как раньше хазарам давали. И владел Олег полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал...
Откуда есть пошла Русская земля. Века VI- X. -
М., 1986. Кн. 1. М. 660, 654; Кн. 2. С. 479-484.
«РУССКАЯ ПРАВДА» (XII в.)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
3. Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а <члены верви> убийцу не ищут, то виру за него в размере 80гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить виру <князю> в 40 гривен...
10. 3а убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.
11. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Также и за боярских…
52. Если закуп убежит от господина <не расплатившись с ним за ссуду>, то становится полным холопом; если он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.
85. Если смерд умрет <не оставив сыновей>, то задница5 идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить <часть имущества> им, если же дочери замужние, то им не давать части наследства…
102. Холопство обельное троякого вида: если кто купит <поступающего в холопы> до полгривны в присутствии свидетелей <сделки> и ногату <княжескому судье> заплатит перед самим холопом.
103. А второе холопство: кто женится на рабе без договора, <с ее владельцем>, а если с договором <рядом>, то как договорились, так и будет.
104. А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники <господина> без договора с ним, если же с договором, на том и стоять.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен
до конца XVIII века.С. 26-27,33-34.
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА «ПРОДОЛЖЕНИЕ ХРОНИКИ РЕГИОНА»6
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
959. Послы Елены7, королевы ругов, которая при Романе, константинопольском императоре, была крещена в Константинополе, придя к королю, лживо8, как затем стало ясно, просили, чтобы их народу были поставлены епископ и священники.
Латиноязычные источники по истории Древней Руси.
Германия. IX— первая половина XII в. – М.-Л., 1989. С. 376.
«Повесть временных лет (1113)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
В лето 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и cтарцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя... Что же вы посоветуете, что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то ведь имеешь у себя мужей; послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям, избрали мужей славных и умных, числом десять...
Они же вернулись в землю свою…
И минуло лето, в лето 6496 (988), пошел Владимир с войском на Корсунь… Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому». И, услышав это, опечалилось цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя».
Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи...». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицынскими попами, огласив, крестил Владимира. Многие из дружинников… крестились… По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака…
После всего этого… Владимир вернулся в Киев.
И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крешения. И притащив, кинули его в Днепр, и приставил Владимир к, нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано… Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы это не было благом, не приняли бы его князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицынскими и кopсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…
Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал бога сам и люди его… Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где раньше стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых.
Через этих, отданных в учение книжное, сбылось и пророчество на Русской земле, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык косноязычных».
Откуда eсть пошла Русская земля. Века VI-X. –
М., 1986. Кн. 2. С. 521-524, 527-529.
КУЛЬТУРА И БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
«ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» (1117)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
Ибо как Василий учил, собрав тут юношей душой быть чистым, непорочным, телом — слабым, в разговоре — негромким, соблюдая слово господне: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненным в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опускай долу, а душу ввысь, суеты избегая, не пытаться поучать беспечных во власти, ни во что почитать всенародную славу.
Старых почитай как отца, а молодых как братьев; в доме своем не будьте беспечны, но за всем следите, не полагайтесь на ключника или слугу, чтобы не посмеялись к вам приходящие ни над домом вашим, ни над вашим столом. Пойдя на войну, не отсиживайтесь, не оглядывайтесь на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сами снаряжайте охрану и ночью; расставив стражу со всех сторон, рядом с воинами ложитесь и пораньше вставайте; оружия же с себя никогда не снимайте: Второпях, не разглядев по небрежности, внезапно ведь человек погибает, Остерегайся и лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Отправляясь каким путем по своим землям, не позволяйте слугам вред причинять ни своим, ни чужим, ни в деревнях, ни на пашнях, чтобы не стали нас проклинать. Куда ни пойдете, где ни пристанете, напоите и накормите убогого, но больше всего почитайте гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный или посол; и если не можете почтить его даром — едой да питьем приветьте, ибо они, повсюду бывая, прославят человека по всем землям — или добрым, или злым.
Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам бог пошлет; ибо если я от войны и от дикого зверя, и от воды, и с коня свалившись уберегся, никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от бога повеления, а если уж от бога наступит смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не смогут отнять от нее; но если и доброе дело — остерегаться самому, то божие обережение лучше человеческого.
Мудрое слово Древней Руси (IX-XVII вв. ). – М., 1989. С. 125-126, 138-139.
Вопросы и задания к документам
1. Проследите по карте «Киевская Русь в IX - начале XII в.» расселение восточных славян, а также их соседей.
2. В каких природно-климатических условиях проживали славяне? Как эти условия влияли на их бытовой уклад, образ жизни и занятия?
3. Какими были общественное устройство и религия славянских племен, их нравы и обычаи?
4. Как охарактеризованы в источниках отношения славян со своими соседями?
5. Когда, как и на какой территории сложилось древнерусское, государство? Какую роль в объединении восточнославянских племен и создании Древнерусского государства сыграл торговый путь?
6. Проследите по карте, как расширялась территория Древнерусского государства. Какие племена к началу XII в. были объединены под властью киевского князя?
7. Изучая отрывок из «Повести временных лет», ответьте на вопрос, как летописец объясняет возникновение Древнерусского государства?
8. Определите характерные черты раннефеодального киевского государства. Составьте схему структуры власти и управления.
9. Как иностранные авторы характеризовали Древнерусское государство и его столицу Киев?
10. Охарактеризуйте международное положение и внешнеторговые связи Киевской Руси.
Тема 2. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье
Вопросы для обсуждения
1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.
2. Монгольская держава. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
3. Русь, Орда и Литва.
4. Объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Словарь:
Баскак, ярлык на княжение, централизованное государство, сословно-представительская монархия
Задания
Заполните таблицы
4. Составьте синхронистическо-хронологическую таблицу событий монголо-татарского нашествия и экспансии немецких и шведских рыцарей.
Дата | Западное направление | Восточное направление |
5. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
Царь | Годы царствования | Какие территории вошли в состав Московского царства | Какие территории были утрачены |
Иван III | 1462-1505 | Новгород, Тверь и т.д. | |
6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН
Дата | Событие |
Вопросы для дискуссии:
1. Влияние монгольского нашествия и ига на экономическое развитие Руси.
2. Эволюция политических институтов Русских земель в период ига.
3. Западное влияние на Русь в XIII в.: сущность и последствия. Этапы формирования русского централизованного государства.
4. Чем система подданства отличается от системы вассалитета?
Тесты