Организация процедуры административно-служебного контроля
В основе организации процедуры административно-служебного контроля лежит представление об организации в ее взаимодействии со своим окружением как о едином целом, обеспечивающем необходимые для самой организации и ее потребителей результаты через согласование в общей логике деятельности таких элементов, как:
- цели;
- ресурсы;
- составляющие деятельности организации и принципы их взаимодействия;
- компетенции (в том числе при взаимодействии с другими организациями и лицами);
административный служебный контроль
- границы компетенции и управления (организационные, правовые, технологические и другие ограничения). Часть границ устанавливает сама организация, часть устанавливается внешним окружением.3
Базовыми принципами, которым должна удовлетворять процедура административно-служебного контроля являются:
- обеспечение согласованности и непротиворечивости деятельности исполнителей рабочих процессов в интересах достижения целей организации;
- обеспечение прозрачности, понимаемости и контролируемости заинтересованными лицами процессов принятия решений в рамках определенных полномочий, получение объективной информации о работе организации, ее процессов, подразделений или отдельных исполнителей;
- поддержание объективных возможностей проведения проверки адекватности, согласованности, актуальности и эффективности проектируемых, а также контроля действующих процессов;
- выявление и устранение потенциальных нарушений, управление изменениями деятельности, поддержание адекватного системного представления деятельности организации при принятии управленческих решений.4
При создании административно-служебного контроля как неотъемлемой части системы управления организацией должны быть в приоритетном порядке решены следующие вопросы:
- формирование, ведение и применение моделей целевой деятельности и причинно-следственных отношений в деятельности организации;
- проектирование в соответствии с моделями схем управления и связанной с ними необходимой и согласованной системы событий и объектов;
- проектирование организационной и технологической сред исполнения рабочих процессов и сценариев их функционирования;
- формализация и передача заинтересованным лицам данных о рабочих процессах по принципу "точно по адресу, в требуемом виде и точно в срок" (в том числе данных о рабочих процессах, выполняемых однократно);
- сбор, накопление, анализ и применение данных и документов.
Способы представления административной и служебной деятельности в административно-служебном контроле в зависимости от ее описания (представления, моделирования) или от конкретных форм управления организацией могут быть различными и определяться их спецификой. Наиболее часто встречаются следующие формы:
- процессная, когда объектом управления является сам процесс создания выходного результата. Такой способ является наиболее эффективным для получения результатов на регулярной основе при относительно стабильной последовательности операций их получения;
- функциональная, где объектом управления является поддержание готовности выполнения отдельными составными частями организации определенных функций с требуемыми характеристиками. Такая схема, как правило, оправдана, когда в организации поддерживаются слабозависимые короткие цепочки работ, каждая из которых выполняется небольшим числом исполнителей;
- проектная, когда фаза проектирования уникального, ограниченного по времени и ресурсам процесса достижения желаемого результата каждый раз включается как необходимый элемент получения этого результата. Такая схема, как правило, оправдана для получения разовых, не воспроизводимых многократно, результатов. В этом случае контроль административной и служебной деятельности для каждого проекта должен формироваться до начала его осуществления.5
Общей основой описания процессной, функциональной или проектной организации деятельности является подлежащее контролю технологическое или пооперационное представление, в рамках которого, исходя из целей организации, устанавливаются связи между операциями для получения конечных, значимых для потребителя, результатов.
Административно-служебный контроль играет все большую роль в государственно-административном управлении. При этом актуализация административного контроля в служебном управлении сопровождается изменением отношения служащих к своей деятельности. Сохраняя себя на рабочем месте, служащие с целью уменьшения риска санкций все больше демонстрируют, по выражению Р. Коха, "инструментальную идентификацию" со своей профессиональной ролью, все меньше проявляют готовность брать на себя ответственность.
Снижение эффективности административно-служебного контроля в значительной мере обусловлено ценностной переориентацией сознания современных служащих, которые начинают все больше тяготиться ограничениями. Это явление регистрируется не только в развитых обществах ("странах потребления"), но и в развивающихся странах.