Глава iv. Государственный надзор за страховой деятельностью
Статья 39. Государственный надзор за страховой деятельностью
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется органом, специально уполномоченным на это Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 40. Основные функции органа государственного надзора за страховой деятельностью
Основными функциями органа государственного надзора за страховой деятельностью являются:
· регистрация страховых и перестраховочных организаций, представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений страховых и перестраховочных организаций Республики Беларусь, осуществляющих деятельность на ее территории, и ведение государственного реестра страховых и перестраховочных организаций;
· выдача страховым, перестраховочным организациям и страховым брокерам лицензий на каждый вид страховой деятельности;
· контроль за соблюдением страховыми, перестраховочными организациями и страховыми брокерами требований законодательства о страховании;
· обеспечение единообразного ведения страховыми и перестраховочными организациями учета и составления отчетности, формирования резервов и определения страховых тарифов;
· разработка методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность страховых и перестраховочных организаций, в пределах своей компетенции;
· обобщение страховой практики, дача страховым и перестраховочным организациям разъяснений по вопросам применения страхового законодательства и разработка предложений по его совершенствованию;
· представление Республики Беларусь во всех организациях по вопросам страховой политики;
· регулирование внешнеэкономической страховой деятельности;
· контроль за выполнением страховыми и перестраховочными организациями законодательства об оплате труда.
Статья 41. Права органа государственного надзора за страховой деятельностью
Орган государственного надзора за страховой деятельностью вправе:
· производить проверки выполнения страховыми и перестраховочными организациями требований законодательства о страховании, а также соответствия объема денежных средств объему принятых ими обязательств и давать страховым и перестраховочным организациям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений законодательства о страховании, о приведении объема денежных средств в соответствие с объемом принятых обязательств;
· применять к страховым, перестраховочным организациям и страховым посредникам санкции за нарушение законодательства о страховании в порядке и размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;
· приостанавливать действие выданных лицензий до устранения выявленных нарушений на определенный срок, или давать указания об устранении нарушений, не приостанавливая действия лицензий, или принимать решения об их отзыве. При повторном или грубом нарушении порядка осуществления страховой или перестраховочной деятельности, на которую выдана лицензия, может ее аннулировать;
· давать предписания владельцам страховой или перестраховочной организации либо ставить вопрос перед соответствующим государственным органом о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению страховой или перестраховочной организации, о замене руководства страховой или перестраховочной организации, о ликвидации страховой или перестраховочной организации в случае систематического нарушения законодательства о страховании, неисполнения его предписаний, возникновения положения, которое угрожает интересам страхователей;
· принимать решение о принудительной ликвидации страховой или перестраховочной организации в случае задержания начала деятельности более чем на шесть месяцев с момента регистрации;
· обращаться в судебные органы для рассмотрения вопроса о банкротстве страховых организаций, не обеспечивающих свои обязательства по выплате страховых сумм и страхового возмещения;
· приостанавливать операции страховых и перестраховочных организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях их деятельности без регистрации либо соответствующей лицензии или систематического нарушения страховой или перестраховочной организацией требований действующего страхового законодательства, неисполнения его предписаний, осуществления запрещенных законодательными актами Республики Беларусь операций либо операций, выходящих за пределы прав страховой или перестраховочной организации;
· взимать со страховых и перестраховочных организаций, их обособленных структурных подразделений и брокеров плату за регистрацию и выдачу им лицензий на осуществление страховой деятельности в размерах, установленных законодательством;
· получать от страховых и перестраховочных организаций установленную отчетность по страховым и перестраховочным операциям, справки и иную информацию об их финансово-экономической деятельности, а также обращаться за получением такой информации в кредитные учреждения, организации и к гражданам.
Принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию в высших и средних специальных учебных учреждениях, программ специализированных организаций по подготовке и повышению квалификации кадров для страховых и перестраховочных организаций.
Статья 42. Регистрация страховых и перестраховочных организаций
Страховые и перестраховочные организации, включая организации с участием иностранных инвесторов в Республике Беларусь, подлежат обязательной государственной регистрации в органе государственного надзора за страховой деятельностью.
Для государственной регистрации страховой и перестраховочной организаций в органе государственного надзора за страховой деятельностью должно быть представлено заявление, составленное по установленной форме, с приложением следующих документов:
· решения учредителей о создании страховой или перестраховочной организации;
· нотариально заверенных копий учредительных документов;
· документа кредитного учреждения, подтверждающего полную оплату (до регистрации страховой или перестраховочной организации) уставного фонда в размере, установленном статьей 6 настоящего Закона;
· сведений о профессиональной пригодности двух высших руководителей и главного бухгалтера страховой или перестраховочной организации;
· копии платежного поручения, подтверждающего внесение платы за регистрацию;
· документа, подтверждающего законность происхождения денежных средств у физических лиц, выступающих в качестве учредителей;
· других документов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Орган государственного надзора за страховой деятельностью присваивает страховой или перестраховочной организации регистрационный номер, включает ее в реестр и выдает свидетельство о регистрации.
Государственная регистрация осуществляется не позднее 30 дней с даты получения регистрирующим органом заявления со всеми необходимыми документами.
Отказ в регистрации страховой или перестраховочной организации может последовать по мотивам:
· нарушения установленного порядка создания страховой или перестраховочной организации;
· несоответствия ее учредительных документов требованиям законодательства;
· отсутствия или незаконного происхождения собственных финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный фонд страховой или перестраховочной организации (по заключению аудиторской организации или финансовых органов);
· профессиональной непригодности (по заключению комиссии органа государственного надзора за страховой деятельностью) двух высших руководителей и главного бухгалтера страховой или перестраховочной организации;
· недостоверности представленной информации.
Отказ в регистрации страховой или перестраховочной организации по мотивам нецелесообразности ее создания не допускается.
Если в регистрации страховой или перестраховочной организации отказано по мотивам, признанным ее учредителями необоснованными, они могут обратиться в суд.
Любые изменения в учредительных документах подлежат обязательной регистрации с внесением необходимых изменений в реестр регистрации с взиманием платы в размере, устанавливаемом законодательством.
Замена руководителей страховых и перестраховочных организаций после регистрации последних производится по согласованию с органом государственного надзора за страховой деятельностью.
Деятельность не зарегистрированной в органе государственного надзора за страховой деятельностью страховой и перестраховочной организаций запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированных страховой и перестраховочной организаций, подлежат изъятию в государственный бюджет.
Регистрация представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений страховых и перестраховочных организаций Республики Беларусь производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Открытие за пределами Республики Беларусь филиалов и представительств, дочерних страховых и перестраховочных организаций и страховых или перестраховочных организаций с участием белорусского капитала осуществляется по разрешению органа государственного надзора за страховой деятельностью.
Статья 43. Лицензирование страховой деятельности
Страховая, перестраховочная организация или страховой брокер приобретают право на осуществление страховой деятельности с момента получения соответствующей лицензии.
На каждый вид добровольного и обязательного страхования выдается отдельная лицензия, а также на перестрахование, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование.
Выдача лицензий производится на основании заявления страховой, перестраховочной организации или страхового брокера, составленного по установленной форме, с приложением следующих документов:
· плана развития страховых операций;
· правил или условий страхования или перестрахования;
· образцов документов, которые будут применяться при проведении страхования;
· экономического обоснования деятельности, включающего оценку прибыли и убытков, программу перестраховочной защиты или других гарантий обеспечения обязательств;
· копии платежного поручения, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии.
Орган государственного надзора за страховой деятельностью рассматривает заявление страховой, перестраховочной организации или страхового брокера о выдаче им лицензии в течение 30 дней с момента получения всех предусмотренных настоящим Законом документов. При необходимости проведения экспертной оценки деятельности страховой или перестраховочной организации окончательное решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней с момента получения предусмотренных документов.
Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке.
Страховые и перестраховочные организации, не получившие в установленном порядке лицензию, правом страховой деятельности не обладают.